|
Есть ли жизнь после кризиса среднего возраста? Старость или дряхлость?Автор статьи: Тиана Лявенко
Кризис среднего возраста, о котором я начала вести речь в предыдущей статье- действительно очень переломный момент в жизни человека. Да, каждый кризис это переход на новый уровень развития или зависания в прежнем этапе. И, конечно же, значимо с чем мы приходим к 49 годам. Если человек научился любить себя и мир вокруг, проработал качественно все предыдущие свои роли в соответствии с половой принадлежностью, сумел создать своё государство, свой мир-семью, которая наполнена счастьем. То дальнейший путь его будет направлен в светлую старость. Если к 49 годам человек так и не смог себя познать реализовать в мире, то его путь ведёт его к дряхлости. Старость и дряхлость это разное, хотя многие, почему то считают эти слова синонимами. Если человек к 49 годам осознал суть своего пребывания на Земле, но не всё что он достиг, его устраивает, у него есть возможность, довести все слабые моменты до качества в периоде с 49 до 56лет, это трудно, но реально при желании. Увы, большая часть людей, так и не познавших, что есть Любовь, находящиеся в нехватки любви, в состоянии эгоизма или эгоцентризма, после 49 лет начинают активно деградировать. Период 49-56 –это зрелый возраст. Человек в прямо и переносном смысле созрел как Человек Разумный. Это время «духовной революции» внутри человека, который прожил достаточно, чтобы быть разумным или уйти от неё. Задача возраста – обрести мудрость старости, ну или скатиться в глупость дряхлости. Это первое знакомство со старостью. Работа по принятию своего возраста в основном направлена на принятие физиологических изменений в организме, с гормональной перестройкой, с угасанием функций репродуктивной системы. Климакс трудно проживают и мужчины и женщины, и если они его принимают, то переходят на качественно новый этап взаимодействия между полами. 56-63 года. Период старения. Начну с пояснения, что такое старость. От старославянского стар, старь. Во многих языках есть однокоренные слова в значениях крепкий, мужественный, сильный и т. п. Обычно их выводят из древнеиндийского sthiraґs - крепкий, сильный. Дряхлость – немощность, утраченная сила и крепость, то есть, по сути, антипод старости. На самом деле, если человек познал Любовь, то состояние его здоровья и физического и психологическое можно так и назвать - крепкое, сильное. Да, таких мало – не больше 15%. Эти люди воспринимают свой возраст как возможность реализовать то, на что раньше не хватало знания или времени. Это «живчики», которые успевают очень многое в своей жизни. Э. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность – целостность личности (ego-integrity), либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось. Э. Эриксон выделяет несколько характеристик переживания чувства интегративности: это всевозрастающая личностная уверенность в своей склонности к порядку и осмысленности; это пост-нарцисстическая любовь человеческой личности (а не особи) как переживание, выражающее какой-то мировой порядок и духовный смысл, независимо от того, какой ценой они достаются; это приятие своего единственного жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене; это новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям и детям; это товарищеское, причастное, присоединительное отношение к принципам отдаленных времен и различным занятиям в том виде, как они выражались в словах и результатах этих занятий. Носитель такой личностной целостности, хотя и понимает относительность всех возможных жизненных путей, придающих смысл человеческим усилиям, тем не менее, готов защищать достоинство своего собственного пути от всех физических и экономических угроз. Тип целостности, развитый его культурой или цивилизацией, становится «духовным наследием отцов», печатью происхождения. Перед лицом такой итоговой консолидации его смерть теряет свою силу. На этой стадии развития к человеку приходит мудрость, которую Э. Эриксон определяет как отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Те, кто выбрал непринятия возраста, уверены в том, что лишены уже любого шанса на развитие, занимают позицию выжидания, или вернее сказать ожидания «своего часа» - смерти, совсем переставая интересоваться жизнью, негативно раздражаться на всё растущее, цветущее и развивающееся. Э. Эриксон о таком типе реагирования Утрата или отсутствие эго-интеграции приводит к расстройству нервной системы, чувству безысходности, отчаяния, страху смерти. Здесь реально пройденный человеком жизненный путь не принимается им как предел жизни. Отчаяние выражает чувство, что времени уже осталось слишком мало для попытки начать жизнь сначала, устроить ее по-другому и попытаться достичь личностной целостности другим путем. Отчаяние маскируется отвращением, мизантропией или хроническим презрительным недовольством определенными социальными институтами и отдельными людьми. Как бы то ни было, все это свидетельствует о презрении человека к самому себе, но достаточно часто «мильон терзаний» не складывается в одно большое раскаяние. Какие роли прорабатывают в этом периоде? Женщина-Фея, мужчина-Целитель. Фея это добрая бабушка, которая всё знает, всё умеет, всё успевает, которая творит чудеса. Это женщина, познавшая мудрость жизни, умеющая ценить каждое мгновение её и наполнять его любовью и радостью. Она всегда утешит и поддержит, даст дельный совет при необходимости. Она собрала в себе всё лучшее из всех предыдущих женских ролей. Она исцеляет и распространяет свои духовные знания, благословляя окружающий мир. Отрицательный полюс роли - Карга. Это женщина полная злобы, ненависти к миру, к людям, то есть делиться с миром тем, чем богата внутри себя. Целитель – это дедушка, глава рода, несущий мудрость и добро, тот, кто воссоздает целостность, который способен исцелять любого нуждающегося. Он также как и его спутница, Фея, всё знает, всё умеет, всё успевает. Он Хранитель всей мудрости рода, он наставник для всех своих потомков. Отрицательный полюс роли - Кощей, который высох от злости. «Злобный старикашка» который единственное чем занят, это недовольным ворчание на всё. Взаимодействие между Фей и Целителем – сотворчество. Они вместе погружены в творчество жизни, во всех её направлениях. Это творчество они несут и на следующий возрастной этап-63-70 года. Женщина становится Богиней, мужчина - Духовником. Эти роли предполагают наполненность предыдущих ролей, плюс появляется автономия, когда характер социальных явлений, вряд ли имеет силу влиять на внутренне состояние человека. Социальный мир перестает иметь ценность, ставка делается состояние гармонии и счастья внутри, радостного проживания каждого дня. Состояние чистого принятия мира. Не зря говорят «что стар, что млад». В этом возрасте старики похожи на детей, но не своей глупостью (как считают многие увы), а чистотой восприятия и принятия мира и жизни. Дальше идут ещё этапы, но все они наполнены светом Богини и Духовника, радостью кажодневного бытия! Вот такой обзор получился возрастных периодов жизни человека. Какие выводы можно сделать? Не важно, сколько вам лет, значимо- умеете ли вы любить себя, свою жизнь, людей и мир вокруг. Любите всем сердцем здесь и сейчас, каждое мгновение вашей жизни. Дарите миру радость, наполняйте его красотой!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|