Паутина страха… Можно ли избавиться от ее липких нитей

Страх является неотъемлемой частью жизни, и он всегда присутствует в эмоциональном поле личности. Но страх, как и любая другая эмоция, может проявляться, а может и дремать в глубинах личности, ничем о себе не напоминая до поры до времени. Например, скажи любой матери, что ее ребенку может угрожать опасность, и внутри нее поднимется волна страха, хотя в реальности никакой угрозы не предвидится.Паутина страха Можно ли избавиться от ее липких нитей

Страхи могут игрaть защитную роль в развитии личности. Но страх может принимать и разрушительные формы.


Польза страха очевидна, когда речь идет о прямой угрозе для жизни. Например, страх останавливает человека, когда он подумывает перебежать железнодорожное полотно перед идущим поездом или поднимается на высотку, желая прогуляться по крышам любопытства ради. В подобных случаях страх – это сигнал очевидной опасности. Он появляется, чтобы предупредить об опасности и в то же время послать импульс к преодолению опасных обстоятельств.
Зачастую страх появляется, когда человек сталкивается с трудноразрешимыми ситуациями. Переживания, справится ли он с предложенным вызовом судьбы, сопровождаются страхом, но этот страх является, своего рода, двигателем развития человека.

Существуют и совершенно другие формы страха, которые не провоцируются объективными опасными условиями, а сокрыты в глубине подсознания человека. Они могут всплывать редко, но при этом полностью овладевать мыслями и действиями личности. Или же такие страхи могут, как цепкая паутина, опутать всю жизнедеятельность человека, управляя его самочувствием, восприятием, поступками.

Все страхи подобного рода можно разделить на следующие основные формы:
1. Страх потерять собственное Я и оказаться в зависимости.
2. Страх, переживаемый как беззащитность и изоляция.
3. Страх неведомых изменений, какими они будут и к чему приведут
4. Страх загнанности в угол, когда человек будет лишен всякого выбора.

Наибольшей интенсивностью обладают страхи, которые переживались много лет тому назад, в детстве, и до настоящего времени не были проработаны. Ребенок внутренне беспомощен, он не может убрать те обстоятельства, которые вызывают у него страх. Ребенок не знает, как долго пугающие его условия будут длиться и когда прекратятся. Это является благодатной почвой для формирования неосознанного страха. Поэтому, основные формы страха произрастают оттуда, из детских потрясений и переживаний.

Причины, заложившие основу неосознанного страха, множественны и различны. Одни и те же условия и факторы могут оказать сильнейшее воздействие на одного ребенка, и оказаться нейтральными для другого.

Приведем некоторые примеры травмирующего опыта, которые отражают механизм закладки страха в детском возрасте и проявления его во взрослой жизни.

Страх потерять себя и оказаться зависимым

    Говорят, все, что нужно ребенку для его полноценного развития, это любовь и тепло. Не постоянные поучения, одергивания, критика, нежелание выслушивать «детские глупости» способствуют его формированию, а безусловная любовь и настоящие теплые отношения. И если родители не в состоянии обеспечить такие условия, ребенок, во-первых, не имеет возможности удовлетворить свои эмоциональные потребности, а во-вторых, нуждается с самых ранних лет в том, чтобы защитить свой такой еще хрупкий внутренний мир от посягательства окружающих.
Такие дети очень рано приходят к рефлексии, сравнивают себя с другими. Они часто рассуждают как взрослые и остаются непонятыми ни сверстниками, ни теми же взрослыми.
Более того, такого ребенка часто высмеивают и критикуют, что разрушает столь хрупкую связь между ним и окружающими. На определенной стадии он приходит к заключению, что ему лучше всего быть в одиночку.
Он вырабатывает свою тактику жизни, при которой он никому не доверяет свой внутренний мир и никого не приближает к себе, оставаясь отстраненным и независимым.
На самом же деле, такие люди крайне нуждаются в контактах, в теплых и доверительных отношениях. Когда противоречие потребностей и ограничений переходит критическую черту, еще недавно демонстрирующий свою обособленность и независимость человек способен проявить внезапную резкость и взрывную агрессию.
Такие реакции определяют как шизоидные расстройства. И если человек не справится с подсознательным страхом потерять свое Я и страхом оказаться зависимым, такие расстройства будут только учащаться.

Страх беззащитности и изоляции
    Некоторые дети еще в самом раннем детстве переживают дефицит телесной и эмоциональной близости со стороны самых родных для них людей – матери и отца. Пока родители заняты собственной самореализацией, построением карьеры и решением личных вопросов, ребенком занимаются то няни, то бабушки.
Отстраненность родителей приводит к формированию у малыша состояния беззащитности и низкой доверительности отношений. Далеко не каждый ребенок в подобных условиях вырастет замкнутым и ранимым. Это в большой степени зависит от типа нервной системы. Однако отдаленность родителей в уходе и воспитании наносит ущерб развитию многих детей.

У ребенка, недополучающего внимания, заботы и ласки со стороны матери, формируется страх беззащитности и изоляции. Но именно они и настигают его на каждом возрастном этапе. В детском возрасте он часто оказывается аутсайдером, будучи взрослым – одиноким.
У такого человека крайне низка степень доверия, он ожидает удара с любой стороны и боится оказаться открытым и незащищенным. Изолируясь от общества, он чувствует себя отвергнутым. А находясь среди людей, постоянно пребывает в напряженном состоянии, которое требует на свое поддержание много сил и энергии.

Страх изменений и их последствий
   Бывает так, что ребенок, сильно обиженный отцом или матерью, желает своему родителю смерти. Если же по печальному совпадению с этим родителем происходит несчастье, на ребенка обрушивается бремя страданий. Он винит себя в том, что это он накликал беду, и страшится своих мыслей. Но коварные мысли как будто специально крутятся в мозгу, приводя ребенка в состояние ужаса.
Ребенку недостает мудрости, чтобы осмыслить произошедшую трагедию. Он живет в страхе, привыкает к этому состоянию и загоняет свой страх вовнутрь, а тот потом выстреливает в самых неожиданных ситуациях во взрослой жизни.
Уже будучи взрослым, он опасается предпринимать какие-то шаги, беспокоясь, что изменения могут оказаться катастрофичными и больно его ранить.

Такой человек всегда анализирует, каким может быть неудачный исход его планов, а в его подсознании прочно укоренилась мысль, что его негативные мысли имеют прямое отношение к тому, что происходит в его жизни. Так возникает непреодолимый порог на пути перемен.

Страх загнанности в угол и лишения выбора
Ребенку, которому послано испытание родиться в социально неблагополучной семье, попадает в жизненные жернова с первых дней своей жизни. Он оказывается никому не нужным еще в младенчестве. Малыш полностью оказывается во власти людей, которые игнорируют все его потребности, приправляют это жестоким отношением. Ребенок действительно загнан в угол и его пронизывает страх. С определенного момента ребенок привыкает к боли и научается диссоциироваться от того, что происходит в его жизни. Однако паутина страха прочно натянута во всем его естестве.
Однако страх лишения выбора может сформироваться и у вполне, казалось бы, благополучного ребенка. Это происходит, когда родители делают ребенка средством достижения собственных целей. У таких родителей малыш с самых ранних лет посещает кружки, спортивные секции, развивающие занятия. Родители уже решили, кем должен стать их кроха во взрослой жизни, и реализуют свою программу.
Когда такие дети вырастают, их часто сковывает страх безысходности. Они не видят альтернативы в решающих ситуациях, ощущают себя загнанными в угол.
Для таких людей оказывается непреодолимым стрессом сокращение на работе. Им представляется, что с увольнением они одним махом лишаются всего: места работы, заработка, принадлежности к коллективу. Если же происходит разрыв близких отношений, это воспринимается как настоящая катастрофа. 

Эти примеры иллюстрируют, каким образом у человека может сформироваться глубинный страх. Чтобы снизить бремя страха, важно прояснить, на каком этапе развития он образовался, и какие жизненные проблемы привели к возникновению страхов. Преодолеть подобные страхи можно, только осознав и проработав их.
Эта задача непосильна для ребенка, но взрослый человек в сопровождении терапевта, способен обратиться к тем переживаниям, которые он испытал в детстве, и найти новые более эффективные способы личностной реализации и взаимодействия с окружающим миром.

(с) Колоскова Наталья, психолог
https://vk.com/natalya.koloskova



Просмотров: 411
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Убрать страхи. Когда страх велик. Во что он может вырасти? И как с ним справиться?
  • Страх оставления и как его не сформировать у ребенка
  • Что сильнее: страх смерти или страх жизни?
  • Страх перед будущим: 5 способов как преодолеть его и начать что-то делать
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Что делать, когда умирает близкий человек? Короткая продолжительность жизни и наша карма. Страх будущего
  • Страх смерти. В чем его польза? И как преодолеть.
  • Страх родителей сказать ребенку «Нет» делает его хрупким перед жизнью!
  • Страх неудачи: почему он возникает и как его преодолеть?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Страх подавиться едой и задохнуться. Два способа, как еще больше усилить свой страх?
  • Не так страшен страх как его....
  • Что происходит внутри человека, когда его отвергают?
  • Страх потерять отношения сильнее страха потерять себя
  • От белой полосы к черной... Страх смерти или страх жизни
  • Страх… публичных выступлений и как его убрать
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Как без страха пойти в свой страх?
  • Страх родов: виды, и техника распознавания его у себя.
  • Страх бизнеса. Как его победить?
  • Страх смерти или страх жизни?
  • Страх смерти и его последствия
  • Страх смерти и его преодоление
  • Страх успеха и кто его боится
  • Мой любимый страх. Или для чего полезно знать, что мы хотим в жизни.
  • Как избавиться от страха. Испугать страх
  • Страх смерти и его позитивное значение.
  • Как преодолеть невротический страх. Затворница страха.
  • Его величество СТРАХ
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь