Какой стиль воспитания приводит к шизоидной дезадаптации?

Какой стиль воспитания приводит к шизоидной дезадаптации

Дезадаптация шизоидных личностей связана с трудностями в установлении удовлетворяющих социальных связей: часто они одиноки, т.к. им сложно поддерживать длительное общение, выражать эмоции; они могут производить впечатление холодных, замкнутых, странных.
Необходимость частого общения с людьми приводит к гиперстимуляции нервной системы шизоидов и, вследствие этого, росту тревоги, изоляции, обсессиям, ритуальным действиям. Данный тип поведения роднит шизоидов с обсессивно-компульсивными (психастеническими) личностями уклоняющегося типа с той лишь разницей, что психастеники ориентированы на социальное одобрение и социальные нормы, тогда как шизоиды не склонны придерживаться порядка, предпочитая "господствовать над хаосом". При этом, шизоиды часто наделены высоким интеллектом, умеют решать нестандартные задачи, могут отличаться повышенной индивидуалистичностью, независимостью суждений.

Участие в формировании личности, как известно, принимают биологические факторы, паттерны, усвоенные от родителей и в процессе дальнейшей социализации.

Считается, что шизоиды, как и люди с другими типами личности, уже рождаются с определенным складом нервной системы, и с рождения тяжело идут на контакт, предпочитая игры в одиночестве, тревожны, не всегда могут адаптироваться в меняющихся условиях. Воспитание может как улучшить адаптацию шизоида, так и, напротив, усугубить ситуацию.

Бывает и так, что человек изначально не был шизоидом, но стал замкнут и дезадаптирован в процессе деструктивного воспитания.

Какие стили воспитания, предположительно, могут привести к шизоидной дезадаптации?

1. Жизнь в ожидании угрозы.


Одна женщина с шизоидным типом личности рассказала, как в детстве часто боялась выйти из своей комнаты, она вспоминает, что ей хотелось исчезнуть, слиться со стенами - так силен был страх. Она все время себя подавляла, чтобы сидеть тихо, не привлекая к себе внимания. Это было связано с отцом-алкоголиком, который постоянно избивал мать. Женщина вспоминает, что каждый раз впадала в ступор, слыша её крики. Она боялась, что отец и её может избить, а потому при нём сидела тихо. Впоследствии она старалась избегать любых конфликтных ситуаций.

Привычка постоянно подавлять эмоции привела к трудностям в общении со сверстниками. Женщина комфортно чувствовала себя, лишь когда оставалась одна и начинала писать рассказы - это отвлекало её от тревоги и успокаивало.

2. Жизнь в ситуации гиперопеки и нарушения границ.


Один мужчина с шизоидным типом личности рассказал, как гиперопекающая мать постоянно нарушала его границы и насиловала своей заботой. Личная жизнь у неё не сложилась, а потому, не в состоянии переключить внимание на себя, она начала "душить" своей заботой сына: навязывала есть еду, которую он не хотел, заставляла носить вещи, которые ему не нравились, вынуждала его выслушивать истории о своей несложившейся жизни, о своих проблемах, страхах, выслушивать сплетни про родственников, перекладывала на него ответственность решать важные вопросы - быть ей с тем-то мужчиной или нет, продавать квартиру или нет.

Если он отказывался есть то, что она ему приготовила, носить то, что она ему купила, не спросив его мнения, мать начинала демонстрировать обиду и каждый раз говорила, что когда-нибудь её сердце не выдержит.

Когда он съехал от неё, она звонила ему по несколько раз в день, а если он не отвечал, приезжала. Однажды дошло до того, что он не открыл ей дверь в её очередной приезд. 

В результате подобного гиперконтроля у него появились сложности поддерживать длительные отношения с женщинами. При малейших признаках давления с их стороны, он не мог обозначить и удержать границ, а потому просто разъезжался с ними или разрывал отношения. Придя на консультацию, мужчина склонялся к варианту гостевого брака. 

3. Воспитание дистантными родителями.


Когда родители поглощены работой, например, какими-то личными проблемами, а ребёнок воспринимается как помеха, он вынужден часто быть предоставленным самому себе. В этой ситуации он тоже замыкается в своём внутреннем мире, научается сам придумывать себе развлечения (погружается в компьютерную игру, предположим).

4. Шизофреногенное воспитание.


Есть стиль общения в семье, который и вовсе лишает ребёнка способности доверять себе, своим чувствам, восприятию, провоцируя развитие психоза. Это общение, в котором в изобилии присутствуют газлайтинг и двойные послания.

Пример газлайтинга: ребёнок спрашивает у отца разрешение поиграть в компьютерную игру, отец машинально разрешает, но вскоре забывает о том, что ребенок к нему подходил; потом он видит ребёнка за компьютером и начинает на него кричать, как он посмел сесть за компьютер; ребёнок робко отвечает, что спрашивал его разрешения, на что отец продолжает кричать на него и называть лжецом, в результате наказывая за вранье.

Один из примеров двойного послания, описанный учёным Грегори Бейтсоном:

"Мать, не любящая своего ребенка, но вынужденная имитировать отсутствующее чувство, представляет гораздо более частое явление, чем принято думать. Она не выносит сближения с ребенком, но пытается поддерживать с ним связь, требуемую приличием.

Ребенок, нуждающийся в материнской любви, инстинктивно тянется к матери, поощряемый ее словесным обращением. Но при физическом сближении у такой матери начинает действовать механизм отталкивания, который не может проявиться в прямой и недвусмысленной форме и маскируется каким-нибудь косвенным способом: мать придирается к ребенку по любому случайному поводу и отталкивает его...».

Двойным посланием может быть любое неконгруэнтное, амбивалентное поведение (когда человек говорит одно, а ведёт себя по-другому).

Данный стиль воспитания в совокупности с гиперопекой, навязыванием родителями своего мнения приводит к размытию у ребёнка внутренних ориентиров. В связи с этим формируется страх поглощения, слияния с другой личностью с утратой собственной идентичности.

Однако, у ребёнка есть все шансы вырасти здоровым, если он научится замечать противоречия в поведении родителей и противостоять им.

Дорогие читатели, буду рада, если Вы поделитесь своими примерами!

В следующей статье я опишу стиль воспитания, который формирует обсессивно-компульсивный тип дезадаптации. Не пропустите.



Просмотров: 516
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Какой стиль воспитания приводит к обсессивно-компульсивной дезадаптации?
  • Какой стиль воспитания приводит к нарциссической дезадаптации?
  • Какой стиль воспитания приводит к истерической дезадаптации?
  • Какой стиль воспитания приводит к антисоциальной дезадаптации?
  • Какой Ваш стиль воспитания и как он повлияет на характер ребёнка?
  • "Коли есть отец да мать, так ребенку благодать" или о психологии отцовства.
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Мать-Отец-Ребенок / Мужчина и Женщина.
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Когда мать (не)выполняет функции Эго для своего ребёнка. Начало пути индивидуации.
  • Когда женщина может и должна позволить себе негативные эмоции
  • Обсессивно-компульсивный стиль личности
  • Ответственные работоголики. Или Обсессивно-компульсивный стиль личности.
  • Мать и отец: воспитание ребенка
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • Почему они убиваю себя? Механизм психики, который может привести к детскому суициду
  • "Мой ребёнок окончил школу". О том, как одно слово может изменить жизнь.
  • Время затишья, когда нас будто никто не любит- тот самый период для воспитания любви к себе
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Воспитание личности в себе. Или, давайте уже интегрироваться из «внутренних родителей-детей» в людей.
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Страхи беременных или "есть ли жизнь после появления ребёнка?"
  • "Солнечные дети - счастье в доме" или трудности воспитания ребёнка с ОВЗ
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • Как мать привязывает к себе сына на примере фильма "Мой сын для меня"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Бермудский Треугольник" Дезадаптации (и Годный Выход из него)
  • Задачи психотерапии привязанности в диаде мать-ребёнок"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь