"Любовь? Её зарабатывают!" Что такое глубинные убеждения (КПТ)

          Как часто мы рассуждаем о ранних годах жизни и их значении для развития личности? В силу профессии, постоянно.

          Любой невроз, проявившийся в зрелости, скорее всего, берёт своё начало задолго до её наступления. Не зря в гештальт-психологии используют понятие "внутренний ребёнок", а психоаналитики не мыслят себя без стадий психосексуального развития, охватывающих возраст от рождения до 12 лет.

          То есть, детство.

Любовь Е зарабатывают Что такое глубинные убеждения КПТ

          А что же в когнитивно-поведенческой психотерапии на этот счёт? Немного, но кое-что можно рассказать и об этом подходе: мышление ребёнка как пластилин и, к сожалению, искажается особенно просто. Вследствие этого, даже самый рациональный человек, повзрослев и окрепнув умом, будет иррационально мыслить - даже самая безупречная (сознательно) логика не выдержит испытание реальностью, если в ней заложено невротическое зерно. 

          1. БОЛЬ 

          Чтобы продемонстрировать всю мощь детства, обратимся к примеру из книги Ролло Мея, "Искусство психологического консультирования". 

          Автор использует методику "первого воспоминания" для определения основных проблем клиента. Первое воспоминание - по своей сути - это мини-версия всех последующих конфликтов в жизни человека, а также, быстрый способ понять себя и своё поведение. Рассматривать их можно с точки зрения любого подхода, но суть всегда одна. (сокр. версия):

Консультант: Можете вспомнить что-нибудь из раннего детства?

Клиент: Мне снилось, что я взбираюсь по лестнице на чердак нашего дома. Только я ступил на последнюю перекладину, как из зеленого ящика, что стоял на чердаке, выскочила обезьяна и так напугала меня, что я упал с лестницы. 

Консультант: Очень интересно. Кое-что проясняется относительно вашей личностной модели. Ваш сон тоже дает нам определенную подсказку. Помните, вы взобрались наверх и упали с лестницы. Не испытываете ли вы постоянного страха падения или, выражаясь иначе, неуспеха в настоящем?

Клиент:  Честно говоря, пожалуй, так оно и есть, испытываю и даже очень.

         Вообще, психические раны схожи с физическими в этом плане, например: дети могут пораниться об игрушки, столовые принадлежности, книги или стукнувшись о дверной косяк. Словом, в самых различных ситуациях.

         Таких ситуаций много и они неизбежны.  

        Как-то, в 5-летнем возрасте, я просунул ногу между деревянных прутьев спинки стула, и не смог вытащить. Так и сидел, пока с работы не пришёл папа. Хорошо, что стул был развернут к телевизору с мультиками :)  

          В свою очередь, короткое замечание родителей, обесценивание сестрой или братом, критика воспитателя по поводу личной гигиены или будничная ругань взрослых, могут подлить ложку невротического дёгтя в прозрачный мёд здорового инфантилизма. 

          И в этом смысле, у тела и души схожий опыт. 

          В обоих случаях, восприимчивость и наивность влекут ребёнка к новым, подчас, травмоопасным событиям, которые оставляют отпечаток на длительное время. А то и на всю жизнь. 

          2. ГЛУБИННЫЕ УБЕЖДЕНИЯ 

          Когда мужчина из примера со сновидением говорит про страх "неуспеха", то мы можем задать ему вопрос: как часто этот страх возникал в течении жизни. И из ответа может стать понятно, что данное чувство имеет систематическое проявление, т.е. его место в психике жёстко детерминировано глубинными убеждениями.

Глубинные убеждения - основополагающие представления о себе, будущем и мире, находящиеся в трудно осознаваемых областях психики, которые не могут быть чётко сформулированы субъектом данного убеждения. 
Кроме того, Аарон и Джудит Бек выделяют три категории глубинных убеждений (ГУ):  
О беспомощности: "я не справлюсь", "я не сдам химию", "уборки слишком много..."; 
О непривлекательности: "я никому не понравлюсь", "меня не полюбят", "меня бросят";  
О никчемности: "я плохой!", "я недостоин", "я ужасен". 
          3. "ТОЛЬКО ТАК И НИКАК ИНАЧЕ!"

          Была и практика. Работал однажды с клиентом с актуальным глубинным убеждением "о никчёмности", которое, на более сознательном уровне, было облачено в идею долженствования. Строгость и исполнительность (осознаваемый уровень) во имя любви и "нужности" (неосознаваемый уровень) - так можно охарактеризовать смесь этих двух понятий.

          Человек  высказывал некоторые мысли, которые мы пробовали переформулировать в более конкретные суждения или жизненные правила. Вот что удалось выявить: 

"Если ребёнок не слушается, то он не заслуживает любовь"; 
"Я зарабатывал любовь матери";
"Человек обязан проявлять уважение к родителям (авторитетам)"; 
"Мой ребёнок не слушается - ему нельзя доверять".

          Все высказывания были своеобразными законами сокрытия собственного страха оказаться никчёмным - то есть, если исправно "слушаться", "работать" и "уважать авторитеты", никчёмности можно избежать. Только так и никак иначе. Если же, что-то из пунктов "кодекса" не исполняется, то жди несчастья. Такова работа глубинных установок в связи с долженствованием. 

Радикальность и ноль вариативности. 
                       

         4. ИТОГ

          Жёсткие установки по поводу чего-либо, происходят от однообразного и негативного опыта, который ежедневно подтверждается через окружающих. Если ребёнку вдалбливали в голову, что "деньги - зло", а попытки жить лучше, это всегда "хождение по головам" и "наглость", - так оно и будет. Субъективная реальность человека исказится в соответствии с этой неадекватной мыслью. И даже объективная действительность не изменит положения.

          Для модификации глубинных убеждений необходимо "отлавливать" их ситуативные проявления - автоматические (поверхностные) мысли. Они, это части от целого. Затем, подвергать их критическому осмыслению через логику.

          Таким образом, от мысли к мысли, от идеи к идее, словно складывая  психологическую мозаику, можно прийти к исправлению искаженного глубинного мышления и его функциональности.

А часто-ли Вы обнаруживаете в собственной логике брешь? 


Спасибо за внимание! 


Георгий Солодовников, психолог-консультант.
Записаться на приём в Челябинске можно по телефону: 8-908-583-43-51. 

 



Просмотров: 817
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Начинаю с себя!" или "не смотри на меня так"!
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • "Я буду любить тебя вечно!" или почему так трудно забыть "бывшего"?
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь