"Бермудский Треугольник" Дезадаптации (и Годный Выход из него)

Автор статьи: Макс Ильин

Ниже - продукт авторской переработки и "компиляции" теоретических моделей из нескольких подходов "КПТ 3-ей волны" сразу (а именно - Acceptance-Commitment Therapy, Metacognitive Therapy и схема-терапии). Получилось - ну, пока нельзя сказать насколько продуктивнее отдельных вариантов, но выглядит неплохо.

Дело в том, что во всех этих подходах - делается акцент на неадаптивной, бесполезной регуляции эмоций (т.е. такой, которая приводит к деструктивным последствиям и сохраняет эмоциональные/поведенческие проблемы на протяжении долгого времени).

В АСТ используется не очень имхо соответствующий термин для этого - "Контроль". Беда здесь в том, что любой копинг (совладание, регуляция и т.п.) - это контроль, попытка адаптироваться через изменения в ситуации/поведении и т.п. Другой вопрос, что контроль может быть эффективным и "дефективным", говорим пока о последнем. То есть, конечно, доля истины в "аксиоме АСТ" - которая звучит как "контроль и есть проблема", присутствует, но только если пояснить, о каком контроле речь.

Впрочем, в том же АСТ используется вариативный набор терминов - "Избегание Переживаний" (Experiential Avoidance), "Сопротивление" (Resistance) и некоторые другие. Сопротивление, на мой взгляд - гораздо лучше, ибо конкретнее и подходит "визуально" и по смыслу более чем хорошо; неконструктивный процесс, который имеется в виду, и заключается в сопротивлении *здоровому* стрессу (бесполезном, естественно).

В схема-терапии Джеффри Янга - принята похожая позиция, что неумелые стратегии контроля (сопротивления) переживаний приводят к закреплению патологических схем; проводятся параллели с "псих-защитами" психоанализа - и даже дана классификация (которая взята за основу в обсуждаемой модели):

- Избегание (ситуаций, приводящих к активации схем и соответствующих неприятных режимов)

- Подчинение ("сдача", безропотное следование заложенным в схеме токсичным верованиям, "догмам" и "табу")

- "Сверх-компенсация" (попытка подавить переживания - через противоположные, как бы "компенсирующие" действия)

Естественно, что бы из этого ни использовалось - пользы от этого большой нет; дезадаптация сохраняется, установки не изменяются, и т.п.

Ну и наконец, в "метакогнитивке" Адриана Уэллса - "недействующие стратегии совладания" являются интегральной частью специфического когнитивного стиля - "Cognitive Attentional Syndrome" ("Когнитивно-Внимательностный Синдром", если мне филологи простят такой изврат). Куда, помимо этого - относятся специфические персеверативные процессы во внутренней речи (беспокойство и/или руминация) и также характерная стратегия внимания ("мониторинг угроз", в частности).

Всё это - представляет собой универсальный, "транс-диагностический" механизм возникновения и поддержания многих (если не всех) эмоциональных расстройств и патологий (прежде всего - тревожного и депрессивного спектра; но есть данные и насчёт актуальности в агрессии).

"Приводится в движение" и управляется это всё "щястье" - теми же убеждениями-верованиями и установками; но не "объектного" уровня (я-другие-мир-будущее) - а "мета-когнитивными", т.е. касающимися событий и процессов психики, "внутреннего мира" (откуда и название "МЕТА-когнитивная" - фокус работы и вмешательств находится именно на них).

* * *

Но а теперь к "инновациям". В принципе, ничего нового, конечно, нет - просто удобно иметь представление о всей системе, что и показано на схемке ниже:

Бермудский Треугольник Дезадаптации и Годный Выход из него
Как можно  заметить - представлены, опять же, три варианта "стратегии сопротивления" эмоциональному стрессу; но дополнительно даны метафорические (для памяти) наименования соответствующим "эго-состояниям", или режимам, если следовать "номенклатуре" КПТ:

  • Fugitive ("Беженец"): нетрудно догадаться, что имеется в виду избегание. И также вполне закономерно - что к этому курсу действий прибегают в первую очередь (т.е. стараются избегать неприятных ситуаций, стимулов, мыслей и переживаний всеми способами).
  • Master ("Хозяин"): в нехорошем смысле "мастер" - как негры-рабы называли своих хозяев (ну то есть, даже если "хозяин добрый, хороший" - ты же всё равно раб, да?). Логичное следствие, когда "избегание провалилось" - нежелательные мысли-чувства стараются подавить (разными способами - та же "сверх-компенсация", наркотические вещества, "позитивное мышление" и т.д.)
  • Slave ("Раб"): конечно, бывает что и сразу избирается этот путь (например, в депрессии или нездоровых агрессивных реакциях нередко происходит); но если рассматривать этот "бермудский треугольник сопротивления" как закономерный цикл - то в "рабство" попадает "неудавшийся хозяин" своим эмоциям и мыслительным процессам. Почему это закономерно - так а попытки "сопротивления" создают дополнительный стресс, и тратят много энергии, которой со временем уже недостаточно (как и "силы воли", да).

*Кстати, если использовать акроним для этого "порочного цикла" в английском, то получится "ASS" (Avoidance-Suppression-Submission); что весьма символично (ass - "ж*па").

* * *

Ну а теперь - о том, как из неё вылезти :) Если эмоциям своим человек не "хозяин", "рабом" быть унизительно - а убежать не получается, то как же тогда быть?

Всё поправимо - как писал Уоррен Трайон, "мы своих чувств не авторы, но редакторы". Соответственно (как уже в диаграмке видно) - здоровый, "годный" эмоциональный копинг заключается в достаточно логичной и несложной последовательности (Coping Sequence); которая включает в себя и некоторые умеренные версии "больных" стратегий - и даже зачастую может быть использована "частично" (как в том же АСТ).

Назвать этот режим можно по разному - я выбрал "Куратор" (Curator); но подойдёт и "Навигатор", и "что душе угодно", лишь бы были ясны различия.

А сама последовательность действий - вот она, красотка:


Тоже всё наглядно - ничего сложного нет:

1. Принятие (без подчинения). Здесь секрет совсем простой - все свои эмоциональные переживания необходимо безусловно принимать; но из этого никак не следует, что надо также "безусловно подчиняться". Опять же, как замечаю нередко в практике - когда Вам советуют "слушай своё сердце", там же не говорят "слушай и повинуйся", так ведь? Ну и да - принимать включает в себя отказ от попыток "подавить" эмоции (а они от этого только сильнее же становятся, тем более не стоит).

Кстати, возвращаясь - во многих подходах сейчас "принятие" или "готовное принятие" (willingness + acceptance) рассматривается как "законченная" и рабочая стратегия работы с переживаниями сама по себе. В каком-то смысле - да, можно и так, если времени нет на все последующие шаги (хотя это редкость); но с учётом данной модельки - стоит иметь в виду, что это явно "неполноценная" процедура получается.

Есть тому, кстати, некоторое экспериментельное подтверждение (вот тут, Аврора Шентаготаи с коллегами). Где стратегия "Перерасценивания" (Reappraisal), т.е. иначе говоря "реструктурирования", приводила к большему конструктивному эффекту регуляции гнева, чем подавление (это понятно) и простое принятие (это приятно). Справедливости ради, т.к. подавление было контр-продуктивным (приводило к "аггравации" эмоционального стресса), принятие демонстрировало заметное превосходство в сравнении с ним.
Плюс к тому - "перерасценщики" гораздо дольше демонстрировали "толерантность" и продолжали исполнять экспериментальное задание значимо больше времени, чем остальные две группы (это - в "бонусное" подтверждение другого положения, а именно теории РЭПТ, где на формирование агрессии влияют именно установки непереносимости и "низкого порога фрустрации").

2. Отстранение (без избегания). Это тоже момент, известный в АСТ как "Defusion" ("разминирование/демонтирование"), а в МКТ - именуется "когнитивная децентрация". Впрочем, об этом ещё в седые годы писал сам Аарон Бек - у него это была техника дистанции (отдаления).

Здесь, аналогично, "большая мистика" отсутствует - необходимо перестать идентифицироваться с эмоцией (т.е. например не "мне страшно" - а "я переживаю страх", хотя бы); удалить это переживание из "Эго", центра само-осознания, стать как бы "выше/больше" него (а так и есть, в общем-то - личность никогда не сводима к своим отдельным эмоциям).

Во всём той же АСТ для этого используется конструкция "Я-Как-Контекст" (Self-As-Context; т.е. некий "контейнер" своих чувств, мыслей и прочего - ими не являющийся); более понятно на контрасте с "Я-Как-Понятие" (Self-As-Concept) и "Я-Как-Процесс" (Self-As-Process). 

МКТ - предлагает методику "Отстранённой Осознанности" (Detached Mindfulness, DM), которая в принципе содержит те же ключевые процедуры в себе:

  1. Высокая "мета-осознанность" (т.е. сознательное переживание "я думаю о том, что я думаю");
  2. "Когнитивная децентрация" (воспрятие эмоций и мыслей как внутренних событий, не обязательно отражающих объектное положение дел; т.е. "мысли не = факты");
  3. Гибкое управляемое внимание (т.е. внимание остаётся мобильным, не фиксируясь на чём-то одном изолированно);
  4. "Низкая концептуальная обработка" (это о том, что внутренние "авто-мысли" и монологи не анализируются на счёт их осмысленности и значения очень прям сильно);
  5. "Низкий сопротивляющийся копинг" (цели избежать/убрать ошибочные угрозы не ставятся, и соответствующее поведение не применяется);
  6. "Измённое само-сознание" (т.е. переживание "единичной самости", Я как наблюдателя-свидетелся, отдельного от эмоций и мыслей).

3. Перерасценивание ("Калибровка", Реструктирование). Это - суть обычное оспаривание, изменение установок и, возможно, выводов насчёт событий, которые привели к таким эмоциям. Об этом пишу уже второй год очень много, так что осмелюсь "отослать" читателей к предыдущим публикациям, дабы не "повторяться вторично".

Впрочем, и здесь не грех упомянуть другое "доставляющее" исследование от той же группы авторов - насчёт превосходства именно функционально-негативного ("рационального") перерасценивания над "позитивно-ориентированным" (т.е. искать плюсы в неприятной ситуации) и "нейтрализующим" (искать подтвереждения тому, что "меня не очень касается"). Почему именно так - на уровне теории объясняет следующий шаг описываемой процедурки.

4. Направление. Направление, или "канализация" (channelling) эмоций - а точнее, их энергии, производимой затронутой потребностью, является в узком смысле "регуляцией"; в данном случае - это финальный этап регулирующей "секвенции". 

Дело в том, что эмоции - если пользоваться операциональным определением Антонио д'Амасио, это "требующие действия нейронные программы". Такой себе "эволюционный компромисс" - между автоматичными инстинктами и полноценной "рассудочной" саморегуляцией (до которой человеческий вид ещё не доразвился, понятно).

И так вот - как объяснить, что именно "функциональный негативизм" в перерасценивании демонстрирует превосходящие конструктивные результаты и на эмоциональном состоянии, и вообще: а всего лишь тем, что только такая интерпретация эмоции (в большинстве случае - не всегда) позволяет реализовать её "внутренний смысл", поведенческий "заказ", на который она ориентирует организм. Вот, собственно, и "усё".

* * *

На этом - закончу; думаю, будет многим интересен такой "интегративный" взгляд (полезен, несомненно, будет всем - но "не сразу").



Просмотров: 521
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Успешный | Это не "талант" и не "удача", это "позиция"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь