Словосочетание «Подростковый кризис» всем давно известно. Прошли через него мы сами, проходят наши дети и великое множество людей вокруг. Однако почему-то часто люди думают, что можно обойтись без него, думают, что если подростковый кризис «проходит» незаметно – то это идеальный вариант. Частенько родители тыкают своего «неблагополучного» подростка подобным примером из своего или его окружения. Забегу вперед: «благополучный подросток» - это едва ли не худший вариант, который только может быть.
Если сейчас любой другой квалифицированный психолог может однозначно сказать, что подростковый кризис – это норма, то еще до 80-х годов XX века в психологическом мире не было такого единства. С одной стороны ещё в 30-х годах XX века был полностью описан подростковый возраст с его возрастными задачами развития, и подростковым кризисом, как путем решения этих задач. С другой стороны, каждый человек встречался с такими людьми, у которых не было сколько-то заметного подросткового кризиса. Эти дети в подростковом возрасте взрослели без поведенческих проблем, хорошо учились, помогали родителям, у них не было вредных привычек… этот ряд можно продолжать, продолжать и продолжать. Таких подростков ставят в пример на родительских собраниях, а родители ставят их в пример своим детям…
Иногда, конечно, такие подростки действительно бывают благополучными, подростковый кризис у них есть, но протекает малозаметно для окружающих благодаря тому, что родители вели себя психологически грамотно с ребенком с самого раннего возраста. Но обычно такая картина – следствие нарушений процесса развития, которые приводят к серьезным личностным нарушениям в дальнейшем. Часто груз от «благополучного» подросткового возраста остается на всю жизнь.
Теперь обо всем по порядку. Подростковый кризис относится к таким кризисам, через которые каждому человеку надлежит пройти в своей жизни.
Всё развитие человека представляет собой череду спокойных (латентных) периодов развития и кризисов. В спокойные периоды у человека скрыто развиваются те навыки и личностные качества, с помощью которых в период возрастного кризиса возможно научиться взаимодействовать с миром принципиально по-новому. То есть, в спокойный период развития готовится фундамент для того, принципиального прорыва, который случается в период кризиса. Результатом кризиса является формирование возрастных новообразований – тех стойких личностных качеств, которые позволят человеку общаться с миром на принципиально новых началах
Цель подросткового возраста – подготовиться к самостоятельной жизни в мире взрослых.
Чтобы её достичь, подросток должен решить ряд важнейших возрастных задач:
1. Сформировать независимое самосознание и самоотношение. Сюда входит четкое представление человека о себе, о своих качествах, способностях, о своем гендере (кто я, мужчина или женщина)… и просто положительное отношение к себе. Та самая «низкая самооценка», на которую столь часто жалуются – результат нерешённой данной возрастной задачи. Также следствием несформированного самоотношения является потребность в чужих оценках себя или своих качеств. Проблемы людей, чье поведение не соответствует биологическому полу, также родом отсюда.
2. Сформировать автономию во взглядах и поведении. То есть сформировать самостоятельность, собственную систему ценностей, а также чувство ответственности за свою жизнь. Только при условии успешного решения этой задачи человек может прожить действительно свою жизнь, а не жизнь, «предписанную» внешним окружением. Лишь самостоятельный выбор своей жизни и чувство ответственности за нее является залогом чувства удовлетворенности жизнью.
3. Развить навык общения «на равных» (не зависимо от возраста и статуса собеседника). Если у человека недостаточно развиты коммуникативные навыки равноправного общения, ему сложно отстоять свои интересы и свою позицию, не задев при этом окружающих; ему сложно отстоять свое право на удовлетворение своих потребностей.
4. Развить навык проектной деятельности. Сложности с постановкой целей, выделением задач, определением последовательности действий и реализацией намеченного плана (на которые очень часто жалуются люди) – следствия того, что в подростковом возрасте был пробел.
5. Развить уверенность в себе и стрессоустойчивость. Решение этой задачи во многом — следствие решения предыдущих. Если у человека есть положительное отношение к себе, своя система ценностей и картина мира, он умеет общаться с людьми и организовывать свою деятельность, то у него будет и уверенность, и стрессоустойчивость.
От решения этих задач зависит вся его дальнейшая жизнь.
И подросток учится: общаться на равных… доказывать свою независимость… грубо, криво и коряво, по другому он ещё не умеет. Начинает делать это, в первую очередь перед родителями и учителями. И в этот момент и те и другие понимают: наступил подростковый кризис. В период кризиса подросток перестаёт слушаться, начинает хуже учиться, становится грубым и резким: если четвероклассник внимательно работал на уроках, приходил домой, делал домашнее задание, помогал по дому и гулял строго до того времени, до которого разрешили, то шестиклассника словно подменили. Причина этого кроется в том, что из-за гормонального взрыва у подростка настолько интенсивно протекают подкорковые процессы в головном мозге, что кора, которая отвечает за осознанность и контроль, уже не справляется с этим потоком импульсов. Все это нужно для того, чтобы подросток смог научится чувствовать и отстаивать любые свои потребности, вне зависимости от того, признает их окружение «правильными» или нет. Родителям не стоит переживать, способность контролировать свои эмоции и свою деятельность к подростку обязательно вернется и тем скорее, чем скорее он решит все свои возрастные задачи. Но вернется на принципиально другом уровне, как внутренний контроль, основанный на собственной системе ценностей, а не на внешней оценке.
Давайте вернемся к «благополучным» подросткам, с которых мы начали. Эти «благополучные» подростки не конфликтуют с родителями и окружающим «начальствующим» миром, они не отстаивают свои «правила игры», «играют» по правилам родителей и педагогов. И из-за этого те самые возрастные новообразования у них не формируются: их самооценка и самоотношение остается зависимой от внешней оценки, они остаются послушными какой-нибудь внешней системе ценностей (семейной, религиозной и т.д.), которая им предписывает, что хорошо, а что плохо, что делать, а что не делать, они не свободны. Кроме того эти люди плохо способны к организации собственной деятельности, к отстаиванию своих интересов в равном общении вне зависимости. Все это обуславливает целый комплекс проблем. Потом требуются годы работы с психологом, чтобы решить эти проблемы. Зачастую они не решаются вообще, и люди просто живут с ними всю жизнь.
Думаете таких людей мало? Если да, то ошибаетесь. По данным исследований от 10 до 15% людей не смогли решить задачи подросткового возраста.
Если вы не хотите, чтобы ваши сын или дочь стали одним из них. Если вы хотите, чтобы ваш подросток стал успешным и счастливым, позвольте ему отстоять перед вами свою независимость. И не просто позвольте, помогите ему в этом!
Как это сделать? Как при этом защитить свои интересы, жить полноценной жизнью самому и по возможности обезопасить подростка? Всему этому можно обучиться на тренинге для родителей подростков «Отношения с подростком. Полный upgrade». Жмите на ссылку и читайте отзывы!
Успехов!
© Благовещенский В.Н.