Уважение к старшим или что такое кризис пожилого возраста

Уважение к старшим или что такое кризис пожилого возраста

Минувший праздник Победы навеял новую волну грусти и мыслей о людях, которые по данным федеральных служб России, составляют не больше 25 процентов населения - о наших пенсионерах и стариках. Завертелись мысли, и не только о ветеранах, внимание к которым в эти дни, безусловно, растет, но и о тех, кто просто перевалил через очередной порог своей жизни - вышел на пенсию. Вспомнились слова из детства "старших нужно уважать", и так мучавший тогда, в детстве вопрос: почему всех остальных нужно уважать за поступки, а старших - просто за то, что они старшие? Вот и захотелось написать статью - для тех, кто тоже задавался таким вопросом, но так и не нашел на него ответ, и для тех, кто никогда этот ответ не искал…        

С точки зрения психологии, человеческая жизнь представляет из себя череду эпох: одна эпоха сменяет другую, другая - третью, и так до самой смерти. Переход с одной эпохи на другую, при этом, ознаменован в жизни человека порядочной встряской, или "кризисом". Пожалуй, психологическая терминология уже настолько влилась в обыденную жизнь, что понятие кризис известно каждому. По крайней мере и стар и млад знают, что такое кризис подросткового или среднего возрастов - литература кишит примерами отклоняющегося поведения подростков и историями о необычных поступках людей 40-45 лет. Многим известно, что кризисы делают людей не совсем адекватными, а общение с ними затруднительным, но далеко не всем известно, что в жизни человека кризисов значительно больше, чем кажется на первый взгляд, и что переход от эпохи зрелости к эпохе старости также ознаменован наисильнейшей психологической встряской, имя которой "кризис пожилого возраста".        

Кризис пожилого возраста, наравне с кризисами других возрастов, ознаменован переходом человека от одной социальной ситуации к существенно иной, и представляет из себя психологическую перестройку организма. По сути, любой возрастной кризис - есть ни что иное как психологическая адаптация к условиям новой социальной реальности. Так, например, к 3-м годам ребенок полностью овладевает своим телом и становится существенно менее зависим от родителей, что влечет за собой появляющееся стремление доказать собственную самостоятельность во всем - основную составляющую кризиса 3-х лет. В подростковом возрасте физическое и интеллектуальное развитие приводят к глобальным изменениям в восприятии реальности и себя в этой реальности. Ощущение собственной взрослости в рамках необходимости соответствовать все тем же старым нормам (нормам, которые кажутся уже не по возрасту, детскими) приводит к стремлению "доказать, что я уже не маленький" - основе подросткового кризиса. А в пожилом возрасте социальной подоплекой кризиса и его основой оказывается выход на пенсию, или отстранение от деятельности, которая занимала большую часть времени на протяжении очень длительного периода жизни!..        

Помимо прочего, этот период часто сопровождается потерей чувства собственной значимости и нужности, особенно, если оставленный пост был руководящим и человек привык к определенному статусу. Именно в этот период, зачастую, достигают зрелости дети, которые заводят собственную семью, переключая на нее свое внимание. Родители пожилого человека также достигают критического возраста - наступает пора хоронить собственных отцов и матерей. Все это, одновременно, сопровождается потерей физической кондиции - тело становится другим, уже не все дается так же просто, как раньше, многое становится затруднительным, что-то - невозможным. Постепенно меняются желания и потребности: начиная от потребностей сексуального характера до простого желания двигаться, познавать, путешествовать. На многое не остается ни сил, ни желания… Таким образом, существенно меняется все содержание человеческой жизни, и возникает необходимость научиться иначе относиться к этой новой жизни и своем месту в ней. И именно этот фактор и оказывается ключевым в развитии кризиса пожилого возраста.        

Безусловно, вышеописанные изменения могут приходиться на разные временные участки жизненного пути, а значит, кризис может наступить значительно позже фактического выхода на пенсию. Например, многие, простившись с работой, начинают сидеть с внуками, многие - путешествовать, а кто-то и вовсе работает, пока есть силы. Однако, так или иначе, наступает момент, когда сил уже не остается, внуки взрослеют и все вышесказанное обретает полную силу…        

Согласно исследованиям известного отечественного психолога Линдерс А.Г., в этот период перед человеком встает две ключевые задачи, с которыми оказывается не так просто справиться. Первая задача - принять свою жизнь, со всеми совершенными в ней ошибками, со всеми неудачами именно такой, какой она уже состоялась - принять тот факт, что прошлое не изменить, оно останется таким, как было... И вторая задача - найти смыслы сегодняшнего дня: смыслы человека, прожившего определенную жизнь, но уже не способного жить по-старому, в связи с тем, что и ситуация стала другой и сам человек уже не способен на то, на что был способен ранее. В этот период требуется завершить незавершенное и при этом не остановиться, а найти новые смыслы, а значит новые дела, которыми будет заполнена жизнь.        

К сожалению, эти задачи не так просто решить, как кажется на первый взгляд. Зачастую, требуется время, чтобы человек принял неизбежность эпохи и "нашел себя". И до этого момента, он будет делать все, чтобы удержать уходящее и не отпускать те смыслы, которые держали его на плаву всю жизнь. В этой ситуации, он может нарочито влезать в дела, которыми уже заправляют другие люди или навязывать собственное мнение и решения уже взрослым детям и посторонним, обижаясь на их "непослушание". Для бывших руководителей будет характерно переносить позицию "главного" с оставленного поста на домочадцев (усиливая, таким образом, накал страстей в семье). Некоторые начинают постоянно болеть, неосознанно удерживая, таким образом, рядом с собой близких и значимых для них людей. Кто-то становится "плаксивым" (чрезмерно сильно и долго переживаются утраты), кто-то - наоборот, черствым и жестоким (потому что не думать и не чувствовать оказывается проще, чем переживать все то, что может забурлить внутри).        

Так или иначе, справиться с кризисом оказывается не так просто. И совершенно естественно в этот период меняется не только физиология, но и психология человека - он действительно становится другим! Так, например, одной из ключевых особенностей людей пожилого возраста является их потребность в общении, которая переходит в ранг жизненно-необходимых. Значимой становится потребность делиться своими знаниями и опытом, необходимость иметь "благодарных слушателей". Гибкость характера снижается: становится сложнее менять свое отношение к каким-то фактам и явлениям жизни. На почве физиологических изменений снижается терпимость, увеличивается эмоциональная лабильность, неустойчивость. Среди характерных явлений, с которыми, порою, приходится сталкиваться близким пожилого человека: назойливость, болезненная обидчивость, стремление много говорить о себе, нежелание слушать собеседника, отсутствие гибкости, требование, чтобы все соответствовало правилам и нормам пожилого человека, неготовность принимать иную точку зрения или позицию, ворчливость и капризность. Что-то из этого - неминуемые свойства пожилого возраста и старости, что-то - проявления душевного неблагополучия, однако, все вместе - это те самые психологические механизмы, которые защищают психику человека от разрушительных для нее чувств боли, горечи, обиды и утраты, связанных с трудными задачами периода.      

Таким образом, становится понятным - невыносимость характера и особенность восприятия мира у пожилых людей вызвана далеко не вредностью и жестокостью. Мы имеем дело с естественным свойством человеческой психики защищаться. В данном случае - защищаться от неминуемой горечи момента, когда приходится принять все, что было таким, какое оно уже есть, и постепенно расставить точки над "и". И происходящие с человеком в этот период метаморфозы настолько же мучительны для него самого, насколько людям, его окружающим.        

Существует, однако, ряд факторов, которые позитивно влияют на прохождение человеком этого периода. Согласно проводимым исследованиям, успешному прохождению кризиса пожилого возраста способствуют ситуации, когда человеку есть с кем общаться (вспоминаем очереди в поликлиниках, смысл которых не врач, а общение) и есть чем заняться (воспитание внуков, увлечения, путешествия, хобби). Другими словами, пожилой человек имеет возможность удовлетворить жизненно-важную потребность в общении и, при этом, ощущает себя нужным! Так, например, здоровой старости и долголетию способствует тесная связь между поколениями в семье, или другими словами тот факт, что потомки заинтересованы в общении со своими прародителями, а те, в свою очередь, имеют возможность выговориться и освободиться от груза эмоций. Если близких нету, аналогичное влияние оказывает общение с друзьями и окружающими людьми. Ощущая уважительное отношение к себе, пожилой человек формирует представление о себе, как о нужном, и, таким образом, частично удовлетворяется его потребность в новых жизненных смыслах: "я нужен сегодня и здесь, а значит, есть смысл жить дальше". Отношение к реальности становится более спокойным, кризис постепенно преодолевается, и его негативные проявления сходят на "нет".

Таким образом, внимание и почтительное уважение к людям престарелого возраста оказываются настоящим лекарством и помогают им справиться с непростым периодом жизни и теми перестройками, которые неминуемо происходят в психике, а значит, приносят спокойствие и им самим и их близким. И, похоже, именно поэтому давным-давно, задолго до оформления психологии в отдельную науку, во многих культурах возникла житейская мудрость, с которой начиналась эта статья - мудрость об уважении к старшим! Безусловно, трудно, порою, оставаться спокойным к некоторым, не очень приятным "проявлениям старости", но если вы хотите помочь близкому человеку справиться с кризисом и избавить себя от необходимости жить рядом с кратером вулкана - обратите внимание на то, что вы все-таки можете ему дать! Уважение - это не согласие во всем и всегда, а внимание не предполагает, что вся ваша жизнь должна быть подстроена под нужды пожилого человека. А значит, вы можете подарить близкому человеку свои тепло и заботу, при этом, оставаясь самим собой. В психологии известно огромное количество приемов и техник, помогающих пожилым людям справиться с этим непростым периодом, а их близким - найти свое место в отношениях с пожилым человеком. Но самое сильное оружие по-прежнему остается в руках самого человека и его родных: внимание и уважение к людям престарелого возраста могут сделать значительно больше, чем все вместе взятые психологи на белом свете!



Просмотров: 510
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Анализ попыток суицида пожилого человека на примере романа Ф.Бакмана "Вторая жизнь Уве"
  • Кризис среднего возраста: "симптомы" и "лечение".
  • "Корона сползла...!" или как принять другого таким, какой он есть
  • Как найти смысл жизни? Легко! "TOP 3" готовые программы предназначения человека. Выбери свою.
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Однажды в Голливуде" и кризис среднего возраста
  • Кризис "среднего возраста" одинокой женщины
  • "Полицейский разворот": кризис среднего возраста
  • Интервью в журнале "Кризис среднего возраста"
  • Алкоголик в семье или почему "горькая" становится "сладкой".
  • Кризис пенсионного возраста или "А не пойти ли нам в город Бремен?"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • социально-психологические особенности людей пожилого возраста
  • Мысли вслух... "Почему моя жизнь не становится лучше..."
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Мой ребенок будет таким, как я хочу!"
  • Как создавать "Книгу жизни" для приемных детей разного возраста.
  • Манипуляция таким словом, как, "цивилизация". Как сделать, чтобы так не манипулировали тобой.
  • Что, чёрт возьми, значит этот ваш вопрос "что ты чувствуешь?!"
  • "Хроники школьного психолога "Тест-мотив «Взгляд на себя глазами влюбленного человека»
  • Ищите "своего". Не половинку. А именно "своего" человека...
  • "По вере Вашей..." - как влияют на жизнь человека его верования и убеждения
  • "Кризис 3 лет" или "Как найти верный путь к своему ребенку!"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Эластичный трос"(влияние привязанности на жизнь и здоровье человека.Часть2)
  • "Эластичный трос"(влияние привязанности на жизнь и здоровье человека.Часть1)
  • Кризис "40 лет" - начало новой жизни или разрушение старой?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь