Страх является неотъемлемой частью жизни, и он всегда присутствует в эмоциональном поле личности. Но страх, как и любая другая эмоция, может проявляться, а может и дремать в глубинах личности, ничем о себе не напоминая до поры до времени. Например, скажи любой матери, что ее ребенку может угрожать опасность, и внутри нее поднимется волна страха, хотя в реальности никакой угрозы не предвидится.
Страхи могут игрaть защитную роль в развитии личности. Но страх может принимать и разрушительные формы.
Польза страха очевидна, когда речь идет о прямой угрозе для жизни. Например, страх останавливает человека, когда он подумывает перебежать железнодорожное полотно перед идущим поездом или поднимается на высотку, желая прогуляться по крышам любопытства ради. В подобных случаях страх – это сигнал очевидной опасности. Он появляется, чтобы предупредить об опасности и в то же время послать импульс к преодолению опасных обстоятельств.
Зачастую страх появляется, когда человек сталкивается с трудноразрешимыми ситуациями. Переживания, справится ли он с предложенным вызовом судьбы, сопровождаются страхом, но этот страх является, своего рода, двигателем развития человека.
Существуют и совершенно другие формы страха, которые не провоцируются объективными опасными условиями, а сокрыты в глубине подсознания человека. Они могут всплывать редко, но при этом полностью овладевать мыслями и действиями личности. Или же такие страхи могут, как цепкая паутина, опутать всю жизнедеятельность человека, управляя его самочувствием, восприятием, поступками.
Все страхи подобного рода можно разделить на следующие основные формы:
1. Страх потерять собственное Я и оказаться в зависимости.
2. Страх, переживаемый как беззащитность и изоляция.
3. Страх неведомых изменений, какими они будут и к чему приведут
4. Страх загнанности в угол, когда человек будет лишен всякого выбора.
Наибольшей интенсивностью обладают страхи, которые переживались много лет тому назад, в детстве, и до настоящего времени не были проработаны. Ребенок внутренне беспомощен, он не может убрать те обстоятельства, которые вызывают у него страх. Ребенок не знает, как долго пугающие его условия будут длиться и когда прекратятся. Это является благодатной почвой для формирования неосознанного страха. Поэтому, основные формы страха произрастают оттуда, из детских потрясений и переживаний.
Причины, заложившие основу неосознанного страха, множественны и различны. Одни и те же условия и факторы могут оказать сильнейшее воздействие на одного ребенка, и оказаться нейтральными для другого.
Приведем некоторые примеры травмирующего опыта, которые отражают механизм закладки страха в детском возрасте и проявления его во взрослой жизни.
Страх потерять себя и оказаться зависимым
Говорят, все, что нужно ребенку для его полноценного развития, это любовь и тепло. Не постоянные поучения, одергивания, критика, нежелание выслушивать «детские глупости» способствуют его формированию, а безусловная любовь и настоящие теплые отношения. И если родители не в состоянии обеспечить такие условия, ребенок, во-первых, не имеет возможности удовлетворить свои эмоциональные потребности, а во-вторых, нуждается с самых ранних лет в том, чтобы защитить свой такой еще хрупкий внутренний мир от посягательства окружающих.
Такие дети очень рано приходят к рефлексии, сравнивают себя с другими. Они часто рассуждают как взрослые и остаются непонятыми ни сверстниками, ни теми же взрослыми.
Более того, такого ребенка часто высмеивают и критикуют, что разрушает столь хрупкую связь между ним и окружающими. На определенной стадии он приходит к заключению, что ему лучше всего быть в одиночку.
Он вырабатывает свою тактику жизни, при которой он никому не доверяет свой внутренний мир и никого не приближает к себе, оставаясь отстраненным и независимым.
На самом же деле, такие люди крайне нуждаются в контактах, в теплых и доверительных отношениях. Когда противоречие потребностей и ограничений переходит критическую черту, еще недавно демонстрирующий свою обособленность и независимость человек способен проявить внезапную резкость и взрывную агрессию.
Такие реакции определяют как шизоидные расстройства. И если человек не справится с подсознательным страхом потерять свое Я и страхом оказаться зависимым, такие расстройства будут только учащаться.
