Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов (ІІІ часть)

СИМВОЛИЧЕСКОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ СТРАХА. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБЪЕКТА СТРАХА

«Азбука страхов». Цель — идентификация с объектами страха. Ребенку предлагается нарисовать различных страшных героев на отдельных листках и дать им имена. Затем нужно расположить их в виде книжечки в алфавитном порядке. На следующем занятии можно предложить ребенку сыграть кого-либо из этих героев.

На этом этапе эффективна арт-терапевтическая техника для работы с эмоцией страха, предложенная Лебедевой Л.Д. «Рисуем маски...»

Эту технику я проводила со всей семьёй. Отдельные приемы без труда осваиваются родителями, поэтому применимы в условиях домашних игровых занятий, в том числе и с куклами.

Арт-терапевтическая техника «масок» эффективна для коррекции разнообразных страхов, и прежде всего тех, которые вызваны воображением: боязнь болезни, нападения, стихийных бедствий, транспорта, сказочных персонажей и др. В процессе рисования происходит «оживление» чувства страха и вместе с тем осознание условного характера этого изображения. Доверительные отношения, которые складываются на занятии между участниками, усиливают ожидаемый результат.

Материалы: листы бумаги формата А4, листы ватмана, клей, мягкий ластик, кусочки мела, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски. (Могут понадобиться спички и емкость, в которой можно безопасно сжигать рисунки.)

Основные процедуры. Этапы.

1. Настрой («разогрев»). Можно использовать «Каракули» Д. Винникотта, «Технику закрытых глаз» Ф. Кейн, М. Ричардсон,  а также близкие по содержанию и методике проведения упражнения «Эстафета линий», «Автографы». Подойдут различные игры с цветом. Например, участникам занятия предлагается вспомнить, какие чувства они чаще всего испытывают, нарисовать их красками в виде разноцветных пятен, подписать названия.

В качестве самостоятельного упражнения на этапе настроя можно предложить участникам изобразить с помощью линий и цвета определенные эмоции, к примеру, по методике М. Бетенски, - страх, любовь, злость. Основное условие: рисунки должны быть абстрактными, т. е. не содержать конкретных образов, пиктограмм, символов-штампов (сердечки, цветочки, стрелы и др.).

Каждый работает самостоятельно. На изображение одной эмоции отводится 2-3 минуты. На этом этапе обсуждение не проводится.

Однако если в группе ярко выражена потребность поделиться впечатлениями, надо направить вербальное самовыражение участников на обсуждение их чувств, мотивов выбора цвета, формы, но не анализировать изобразительную продукцию.

2. Актуализация эмоции страха. Участникам предлагается занять места на стульях, расставленных по кругу.

Всем: и взрослому, и ребенку - знакомо чувство страха. Закройте глаза и представьте ситуацию, свои ощущения, когда вам было страшно. Придумайте этому название.

•     Откройте глаза. Расскажите о своих чувствах.

Желательно, чтобы первым говорил тот ребенок (взрослый), на лице которого психолог увидел наиболее сильные эмоции. Не принуждать, если человек отказывается!

3. Индивидуальная работа. «Материализация страха». Участники вновь занимают места для индивидуальной работы.

  • Нарисуйте свой страх на листе бумаги. Работу не обязательно кому-либо показывать.
  • Поступите с рисунком, как вам хочется. Его можно смять, порвать, сжечь или уничтожить другим способом.

После того, как участники расправились со своими материализованными в рисунках страхами, им предлагается следующая инструкция.

  • Нарисуйте на листе бумаги страх в виде маски. По черному или коричневому фону можно рисовать белым мелом или высветлить контуры изображения ластиком.
  • Оторвите пальцами лишнюю бумагу - фон. Ножницами пользоваться нельзя.

Такая работа способствует развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.

Возможна интерпретация и некоторых признаков маски. Информативны размер, изображенная эмоция, наличие таких элементов, как глаза, рот, зубы, уши, рога и др.

4. Ритуальная драматизация. «Спонтанный театр». Создается ситуация «публичного» проживания страха.

  • Рассмотрите изображения масок. Обменяйтесь, впечатлениями.
  • Придумайте название и содержание истории, в которой маски были бы главными действующими лицами, Расположите их на листе ватмана и дорисуйте «картину». Материалы для коллективной работы выбираются по желанию «художников». Далее участникам предлагается «озвучить» картину.

Распределите и отрепетируйте роли в соответствии с придуманным сюжетом. Каждый должен говорить от «лица» своей маски.

Получается небольшой спектакль, причем, как бы ни был страшен первоначальный сюжет, в момент озвучивания он вызывает смех у актеров.

5. Заключительный этап. Рефлексивный анализ. В процессе коллективной рефлексии каждому участнику предлагается вербализовать собственные впечатления, к примеру, обсудить:

  • Что чувствовал, когда работал, чувствуешь сейчас?
  • Как можно помочь себе и другим, если вдруг станет страшно?
  • Какого цвета ваши чувства, когда бывает страшно ?

•      Какого цвета ваши чувства сейчас?

 Одновременно обсуждаются индивидуальные рисунки, выполненные на этапе «Настроя».

«Кинопробы». Цель: профилактика страхов, усваивание стратегии поведения в сложной ситуации. Помогите ребенку представить, что он пробует свои силы в актерском мастерстве. Сценарист (то есть вы) сейчас познакомит его с сюжетом будущего фильма. Потом юный артист постарается воспроизвести действие. Если помимо него в нем должны принимать участие другие люди, то он может либо сам играть за них, либо воспользоваться куклами или какими-то игрушками. А вот в придумывании сюжетов вам придется проявить творческий подход. В основу сюжета должна лечь история, действительно произошедшая с ребенком и вызвавшая у него страх, или то событие, которого нет в жизненном опыте ребёнка, но, тем не менее, ребенок его опасается. Если, например, ребенок боится потеряться в людном месте, то можно разыграть такую сценку.

Мама с сыном (дочерью) пошла в магазин. В огромном универмаге мама засмотрелась на витрину, а ребенок остановился возле понравившейся игрушки. Так они потеряли друг друга из виду. Мама очень переживала за своего малыша, она стала метаться по магазину в его поисках. Ребенок сначала тоже растерялся, хотел даже заплакать, но потом подумал, что это ему вряд ли поможет найти маму. Тогда он подошел к продавцу и сказал, что потерялся. Продавец спросила, как его зовут, и дала объявление по громкой связи. "Внимание, внимание! - сказал диктор. - Мальчик Рома (девочка Света) потерял свою маму и ждет ее в отделе бижутерии". Взволнованная женщина прибежала в этот отдел буквально через минуту. Она была в панике. И что же она увидела? Малыш преспокойно ожидал ее, рассматривая украшения. Она обняла своего сына (дочку) и расплакалась. Ребенок стал утешать маму, что ничего страшного не случилось, а продавец рассказала ей, как спокойно и смело вел себя ее сын. Мама очень гордилась своим ребенком, ведь он вел себя совсем как взрослый. Пусть ребенок разыграет роль, по сути, самого себя, а его рассеянной мамой можете выступить вы. Тогда постарайтесь не скупиться на восторги и чувство гордости в финале истории, пусть ребенок ощутит такую награду в игре, чтобы потом стремиться к ней в реальной жизни. Эту же боязнь потеряться можно "отыграть" в сценке, где ребенок будет помогать потерявшемуся малышу, то есть изначально играть героя. На роль плачущего малыша можно взять маленькую куклу. Так ребёнок легче почувствуют ответственность за младшего и свое преимущество в возможностях самоконтроля и поисках решения. Вы можете сами придумать похожие бытовые истории, чтобы вместе с ребенком использовать их для борьбы с его реальными (а не вымышленными) страхами.

«Ракушка и маленький моллюск». Цель: гармонизация детско-родительских отношений, избавление от страхов. Ребёнку и взрослому предлагается совместно сделать ракушку и моллюска из фольги и бумаги, затем вылепить из теста по три страха (Чего боится ракушка? Чего боится моллюск?), страхи можно раскрасить. Затем нужно сочинить сказку о приключениях ракушки и моллюска.

Пример. За консультацией обратилась мама Саши (9 лет), после развода родителей боится оставаться один дома, часто просыпается после страшных снов, стал раздражительным. Мама выбрала ракушку, сын моллюска. Для ракушки были вылеплены страхи одиночества (ноль на лепёшке из теста); страх, что её разобьют (молоток); страх попасть в сети (изображение сети на тесте). Страхи моллюска: попасть в ловушку (Саша вылепил капкан); «страх, что его порежут» (нож), страх остаться без ракушки (бесконечное море). Страхи были раскрашены гуашью, составлен совместный рассказ о том, как страшные рыбаки хотели поймать ракушку и моллюска в сети, но они смогли освободиться и поплыли путешествовать. Страхи были слеплены в один большой шар и торжественно выброшены.

«Быстрые ответы на глупые вопросы». Цель: коррекция страха не успеть, опоздать в школу; игра развивает умение быстро действовать в стрессовой ситуации, способствует развитию речи, смекалки и творческого мышления. Возьмите мяч. Водящий кидает мяч игроку и задает разные "дурацкие" вопросы. Когда мяч окажется у ребенка, то водящий сразу начинает считать вслух: один, два, три. Если до трех игрок ничего не отвечает, то ему не засчитывается балл. Выигрывает тот, кто набрал больше всего баллов.

«Нить повествования». Цель: безопасное отреагирование страхов. Возьмите клубок толстых ниток или тесьмы. Придумайте начало рассказа о ребенке, который чего-то боялся. Например, такое: "Жил на свете мальчик Петя. Он был добрым и умным. У него были любящие родители. Наверное, все у Пети было бы хорошо, если бы не его страхи. А боялся он..." На этих словах передайте клубочек ребенку, оставив в своей руке конец нити. Ребенок должен продолжить историю и наделить Петю какими-то страхами. Скорее всего, это будут страхи самого ребенка или те, которые он давно пережил. Иногда дети придумывают и совсем нестрашные страхи, отчего история получается юмористической. Это тоже неплохой вариант, так как от смеха над маленькими страхами до ироничного отношения к своим реальным страхам один шаг и он будет сделан со временем. Дальнейшее течение игры предполагает, что участник, держащий в руках клубок, логично продолжает общую историю, влияя на ход сюжета. Остающаяся в руках играющих нить показывает, сколько кругов описал клубок. Если таких нитяных слоев уже слишком много, то постарайтесь самостоятельно подвести повествование к концу (желательно счастливому). Если счастливой концовки не получается, то обещайте ребенку продолжить придумывание историй о Пете в следующий раз, может быть, в них ему больше повезет.

«Остров детства». Очень хорошие результаты даёт использование психотерапевтической игры «Остров детства» Зинкевич-Евстигнеевой Т. и Кудзилова Д., работа проходит совместно с родителями.

Эти игры могут применяться для работы со страхами у детей определенного возраста и уровня развития. Так что прежде чем применять их, попробуйте сопоставить требования, предъявляемые конкретной игрой, с индивидуальными особенностями ребенка.

«Коллаж». Цель: отреагирование и трансформация страха. Ребёнку предлагается сделать коллаж на тему «Мой страх в прошлом, настоящем и будущем». В работе используются листы ватмана, старые журналы различной тематики, клей, краски. Эту технику можно использовать с 5-ти лет. Задание выполняется по следующей схеме: просмотр журналов, выбор картинок по теме (15 мин); вырезание нужных форм и картинок (15 мин); расположение вырезанного на листе, окончательное утверждение макета, приклеивание (10-15 мин); доработка коллажа – дорисовать, дописать и т.д. (10 мин); дать название коллажу.

«Акватипия». Цель: коррекция тревожности, страхов, принятие себя, развитие творческого воображения. Для работы необходимы листы бумаги формата А3, краски, стеклянные пластины размером 10/10 см, с безопасно обточенными краями. Ребёнку предлагается брать нравящиеся цвета, наносить их на стекло и делать отпечатки, заполняя всё пространство бумаги. На втором этапе работы черной краской нужно выделить фигуры, которые воображение ребёнка выделяет в причудливых отпечатках. После того как этим фигурам даны названия, нужно подобрать к ним ассоциации, которые они вызывают.

«Чудеса на песке». Один из способов работы с песком — закапывание негатива в песок с последующим извлечением. Ребёнку предлагается выбрать из множества фигурок те, которые настолько неприятны, что их хочется спрятать или закопать. Он прячет в песок те фигурки, которые не по нраву, которые вызывают  негатив, страх, раздражение или просто не нравятся. Далее следует выкапывание спрятанного. Постепенно, по одной фигурке, ребёнок извлекает из-под слоя песка свои нерешенные проблемы, преодолевая сильное нежелание посмотреть в глаза проблеме или страху. Психолог задает вопросы: «Что это может значить для тебя?», «Что это за фигурка?», «Что это такое?», «Что ты спрятал здесь?» Соотнося фигурку со значением поля, в которой она спрятана, психолог задает вопрос, связанный с местоположением фигурки или предмета. Вопросы должны быть обтекаемы и не конкретны.



Просмотров: 670
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • У страха глаза велики....или как помочь ребенку справиться со страхами
  • "Посмотри в глаза страху " - техника работы с МАК «Фобии и страхи»
  • Свои отношения можно корректировать самостоятельно, если хочется знать, как?
  • Детские страхи. Важная миссия страха и нормативные страхи детей от рождения до 11 лет
  • Если мама стала подругой своему ребенку, то кто тогда стал его мамой?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Можно ли жить без страха?
  • Три страха будущего... которые актуальны уже сейчас
  • Приятных снов! Упражнения, которые помогут, если ребенок плохо спит
  • Коррекция детских страхов. Как родитель может помочь ребенку в домашних условиях?
  • Мой ребенок боится. Инструкция по выживанию в среде детских страхов.
  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • Притча о том, как можно обесценивать другого, а получается прежде всего себя.
  • Паутина страха… Можно ли избавиться от ее липких нитей
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Умирающе-бессмертная мама. Когда есть дочь, на которой можно «ездить».
  • Если без угрызений совести и страха перед реакцией родителей не получается...
  • Если Ваш ребенок боится сказочных персонажей.
  • Когда мама - психолог или неидеальной быть можно
  • "Если б козла отпущения можно было еще и доить..."
  • Как можно помочь себе при помощи бумаги и ручки?
  • Если очень хочется, то можно ;-)
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Как без страха пойти в свой страх?
  • Страх потерять отношения сильнее страха потерять себя
  • 5 уроков денег, которые нужно было выучить как можно раньше
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • Если очень хочется, то можно. Пластические операции.
  • Почему ребенок не хочет ходить в школу? И что с этим можно сделать
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь