Почему дети и подростки начинают употреблять алкоголь и наркотики?

Автор статьи: 404

Одним из важнейших факторов, разрушающих жизнь, здоровье и благополучие детей и подростков сегодня, крадущих у них потенциал реализации в будущем является употребление легальных и нелегальных наркотических средств.

Наиболее распространенными легальными наркотиками являются табак и алкоголь, а нелегальными – канабиодиды, опиоиды и синтетические препараты группы фетаминов. Использование наркотических веществ среди подростков обычно следует схеме, в которой законные наркотики, такие как табак и алкоголь, предшествуют использованию каннабиса и других запрещенных наркотиков.

Употребление наркотиков позволяет достичь временного расслабления, уменьшения тревоги и напряжения, делает ребенка или подростка более общительным. Оборотной стороной употребления наркотиков любого вида становятся развитее психологической и физической зависимости от наркотиков, прямое токсическое воздействие наркотиков на органы и системы организма, деформация, деградация и постепенное разрушение личности.

В социальном плане наркотические зависимости способствуют резкому снижению академической успеваемости и мотивации к жизненным достижениям, провоцируют развитее соматических и психических заболеваний, способствуют раннему началу половой жизни, повышают опасность заражения половыми и гематогенными инфекциями (в т.ч. ВИЧ, гепатиты), способствуют совершению преступлений, в том числе на сексуальной  почве, являются факторами рисков травм, несчастных случаев и суицидов.

Предрасположенность к алкоголизму и наркомании во взрослом возрасте также закладываются в детский и подростковый период формирования личности.

 ПОЧЕМУ ДЕТИ И ПОДРОСТКИ (А ТАКЖЕ ВЗРОСЛЫЕ) ОБРАЩАЮТСЯ К НАРКОТИКАМ И АЛКОГОЛЮ?

Почему дети и подростки начинают употреблять алкоголь и наркотики

«Нет, нет, нет – зачем нам это читать? У нас вполне благополучная семья с хорошим доходом, у нас замечательный дом, наш папа занимает высокую должность и постоянно занят в офисе, а ребенок учится в приличной школе, где только хорошие детки!» - возможно, скажет большинство мам. Да, это истинная правда: благополучная домашняя среда – самое надежное средство от пристрастия ребенка к наркотическим средствам и алкоголю. Но «благополучная» - означает не только материальное благополучие, как, в большинстве случаев, принято понимать этот термин.

Под благополучием понимается не только материальная сторона жизни, но, прежде всего, эмоционально-психологическая атмосфера в доме. Причем, для ребенка любого возраста (да и для взрослых) – это самый важный элемент домашнего благополучия. Также очень важен пример родителей и их собственное отношение к алкоголю – ведь дети бессознательно копируют поведение родителей, и учатся, в основном, тому, что видят в родителях, а не тому, что слышат в их словах. 

Среди факторов риска развития пьянства и наркомании есть и сугубо физиологические причины: употребление родителями наркотиков во время зачатия, матерью во время беременности и грудного вскармливания.    

Но основную роль в провоцировании пристрастия детей и подростков к наркотикам, особенно в финансово «благополучных» семьях,  играют отношения родителей и детей – стиль воспитания, практикуемый родителями.

 

СТИЛЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОР РИСКА  ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ У ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ

Ключевую роль в формировании личности человека играет среда, в которой воспитывается ребенок: семья, домашняя атмосфера, круг общения и культурная среда. Закрепление границ дозволенного, вредного и  опасного у ребенка происходит еще в раннем детстве: в норме родители подкрепляют и стимулируют позитивное и безопасное поведение ребенка и препятствуют негативному и опасному.  Также родители подбирают круг общения из числа сверстников для своего ребенка, выбирая определенные места для проживания, дошкольные, школьные и внешкольные образовательные и воспитательные учреждения, где подбираются дети по определенному образовательно-культурному уровню, желательному для родителей.

В воспитании детей и контроля их поведения родители придерживаются определенных стилей, которые  играют важную роль в развитии личности ребенка. В самом общем плане родительские стили воспитания можно разделить на основании отношения к степени контроля поведения ребенка и степени искренней душевной вовлеченности в его жизнь, проблемы и интересы.

1. Авторитетный стиль воспитания - характеризуются подходом, в котором наравне с соблюдением установленных родителями разумных правил и наставлений существует открытый диалог и обсуждение этих правил и отношений между родителями и ребенком.

2. Авторитарный стиль воспитания – отличается высоким уровнем контроля поведения ребенка и требованиям безусловного подчинения родительским правилам без всяких объяснений.

3. Попустительский стиль воспитания  - характеризуется теплым душевным отношением к ребенку и высокой вовлеченностью в его интересы при низком контроле его поведения и низких требованиях к нему.

4. Безразличный стиль воспитания – безразличное, холодное или враждебное отношение к ребенку без эмоциональной поддержки и контроля его поведения.

Каждый из стилей родительского поведения по отношению к ребенку приводит к вполне определенным результатам на протяжении жизни маленького человека и превращения его во взрослого:  гармоничные и успешные личности  вырастают лишь у родителей, практикующих авторитетный стиль воспитания. Такие дети хорошо умеют дружить со сверстниками, продуктивно сотрудничают со взрослыми, обладают хорошим самоконтролем, самостоятельны и ориентированы на достижения. Эмоциональная поддержка ребенка, поощрение его достижений и физическая привязанность и контакты с родителями уменьшают риски употребления наркотиков детьми до минимума.

У родителей с другими воспитательными стилями поведения дети приобретают более или менее выраженные негативные личностные черты в богатой и причудливой гамме их сочетаний, которые мешают достигать успехов в учебе, личной жизни, последующей работе, заставляя тратить драгоценную внутреннюю душевную энергию не на личное развитие, а не на неудачное преодоление внутренних проблем, созданных деструктивными стилями родительского воспитания.

Дети родителей с авторитарным или безразлично-попустительским стилем воспитания отличаются заниженной самооценкой и плохим уровнем самоконтроля. Низкая самооценка и склонность к импульсивному поведению у детей и подростков напрямую связаны с употреблением наркотических веществ и алкоголем. Если у авторитарных родителей дети употребляют наркотики чтобы получить расслабление от тотального контроля и временно восстановить свою самооценку в группах детей и подростков с подобными же семейными проблемами, то у безразличных родителей дети чаще всего не знают пределов допустимого и находят их лишь путем проб и ошибок, платя за это высокую цену.  

Авторитарный стиль материнского воспитания приводит к замкнутости у детей и постоянному сокрытию от родителей важной для ребенка информации и  переживаний. Это приводит к проблемам с самовыражением, влияющими  на всю последующую жизнь человека, что также напрямую связано с рисками развития наркотической или алкогольной зависимости.

Холодное, безразличное или враждебное отношение родителей (особенно матерей) к своему ребенку, отсутствие реальной включенности в его проблемы и интересы приводят к максимальным рискам употребления подростками алкоголя и других наркотиков.  Дети, чьи эмоциональные потребности не были удовлетворены родителями, скорее всего, будут искать недополученные эмоции в среде сверстников. В случаях плохих отношений между родителями и детьми становится особенно сильным влияние на детей друзей и приятелей, в том числе и тех, кто отрицают семейные ценности и уже использует алкоголь и наркотики для временного бегства от жизненных проблем.  

Тенденция к злоупотреблению алкоголем также прослеживается в семьях, где регулярный прием алкоголя является традицией: дети употребляющих алкоголь родителей имеют в 4 раза большие шансы начать злоупотреблять алкоголем в более взрослом возрасте. В семьях, где родители были  снисходительными в отношении употребления алкоголя, их выросшие дети склонны к злоупотреблению крепкими спиртными напитками. Особенно велико количество вырастающих алкоголиков в семьях занимающихся самогоноварением. Причем, этот эффект основан не только на поведенческих и социальных факторах, но и на генетической наследственности – дети алкоголиков начинают злоупотреблять алкоголем и в тех, случаях, когда они воспитываются в приемных непьющих семьях или в воспитательных учреждениях.

Культивируемая в авторитарных семьях система наказания ( в том числе и телесные) как метод воспитания детей также приводит к значительной алкоголизации вырастающих в таких условиях детей и подростков. Авторитарные родители путают понятия «дисциплина» и «наказание», понимая под дисциплиной строгую систему наказаний. В тоже время, на самом деле, дисциплина подразумевает задействие не только внешних (наказание) факторов, но и внутренних – создания у ребенка правильных представлений о добре и зле.

В норме родители объясняют и добиваются исполнения требований о границах допустимого поведения детей.  Если использовать лишь внешнюю силу – наказания, то ребенок, у которого не сформированы внутренние моральные регуляторы поведения, будет  подчиняться лишь в ситуациях угрозы внешнего воздействия. В условиях отсутствия родительского контроля такие дети будут восставать протии требований, целей которых они не понимают  и не принимают. Употребление алкоголя и наркотиков является одно из самых распространенных форм  «восстания» против жестоких авторитарных родителей, впрочем, как и асоциальное, аморальное и криминальное поведение, раннее начало сексуальной жизни. Применение физической силы в качестве средства поддержания дисциплины и наказания (иногда даже однократное) приводит к психологической дезадаптации детей и развития отклоняющегося поведения, психопатических черт личности в подростковом и более старшем возрасте. Такие индивидуальные личностные черты, как плохой самоконтроль,  импульсивное  поведения, пренебрежение социальными и моральными нормами, гиперактивность, постоянный поиск новизны и развлечений имеют прямую связь с высоким риском употребления алкоголя и наркотиков.

Хотите узнать больше о своем стиле воспитания и о рисках развития зависимостей у детей - записывайтесь на психодиагностическую консультацию у доктора Демкина!  



Просмотров: 553
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • О проблемах воспитания. Взрослые - дети ранящих родителей
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Об эмоциях родителей в процессе воспитания детей
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • "Взрослые дети алкоголиков" для детей непьющих родителей
  • Употребление алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте
  • дети в поисках родителей, родители в поисках детей
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Рождение второго ребенка: особенности воспитания детей разного возраста
  • Поступки родителей как способ формирования стереотипов поведения и мышления у детей
  • Анализ семейного воспитания и соц.-психологической адаптации у подростков-сиблингов и единственных детей
  • о взаимосвязи поведения родителей и профессионального самоопределения детей
  • Какой стиль воспитания приводит к истерической дезадаптации?
  • Какой стиль воспитания приводит к шизоидной дезадаптации?
  • Какой стиль воспитания приводит к антисоциальной дезадаптации?
  • Какой стиль воспитания приводит к нарциссической дезадаптации?
  • Родители и дети. Ошибки воспитания
  • Значимость родителей в жизни детей-подростков(мини статья).
  • Роль родителей в формировании личности детей
  • Какой стиль воспитания приводит к обсессивно-компульсивной дезадаптации?
  • Родители и дети: аспекты воспитания (Часть II)
  • Родители и дети: аспекты воспитания (Часть I)
  • Духовные психолого-ориентированные практики воспитания детей и подростков
  • Стиль родительского воспитания как фактор насилия в современной семье?
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Авторитет родителей и современные дети. Из опыта работы с родителями
  • Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка.
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь