Какой стиль воспитания приводит к обсессивно-компульсивной дезадаптации?

Какой стиль воспитания приводит к обсессивно компульсивной дезадаптации

Дезадаптация людей с обсессивно-компульсивным типом личности заключается в повышенной тревожности, которая существенно ограничивает их поведение, строящееся по принципу избегания неудачи. Такие же тенденции можно заметить у страдающих тревожными неврозами.
Тревога может принимать форму конкретной фобии (страх толпы, страх оценки, страх заболеть смертельной болезнью) или генерализованной, когда страхи множественные. В связи с этим, постоянно одолевают навязчивые мысли. Чтобы как-то снизить уровень тревоги, человек прибегает к ритуалам (из страха перед инфекцией часто моет руки, из страха перед опасной болезнью всё время проходит обследования, читает про болезни, чтобы убедиться в наличии или отсутствии у себя её симптомов и т.д.). 

Патологический перфекционизм так же препятствует благополучной адаптации: вследствие высоких требований к себе человек часто вынужден прокрастинировать, откладывать принятие решений или действия на пути к своей цели, а предъявление высоких требований к другим выглядит со стороны как придирчивость к мелочам.

Для обсессивно-компульсивных личностей, как и других людей с тревожными расстройствами, характерен мазохизм: слишком жёсткое Супер-Эго постоянно подавляет собственные эгоистические потребности, желания, которые вызывают чувство вины и невротизацию.

Так на консультацию пришла женщина с тревожным расстройством, она плакала и винила себя за то, что у неё часто появляется желание весело провести время с друзьями вместо того, чтобы целый день посвящать маленькому ребенку. 

Она говорила: "Не подумайте, что я плохая мать. Я вожу ребёнка в развивающий центр, играю с ним, проявляю ласку... Но когда мне нужно отлучиться из дома даже на час, я сразу чувствую вину, будто бросаю её".

В ущерб себе, женщина налагала запрет на свои потребности ради удобства близких, что приводило к росту тревоги, депрессии, страхам.

Один студент, правда с истероидным типом личности, тоже обратился с тревожным расстройством: страх оценки и излишний перфекционизм стали причиной блокировки деятельности, проявлявшейся в постоянном откладывании сдачи экзаменов и нарастающем чувстве вины.

Обратившийся мужчина испытывал внутренний конфликт вследствие одновременных романов с несколькими женщинами, что стало причиной панических атак и усиления ипохондрии, вплоть до страха внезапной смерти. 

Какие стили воспитания могут приводить к подобной дезадаптации?

* Стили воспитания взяты исключительно из историй этих клиентов.

1. Повышенная моральная ответственность.

Вызывание чувства вины в этом случае является основным рычагом воспитания родителей. Они прививают ребёнку мысль, что он должен больше заботиться о других, чем о себе, часто родители навязывают ребёнку свои установки и желания (например, мать говорит сыну, что его долг - быть рядом с ней, проявлять заботу, попытки сына к сепарации приводят к скандалам или обвинениям по типу "ты меня бросаешь именно тогда, когда я сильно в тебе нуждаюсь"; родители внушают дочери, что её главная миссия в жизни - выйти замуж, быть покладистой хозяйкой и нарожать много детей). Чувство вины может формироваться и с помощью страха наказания - "не будешь подавать милостыню, и тебе в старости никто не подаст". В семье восхищаются мучениками, жертвенниками, поощряя подобную ориентацию в детях, потому что они, таким образом, становятся легко управляемыми.
Так же на ребёнка может возлагаться непосильная по его годам ответственность (например, он рано начинает зарабатывать деньги, замещать родителя своим младшим братьям и сёстрам). Вырастая, такие дети имеют большие сложности с самоидентификацией, ведь когда всё время живёшь для других, то становится непонятно, как жить для себя. А потому свой жизненный смысл они видят лишь в заботе о других, будучи полезными другим. Возникает высокий риск попадания в созависимые отношения.
2. Воспитание в ожидании угрозы.

Ребёнок растёт с тревожной матерью, которая помещает в него свои страхи, говоря при нём о различных опасностях, которые могут его подстерегать, о возможности заразиться опасной болезнью, постоянно водит его по врачам. В семье воспринимается преимущественно негативная информация: акцент делается на новостях о произошедшей катастрофе, эпидемии, а болезнь кого-то из родственников и ближайших знакомых может привести к панике (например, узнав, что соседка умерла от того, что оторвавшийся тромб закупорил сосуд, мать старается превентивно обезопасить от этого себя, ребёнка, начиная активно обследоваться, вести специальный образ жизни, молиться и т.д.).
3. Доминирующая гиперопека.

Ребенок находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, но в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Забота при этом навязанная, по принципу "будешь делать то, что я считаю полезным для тебя", с игнорированием потребностей ребёнка, чрезмерность санкций, жёсткие наказания.

Как правило, в воспитание вкладывается смысл, чтобы за ребёнка было не стыдно перед обществом, чтобы он был послушным, "нормативным", был полезен своим родителям. На первое место ставится чувство долга, не приветствуется говорить о своих чувствах и желаниях.

Дорогие читатели, буду рада, если поделитесь своими примерами!



Просмотров: 375
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Это же бабушка.. Как общаться, чтобы не испытывать чувство вины?"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Солнечные дети - счастье в доме" или трудности воспитания ребёнка с ОВЗ
  • Когда говорить об "этом"?..или половое воспитание в семье
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • От страха потерять и "Я убегу или брошу первая, чтобы меня не опередили" к взаимоНезависимости
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Когда для ребёнка "слишком". Контейнирование чувств
  • "Я хочу , чтобы моя мать умерла"!
  • Чувство вины и комплекс неудачницы: "Я хорошая, если у меня все плохо"
  • "Мамочка, можно я встану в угол?" О наказании и прощении ребёнка и (или) себя.
  • Страх оценки. Как избежать "наказания"?
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Всем ли приходится постоянно преодолевать себя? Роль "надо" на пути достижения цели.
  • Время затишья, когда нас будто никто не любит- тот самый период для воспитания любви к себе
  • "Работа с МАК". Расклад "Страх перед публичным выступлением".
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Когда САМОоценка становится оценкой "Других"...
  • Конфликт "Эгоизм и чувство вины". Где золотая середина?
  • Четыре условия, чтобы не ощущать себя "плохой матерью"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Чувство вины. Часть 2: психотехника "трансформация вины".
  • Сокровенно о чувствах: "Чувство вины"
  • Рождение ребёнка и формирование взаимосвязи в диаде "мать - новорождённый"
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь