|
Почему дети и подростки начинают употреблять алкоголь и наркотики?Автор статьи: 404
Одним из важнейших факторов, разрушающих жизнь, здоровье и благополучие детей и подростков сегодня, крадущих у них потенциал реализации в будущем является употребление легальных и нелегальных наркотических средств. Наиболее распространенными легальными наркотиками являются табак и алкоголь, а нелегальными – канабиодиды, опиоиды и синтетические препараты группы фетаминов. Использование наркотических веществ среди подростков обычно следует схеме, в которой законные наркотики, такие как табак и алкоголь, предшествуют использованию каннабиса и других запрещенных наркотиков. Употребление наркотиков позволяет достичь временного расслабления, уменьшения тревоги и напряжения, делает ребенка или подростка более общительным. Оборотной стороной употребления наркотиков любого вида становятся развитее психологической и физической зависимости от наркотиков, прямое токсическое воздействие наркотиков на органы и системы организма, деформация, деградация и постепенное разрушение личности. В социальном плане наркотические зависимости способствуют резкому снижению академической успеваемости и мотивации к жизненным достижениям, провоцируют развитее соматических и психических заболеваний, способствуют раннему началу половой жизни, повышают опасность заражения половыми и гематогенными инфекциями (в т.ч. ВИЧ, гепатиты), способствуют совершению преступлений, в том числе на сексуальной почве, являются факторами рисков травм, несчастных случаев и суицидов. Предрасположенность к алкоголизму и наркомании во взрослом возрасте также закладываются в детский и подростковый период формирования личности. ПОЧЕМУ ДЕТИ И ПОДРОСТКИ (А ТАКЖЕ ВЗРОСЛЫЕ) ОБРАЩАЮТСЯ К НАРКОТИКАМ И АЛКОГОЛЮ? «Нет, нет, нет – зачем нам это читать? У нас вполне благополучная семья с хорошим доходом, у нас замечательный дом, наш папа занимает высокую должность и постоянно занят в офисе, а ребенок учится в приличной школе, где только хорошие детки!» - возможно, скажет большинство мам. Да, это истинная правда: благополучная домашняя среда – самое надежное средство от пристрастия ребенка к наркотическим средствам и алкоголю. Но «благополучная» - означает не только материальное благополучие, как, в большинстве случаев, принято понимать этот термин. Под благополучием понимается не только материальная сторона жизни, но, прежде всего, эмоционально-психологическая атмосфера в доме. Причем, для ребенка любого возраста (да и для взрослых) – это самый важный элемент домашнего благополучия. Также очень важен пример родителей и их собственное отношение к алкоголю – ведь дети бессознательно копируют поведение родителей, и учатся, в основном, тому, что видят в родителях, а не тому, что слышат в их словах. Среди факторов риска развития пьянства и наркомании есть и сугубо физиологические причины: употребление родителями наркотиков во время зачатия, матерью во время беременности и грудного вскармливания. Но основную роль в провоцировании пристрастия детей и подростков к наркотикам, особенно в финансово «благополучных» семьях, играют отношения родителей и детей – стиль воспитания, практикуемый родителями.
СТИЛЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОР РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ У ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ Ключевую роль в формировании личности человека играет среда, в которой воспитывается ребенок: семья, домашняя атмосфера, круг общения и культурная среда. Закрепление границ дозволенного, вредного и опасного у ребенка происходит еще в раннем детстве: в норме родители подкрепляют и стимулируют позитивное и безопасное поведение ребенка и препятствуют негативному и опасному. Также родители подбирают круг общения из числа сверстников для своего ребенка, выбирая определенные места для проживания, дошкольные, школьные и внешкольные образовательные и воспитательные учреждения, где подбираются дети по определенному образовательно-культурному уровню, желательному для родителей. В воспитании детей и контроля их поведения родители придерживаются определенных стилей, которые играют важную роль в развитии личности ребенка. В самом общем плане родительские стили воспитания можно разделить на основании отношения к степени контроля поведения ребенка и степени искренней душевной вовлеченности в его жизнь, проблемы и интересы. 1. Авторитетный стиль воспитания - характеризуются подходом, в котором наравне с соблюдением установленных родителями разумных правил и наставлений существует открытый диалог и обсуждение этих правил и отношений между родителями и ребенком. 2. Авторитарный стиль воспитания – отличается высоким уровнем контроля поведения ребенка и требованиям безусловного подчинения родительским правилам без всяких объяснений. 3. Попустительский стиль воспитания - характеризуется теплым душевным отношением к ребенку и высокой вовлеченностью в его интересы при низком контроле его поведения и низких требованиях к нему. 4. Безразличный стиль воспитания – безразличное, холодное или враждебное отношение к ребенку без эмоциональной поддержки и контроля его поведения. Каждый из стилей родительского поведения по отношению к ребенку приводит к вполне определенным результатам на протяжении жизни маленького человека и превращения его во взрослого: гармоничные и успешные личности вырастают лишь у родителей, практикующих авторитетный стиль воспитания. Такие дети хорошо умеют дружить со сверстниками, продуктивно сотрудничают со взрослыми, обладают хорошим самоконтролем, самостоятельны и ориентированы на достижения. Эмоциональная поддержка ребенка, поощрение его достижений и физическая привязанность и контакты с родителями уменьшают риски употребления наркотиков детьми до минимума. У родителей с другими воспитательными стилями поведения дети приобретают более или менее выраженные негативные личностные черты в богатой и причудливой гамме их сочетаний, которые мешают достигать успехов в учебе, личной жизни, последующей работе, заставляя тратить драгоценную внутреннюю душевную энергию не на личное развитие, а не на неудачное преодоление внутренних проблем, созданных деструктивными стилями родительского воспитания. Дети родителей с авторитарным или безразлично-попустительским стилем воспитания отличаются заниженной самооценкой и плохим уровнем самоконтроля. Низкая самооценка и склонность к импульсивному поведению у детей и подростков напрямую связаны с употреблением наркотических веществ и алкоголем. Если у авторитарных родителей дети употребляют наркотики чтобы получить расслабление от тотального контроля и временно восстановить свою самооценку в группах детей и подростков с подобными же семейными проблемами, то у безразличных родителей дети чаще всего не знают пределов допустимого и находят их лишь путем проб и ошибок, платя за это высокую цену. Авторитарный стиль материнского воспитания приводит к замкнутости у детей и постоянному сокрытию от родителей важной для ребенка информации и переживаний. Это приводит к проблемам с самовыражением, влияющими на всю последующую жизнь человека, что также напрямую связано с рисками развития наркотической или алкогольной зависимости. Холодное, безразличное или враждебное отношение родителей (особенно матерей) к своему ребенку, отсутствие реальной включенности в его проблемы и интересы приводят к максимальным рискам употребления подростками алкоголя и других наркотиков. Дети, чьи эмоциональные потребности не были удовлетворены родителями, скорее всего, будут искать недополученные эмоции в среде сверстников. В случаях плохих отношений между родителями и детьми становится особенно сильным влияние на детей друзей и приятелей, в том числе и тех, кто отрицают семейные ценности и уже использует алкоголь и наркотики для временного бегства от жизненных проблем. Тенденция к злоупотреблению алкоголем также прослеживается в семьях, где регулярный прием алкоголя является традицией: дети употребляющих алкоголь родителей имеют в 4 раза большие шансы начать злоупотреблять алкоголем в более взрослом возрасте. В семьях, где родители были снисходительными в отношении употребления алкоголя, их выросшие дети склонны к злоупотреблению крепкими спиртными напитками. Особенно велико количество вырастающих алкоголиков в семьях занимающихся самогоноварением. Причем, этот эффект основан не только на поведенческих и социальных факторах, но и на генетической наследственности – дети алкоголиков начинают злоупотреблять алкоголем и в тех, случаях, когда они воспитываются в приемных непьющих семьях или в воспитательных учреждениях. Культивируемая в авторитарных семьях система наказания ( в том числе и телесные) как метод воспитания детей также приводит к значительной алкоголизации вырастающих в таких условиях детей и подростков. Авторитарные родители путают понятия «дисциплина» и «наказание», понимая под дисциплиной строгую систему наказаний. В тоже время, на самом деле, дисциплина подразумевает задействие не только внешних (наказание) факторов, но и внутренних – создания у ребенка правильных представлений о добре и зле. В норме родители объясняют и добиваются исполнения требований о границах допустимого поведения детей. Если использовать лишь внешнюю силу – наказания, то ребенок, у которого не сформированы внутренние моральные регуляторы поведения, будет подчиняться лишь в ситуациях угрозы внешнего воздействия. В условиях отсутствия родительского контроля такие дети будут восставать протии требований, целей которых они не понимают и не принимают. Употребление алкоголя и наркотиков является одно из самых распространенных форм «восстания» против жестоких авторитарных родителей, впрочем, как и асоциальное, аморальное и криминальное поведение, раннее начало сексуальной жизни. Применение физической силы в качестве средства поддержания дисциплины и наказания (иногда даже однократное) приводит к психологической дезадаптации детей и развития отклоняющегося поведения, психопатических черт личности в подростковом и более старшем возрасте. Такие индивидуальные личностные черты, как плохой самоконтроль, импульсивное поведения, пренебрежение социальными и моральными нормами, гиперактивность, постоянный поиск новизны и развлечений имеют прямую связь с высоким риском употребления алкоголя и наркотиков. Хотите узнать больше о своем стиле воспитания и о рисках развития зависимостей у детей - записывайтесь на психодиагностическую консультацию у доктора Демкина! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|