Страх беззащитности и изоляции
Некоторые дети еще в самом раннем детстве переживают дефицит телесной и эмоциональной близости со стороны самых родных для них людей – матери и отца. Пока родители заняты собственной самореализацией, построением карьеры и решением личных вопросов, ребенком занимаются то няни, то бабушки.
Отстраненность родителей приводит к формированию у малыша состояния беззащитности и низкой доверительности отношений. Далеко не каждый ребенок в подобных условиях вырастет замкнутым и ранимым. Это в большой степени зависит от типа нервной системы. Однако отдаленность родителей в уходе и воспитании наносит ущерб развитию многих детей.
У ребенка, недополучающего внимания, заботы и ласки со стороны матери, формируется страх беззащитности и изоляции. Но именно они и настигают его на каждом возрастном этапе. В детском возрасте он часто оказывается аутсайдером, будучи взрослым – одиноким.
У такого человека крайне низка степень доверия, он ожидает удара с любой стороны и боится оказаться открытым и незащищенным. Изолируясь от общества, он чувствует себя отвергнутым. А находясь среди людей, постоянно пребывает в напряженном состоянии, которое требует на свое поддержание много сил и энергии.
Страх изменений и их последствий
Бывает так, что ребенок, сильно обиженный отцом или матерью, желает своему родителю смерти. Если же по печальному совпадению с этим родителем происходит несчастье, на ребенка обрушивается бремя страданий. Он винит себя в том, что это он накликал беду, и страшится своих мыслей. Но коварные мысли как будто специально крутятся в мозгу, приводя ребенка в состояние ужаса.
Ребенку недостает мудрости, чтобы осмыслить произошедшую трагедию. Он живет в страхе, привыкает к этому состоянию и загоняет свой страх вовнутрь, а тот потом выстреливает в самых неожиданных ситуациях во взрослой жизни.
Уже будучи взрослым, он опасается предпринимать какие-то шаги, беспокоясь, что изменения могут оказаться катастрофичными и больно его ранить.
Такой человек всегда анализирует, каким может быть неудачный исход его планов, а в его подсознании прочно укоренилась мысль, что его негативные мысли имеют прямое отношение к тому, что происходит в его жизни. Так возникает непреодолимый порог на пути перемен.
Страх загнанности в угол и лишения выбора
Ребенку, которому послано испытание родиться в социально неблагополучной семье, попадает в жизненные жернова с первых дней своей жизни. Он оказывается никому не нужным еще в младенчестве. Малыш полностью оказывается во власти людей, которые игнорируют все его потребности, приправляют это жестоким отношением. Ребенок действительно загнан в угол и его пронизывает страх. С определенного момента ребенок привыкает к боли и научается диссоциироваться от того, что происходит в его жизни. Однако паутина страха прочно натянута во всем его естестве.
Однако страх лишения выбора может сформироваться и у вполне, казалось бы, благополучного ребенка. Это происходит, когда родители делают ребенка средством достижения собственных целей. У таких родителей малыш с самых ранних лет посещает кружки, спортивные секции, развивающие занятия. Родители уже решили, кем должен стать их кроха во взрослой жизни, и реализуют свою программу.
Когда такие дети вырастают, их часто сковывает страх безысходности. Они не видят альтернативы в решающих ситуациях, ощущают себя загнанными в угол.
Для таких людей оказывается непреодолимым стрессом сокращение на работе. Им представляется, что с увольнением они одним махом лишаются всего: места работы, заработка, принадлежности к коллективу. Если же происходит разрыв близких отношений, это воспринимается как настоящая катастрофа.
Эти примеры иллюстрируют, каким образом у человека может сформироваться глубинный страх. Чтобы снизить бремя страха, важно прояснить, на каком этапе развития он образовался, и какие жизненные проблемы привели к возникновению страхов. Преодолеть подобные страхи можно, только осознав и проработав их.
Эта задача непосильна для ребенка, но взрослый человек в сопровождении терапевта, способен обратиться к тем переживаниям, которые он испытал в детстве, и найти новые более эффективные способы личностной реализации и взаимодействия с окружающим миром.
(с) Колоскова Наталья, психолог
https://vk.com/natalya.koloskova