|
Способы мышления, как они влияют на жизнь человека. Когнитивная терапия. Часть 1.Автор статьи: Елена Кислова
"В одно окно смотрели двое. В жизни человека ничего не делается им просто так и не берется ниоткуда. Депрессия, апатия, тоска, тревога, страх, паника, отсутствие любви, принятия; переживания своей вины – список можно продолжать.Это все- результат нефункционального мышления. Негативное мышление лишает человека желания действовать. В результате искаженного мышления возникают особые эмоциональные, физические или поведенческие реакции. Если человек почему- то живет несчастливой жизнью, то этому есть причина. Люди могут допускать негативные искажения в обработке поступающей информации. Они склонны замечать доводы, которые можно истолковать как негативные, и пренебрегают позитивной информацией, (либо обесценивают, или даже забывают ее). Существуют разные «направления» искаженного мышления. Начнем с того, что у каждого человека имеются мысли, возникающие автоматически (АМ), промежуточные убеждения (ПУ) и глубинные убеждения (ГУ). Проблемы личности поддерживают дисфункциональные автоматическиемысли и глубинные убеждения. Самое болезненное для пришедшего за помощью к специалисту -узнавать свои негативные глубинные убеждения. Убеждения складываются в целые системы, и задача психолога эти системы разомкнуть. Помочь «сменить» восприятие истории человека. Чем отличаются системы убеждений человека страдающего фобиями от таковых же при склонности к зависимому поведению? Первый, к примеру, боится в лифте ездить… Второй же тяготеет к слиянию (стремиться все время отдать власть над собой, чтобы ему говорили, как ему жить). Убеждения отличаются, на первый взгляд, стратегиями поведения и переживаниями чувств. А на самом деле, внутренней когнитивной моделью. И эту модель никто не рушит. Ничего так не оберегается человеком как собственное восприятие!!! Иначе уничтожится своя картина мира! За ГУ имеются так же верования или мифы (к примеру, семейные). Любое глубинное убеждение несет 2 функции:
Формируются ГУ в детстве при взаимодействии ребенка со значимыми другими людьми. Большую часть времени человек может поддерживать позитивные глубинные убеждения: "Я контролирую ситуацию", "Я справлюсь", "Я способный", "Я привлекательный", "Меня ценят". Дисфункциональное глубинное убеждение проявляется во время стрессовой ситуации. Под воздействием неблагоприятных обстоятельств ГУ может активизироваться до такой степени, что эмоции и поведение будут определяться исключительно им. Кроме того, люди зачастую используют одно из двух дисфункциональных сравнений: сравнивают себя в данный момент с тем, какими они были до начала стрессовой ситуации в их жизни, или с другими людьми, не имеющими проблем, похожих на их проблемы. Эти дисфункциональные сравнения усиливают и без того тяжелое состояние человека в данный период. Глубинные негативные убеждения делятся на две группы: касающиеся неприятия и (или) беспомощности. О беспомощности (ПРИМЕРЫ) психолог строит гипотезу, когда человек, рассказывая о своих текущих проблемах, вспоминая детские истории, говорит, что у него что-то не получится, он не сможет, что ему трудно, страшно. Бессилие, уязвимость, ограниченность в средствах, невозможность контролировать ситуацию, слабость, нужда- это к личной беспомощности. Несоответствие окружающим в сфере достижений: провал, неудача, худший, неспособный, ни на что не годный, неудачник. О неприятии: (ПРИМЕРЫ) человек жалуется на окружающих, которые, по его словам, не заботятся о нем, не принимают, не понимают его. Он недостойный, нежеланный, не оцененный по достоинству, то есть имеющий какие-либо недостатки, которые препятствуют получению любви и заботы со стороны окружающих. Иногда категорию ГУ легко определить, но иногда бывает неясно, к какой категории относится активизировавшееся ГУ. Например, человек, страдающий депрессией, утверждает: "Я недостаточно хорош". В этом случае психологу следует убедиться в значении для человека данной идеи. Необходимо определить, верит ли клиент в то, что он недостаточно хорош, чтобы добиться уважения и признания (категория беспомощности), или он недостаточно хорош для того, чтобы его любили (категория неприятия). Итак, человек может развернуть психотерапевту множество разных проблем - связанных с учебой, какими-то неудавшимися планами, с работой или личной жизнью. А общий корень у всех этих трудностей - представление человека о том, что он ни что не способен, никчемен. Что нужно понимать о глубинных убеждениях. • ГУ - это всего лишь идея (которую можно исследовать и оценивать), а не непреложная истина, •Даже убежденный на 100 % и практически "чувствовавший", что ГУ соответствует действительности клиент, может при помощи терапевта осознать, что его идея полностью или в значительной степени искажена. • Корни ГУ уходят в детство; в момент своего возникновения убеждение могло отражать правду, а могло и не отражать. • ГУ сохраняются и существуют благодаря схемам мышления человека, когда он охотно принимает данные, подтверждающие ГУ, и в то же время не принимает в расчет доводы, противоречащие ГУ (или преуменьшает их значимость). Пример: женщина с ГУ категории неприятия (мне суждено быть покинутой, меня никто не сможет любить, мне придется быть одинокой) внезапно замечает изменение в поведении мужа: стал придавать больше значения одежде, задерживается на работе, вдруг пошел в спортзал и т.п. ГУ на тему покинутости немедленно поднимают высокую тревогу. Она уже не может адекватно анализировать ситуацию и принимать верные решения. Далее по ситуации: придирки, упреки, выяснения отношений и пр, что приводит к усугублению происходящего. Пример дисфункиональных убеждений: «Я- никто», «Я- ничтожество», «Я ничего не могу делать хорошо» Или : "Никому нельзя доверять", "Все хотят меня обидеть», «Этот мир - поганое местечко". ГУ, принимающиеся как правду о себе, не озвучиваются и не осознаются человеком полностью до тех пор, пока психотерапевт не снимет много "шелухи", выясняя значение для человека его мыслей. Выявив негативное глубинное убеждение, психолог мысленно формулирует новую, более реалистичную и функциональную идею и подводит к ней клиента. Чтобы ослабить старое убеждение, применяются специальные техники. Но нужно понимать, что чем сложнее, скажем так, личная история человека, если проблемы берут истоки из самого раннего детства, при переживании насилия, имеющихся травмах (о которых клиент, как правило, не догадывается), тем труднее и дольше будет продвигаться работа с ГУ. Тут уже будут задействованы и другие психотерапевтические подходы. Для адаптации же или, проще говоря, чтобы «прикрыть» глубинные негативные убеждения человек в процессе взросления нарабатывает промежуточные убеждения. При помощи ПУ клиент справляется с болезненными ГУ, вырабатывает определенное поведение или компенсаторные стратегии. ПУ нарабатываются в процессе жизненного опыта, поэтому их можно пересмотреть и изменить. В процессе терапии обсуждаются их достоинства и недостатки. Изменить ПУ труднее, чем АМ, но все же они более гибкие, чем ГУ. «Если я [использую свою компенсаторную стратегию]-ПУ, тогда [мое ГУ не станет реальностью]. Однако если я [не использую свою компенсаторную стратегию], тогда [мое ГУ может стать реальностью]". Примеры компенсаторных стратегий или ПУ: постановка завышенных целей, приложение множества усилий в любой работе, чересчур старательная подготовка к экзаменам и выступлениям, проявление повышенной бдительности к своим недостаткам и неудачам. Не обращение за помощью (особенно в тех ситуациях, когда, по мнению человека, просьба о помощи может открыть окружающим его несостоятельность). Эти стратегии- защита от неудачи и попытка скрыть от окружающих свою "ущербность". Клиент верит, что, отказавшись от такой линии поведения, непременно потерпит неудачу, а его "неспособность" станет явной для всех окружающих. Противоположные примеры: отказ от настойчивости в работе, заниженные цели, недостаточная подготовка к важным событиям и чрезмерная надежда на помощь других людей. По какой причине компенсаторные стратегии (ПУ) бывают столь разными? Возможно, потому, что люди от природы наделены разными когнитивными и поведенческими стилями. Во взаимодействии с окружающей средой они вырабатывают разные ПУ, которые усиливают характерные для них поведенческие стратегии. Имея детский опыт и ГУ в собственной неспособности, можно справляться с ним с помощью другого набора убеждений: "Если мои цели будут незначительными, я с большей вероятностью достигну их, и даже если мне это не удастся, я меньше потеряю", "Если я не стану усердствовать [в том или ином деле] и меня постигнет неудача, ее можно будет считать результатом недостатка усилий, а не моей никчемности", "Если я буду рассчитывать только на себя, у меня ничего не получится. Поэтому лучше зависеть от других людей" .В таком случае объясняется, что подобные убеждения и соответствующие компенсаторные стратегии возникли под влиянием обстоятельств детства и наследственной предрасположенности. В любом случае следует подчеркнуть, что с помощью терапии клиент сможет отказаться от своих дисфункциональных убеждений и преодолеть пагубные поведенческие стратегии. Обратите внимание, что иногда компенсаторные стратегии являются нормальными и даже оптимальными способами реагирования на обстоятельства. Однако ошибка заключается в том, что люди применяют эти компенсаторные стратегии гораздо чаще, чем это необходимо, и забывают о других, более функциональных способах поведения. Когнитивную модель, графически можно представить следующим образом. В определенной ситуации скрытые убеждения человека (глубинные и промежуточные) влияют на восприятие им этой ситуации, вследствие чего возникают автоматические мысли, характерные именно для этой ситуации. Более того, АМ также формируют поведение и часто бывают причиной физиологического ответа организма. АМ возникают неожиданно. Чаще всего человек их не осознает. Зато замечает, что стало грустно или тревожно. Эти эмоции и вызваны АМ. Автоматические мысли, которые определяют последующие эмоции, поведение и физиологический ответ организма, чаще обусловлены восприятием человеком ситуации, чем собственно ситуацией. И даже осознав, самому человеку сложно оценить, насколько они достоверны. АМ просто принимаются за правду. В процессе работы с когнитивным психотерапевтом клиент начинает постепенно выявлять и оценивать АМ. Когда же человек перестает принимать АМ за правду, у него оказывается гораздо больше возможностей! Расширяются горизонты жизни. Но работа это постепенная и бережная. Ведь выявление и оценка АМ- это навык! Он совершенствуется в процессе практики, подобно тому, как учатся водить машину или печатать в слепую. Вначале не очень хорошо, а со временем все лучше и лучше! При всем при этом нужно понимать, что некоторые события могут быть, безусловно, травмирующими: оскорбления, отказы, всевозможные неудачи. Но людям, имеющим многого негативного жизненного опыта (реального или даже вытесненного), свойственно неверно трактовать нейтральные или даже благоприятные для них ситуации. В таких случаях АМ бывают искаженными и предвзятыми. Выявление ошибок мышления, их критичная оценка и коррекция способствуют улучшению состояния человека. У большинства людей появляются АМ в виде спонтанно возникающих образов, или представлений, или мысленных картин. Психолог помогает выявить эти образы. Тем клиентам, которых часто посещают неприятные мысленные картины, необходимо освоить несколько техник, основанных на применении силы воображения. Кроме того, иногда образы могут создаваться целенаправленно, с терапевтическими целями. Примеры АМ: "Что если она начнет на меня кричать?" "Он думает, что я-дурак". "Я ничего не могу сделать толком; не следует даже пытаться". Пример: человек решает освоить новый материал самостоятельно и, открыв книгу, думает: "Это очень сложно. Мне никогда в этом не разобраться". Он не просто огорчен, а испытывает чувство тяжести в животе и закрывает книгу. Конечно, если бы он умел оценивать свое мышление, то его эмоции, физиологическое состояние и поведение могли бы оказаться совсем другими. Например, он мог ответить своим мыслям так: "Минуточку! Возможно, это действительно трудно, но вовсе не невыполнимо. Я не раз разбирался в материалах подобной степени сложности. Если я проявлю настойчивость, я справлюсь". Ответив так своим мыслям, он преодолел бы свое огорчение и спокойно продолжил чтение. Но почему у ЭТОГО читателя возникли мысли, из-за которых он огорчился, а у его соседа - нет? Потому что восприятие им ситуации было обусловлено глубинными убеждениями в собственной неспособности. Значение АМ логически связано с ГУ. В процессе работы с психологом обсуждается, как возникло ГУ и за счет чего поддерживалось. Какой жизненный опыт мог способствовать возникновению и поддержанию ГУ. Далее надо определить, каким способом человек справляется со своими ГУ и какие выработал промежуточные убеждения (отношения к тому или иному событию или предположение о нем, внутренние и внешние правила жизни). Когнитивная терапия предлагает множество стратегий, позволяющих изменять негативные глубинные убеждения и формировать иной, более реалистичный взгляд на себя, окружающих и на мир в целом. Кислова Елена Владимировна. Продолжение следует-:) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|