|
Какой стиль воспитания приводит к обсессивно-компульсивной дезадаптации?Автор статьи: Буркова Елена Викторовна
Дезадаптация людей с обсессивно-компульсивным типом личности заключается в повышенной тревожности, которая существенно ограничивает их поведение, строящееся по принципу избегания неудачи. Такие же тенденции можно заметить у страдающих тревожными неврозами. Патологический перфекционизм так же препятствует благополучной адаптации: вследствие высоких требований к себе человек часто вынужден прокрастинировать, откладывать принятие решений или действия на пути к своей цели, а предъявление высоких требований к другим выглядит со стороны как придирчивость к мелочам. Для обсессивно-компульсивных личностей, как и других людей с тревожными расстройствами, характерен мазохизм: слишком жёсткое Супер-Эго постоянно подавляет собственные эгоистические потребности, желания, которые вызывают чувство вины и невротизацию. Так на консультацию пришла женщина с тревожным расстройством, она плакала и винила себя за то, что у неё часто появляется желание весело провести время с друзьями вместо того, чтобы целый день посвящать маленькому ребенку.
В ущерб себе, женщина налагала запрет на свои потребности ради удобства близких, что приводило к росту тревоги, депрессии, страхам. Один студент, правда с истероидным типом личности, тоже обратился с тревожным расстройством: страх оценки и излишний перфекционизм стали причиной блокировки деятельности, проявлявшейся в постоянном откладывании сдачи экзаменов и нарастающем чувстве вины. Обратившийся мужчина испытывал внутренний конфликт вследствие одновременных романов с несколькими женщинами, что стало причиной панических атак и усиления ипохондрии, вплоть до страха внезапной смерти. Какие стили воспитания могут приводить к подобной дезадаптации? * Стили воспитания взяты исключительно из историй этих клиентов. 1. Повышенная моральная ответственность. Вызывание чувства вины в этом случае является основным рычагом воспитания родителей. Они прививают ребёнку мысль, что он должен больше заботиться о других, чем о себе, часто родители навязывают ребёнку свои установки и желания (например, мать говорит сыну, что его долг - быть рядом с ней, проявлять заботу, попытки сына к сепарации приводят к скандалам или обвинениям по типу "ты меня бросаешь именно тогда, когда я сильно в тебе нуждаюсь"; родители внушают дочери, что её главная миссия в жизни - выйти замуж, быть покладистой хозяйкой и нарожать много детей). Чувство вины может формироваться и с помощью страха наказания - "не будешь подавать милостыню, и тебе в старости никто не подаст". В семье восхищаются мучениками, жертвенниками, поощряя подобную ориентацию в детях, потому что они, таким образом, становятся легко управляемыми. Так же на ребёнка может возлагаться непосильная по его годам ответственность (например, он рано начинает зарабатывать деньги, замещать родителя своим младшим братьям и сёстрам). Вырастая, такие дети имеют большие сложности с самоидентификацией, ведь когда всё время живёшь для других, то становится непонятно, как жить для себя. А потому свой жизненный смысл они видят лишь в заботе о других, будучи полезными другим. Возникает высокий риск попадания в созависимые отношения. 2. Воспитание в ожидании угрозы. Ребёнок растёт с тревожной матерью, которая помещает в него свои страхи, говоря при нём о различных опасностях, которые могут его подстерегать, о возможности заразиться опасной болезнью, постоянно водит его по врачам. В семье воспринимается преимущественно негативная информация: акцент делается на новостях о произошедшей катастрофе, эпидемии, а болезнь кого-то из родственников и ближайших знакомых может привести к панике (например, узнав, что соседка умерла от того, что оторвавшийся тромб закупорил сосуд, мать старается превентивно обезопасить от этого себя, ребёнка, начиная активно обследоваться, вести специальный образ жизни, молиться и т.д.). 3. Доминирующая гиперопека. Ребенок находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, но в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Забота при этом навязанная, по принципу "будешь делать то, что я считаю полезным для тебя", с игнорированием потребностей ребёнка, чрезмерность санкций, жёсткие наказания. Как правило, в воспитание вкладывается смысл, чтобы за ребёнка было не стыдно перед обществом, чтобы он был послушным, "нормативным", был полезен своим родителям. На первое место ставится чувство долга, не приветствуется говорить о своих чувствах и желаниях. Дорогие читатели, буду рада, если поделитесь своими примерами! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|