Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов

В своей практике я часто сталкиваюсь с детскими страхами; обращаются за помощью и родители, и сами дети, нередко и внимательные педагоги.

Страх — аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога — эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха — не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребенок, в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками, может испытывать как тревогу, так и страх. Состояние безотчётного, неопределенного беспокойства порождает тревогу, боязнь определенных объектов или мыслей — чувство страха.

Объединяющее начало для страха и тревоги — чувство беспокойства. Оно проявляется в том, что ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто замолкает совсем. Внутри все холодеет, тело «наливается свинцом», щемит в области сердца, ладони становятся влажными. Он может совершать много лишних движений или, наоборот, становится неподвижным, скованным. Такие симптомы говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма.

Страхи бывают возрастные и невротические. Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они, как правило, под действием следующих факторов:

1)  наличие страхов у родителей;

2)  тревожность в отношениях с ребенком;

3)  избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками;

4)  большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола;

5)  многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;

6)  отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков;

7)  конфликтные отношения между родителями;

8)  психические травмы типа испуга;

9)  психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Невротические страхи характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряженностью; длительным течением или постоянством; неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности; взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями; избеганием объекта страха, а также всего нового и неизвестного; относительной трудностью устранения страхов. Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний.

Чаще боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чье представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтами. Эти дети не могут полагаться на взрослых как на источник безопасности, авторитета и любви.

Иногда страхи трудно устранимы, так как воздействие на состояние ребенка со стороны взрослых оказывается только на внешнюю сторону, без учета характера, смысла и значения. Более эффективным будет воздействие на причину страха, порождающие его условия и обстоятельства.

Страхи детей многообразны и зависят от различных факторов, среди которых можно выделить несколько наиболее значимых.

  • Отношения в семье: чем более уравновешены отношения, тем менее ребенок склонен к каким-либо страхам; и наоборот, тревожный ребенок прямо указывает на неблагополучие внутрисемейных отношений, на возможную невротизацию одного (или нескольких) ближайших родственников, а также, возможно, на наличие эмоционального бессознательного отвержения со стороны родителя (родителей) либо физического насилия;
  • Ситуативные испуги, психические травмы: например, ребенок напуган «страшной тетей в платке», большой собакой, машиной, вероятностью помещения в больницу и т. п. Определить спусковую ситуацию порой бывает не легко, но в данном случае у ребенка возникает реактивная тревожность, которая легче поддается излечению. Признаком именно этой природы страха является то, что имела место реальная ситуация и она в той или иной степени реально воздействовала на ребенка.
  • Наличие потенциально опасных ситуаций: фантазия ребенка останавливается на одном или нескольких вариантах развития событий, которые реально не произошли, но могут (могли бы) произойти. Наиболее часто тревожность возникает, когда дети:
  • боятся развода родителей;
  • боятся быть потерянными;
  • боятся, что с родителями что-то случится или, что мама уйдет, разлюбит, забудет;
  • получают информацию, которая не может быть адекватно переработана, но глубоко проникает в память ребенка (источниками этой информации могут быть разговоры родителей, случайные реплики, услышанные в транспорте или на улице, телепрограммы, фильмы-катастрофы, триллеры и т. п.);
  • боятся подвергнуться насилию со стороны чужих (воров, бандитов).
  • Наличие родительских (семейных) проблем, если они переносятся на детей: ребенок явно или неявно становится ареной психологической борьбы между взрослыми, что приводит к развитию тревожности.
  • 5.    Неадекватность требований, предъявляемых к ребенку, его возрасту и уровню развития: ребенок начинает бояться ошибок, каких-либо действий вообще, чувствует себя постоянно не способным «соответствовать». У маленьких детей эти ощущения находятся в очень размытом, практически не вербализируемом состоянии и могут выражаться косвенно — в рисунках, в привычках и т. п.
  • Искажение личности ребенка стилем воспитания: прежде всего это преобладание гиперопеки или равнодушия. При этом у внешне благополучного, здорового ребенка может наблюдаться плавающая, внеситуативная тревожность, причина которой чаще всего кроется в неподготовленности ребенка решать адекватные возрасту задачи. Часто такая тревожность принимает форму лени, равнодушия, неорганизованности. Следует учесть, что деструктивность стиля воспитания далеко не всегда осознается родителями.Определенные психические свойства ребенка
      (повышенная сенситивность, психастеничность и т. п.)
    или наличие определенных способностей.
      Например, опережающее развитие интеллекта часто дает ребенку многообразие вариантов разрешения ситуаций, в том числе пугающих, кроме того, более интеллектуальные дети раньше начинают испытывать экзистенциальные страхи (страх смерти, страх самоубийства и т. п.); причем эти страхи могут возникать уже у дошкольников. Страхи такого рода трудно диагностируются и поддаются коррекции, часто их трудно дифференцировать от психопатического развития.
  • Нарушения соматического и психопатического плана: ребенок становится тревожным из-за постоянного ожидания приступа (например, эпилепсии) или тревога связана с психопатической симптоматикой (галлюцинации и т. п.). В данном случае коррекция должна проводиться в тесном контакте с врачом и психиатром.
  • Успешность — не успешность разрешения возрастных кризисов: тревожность в данном случае рождается несоответствием между освоенными и необходимыми ребенку способами реагирования в различных ситуациях. Внешне такой ребенок обычно кажется более инфантильным, иногда пугливым, при сохранении нормального уровня развития познавательных процессов.

Современная психология делит 29 страхов на следующие виды: навязчивые страхи; бредовые страхи; сверхценные страхи.

К навязчивым страхам относятся: гипсофобия (страх высоты), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и т.д. Навязчивых детских страхов сотни и тысячи; все, безусловно, перечислить невозможно. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь.

Бредовые страхи — это страхи, причину появления которых найти просто невозможно. Как, например, объяснить, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки. Бредовые страхи часто указывают на серьезные отклонения в психике ребенка, могут служить началом развития аутизма. Детей с бредовыми страхами можно встретить в клиниках неврозов и больницах, поскольку это самая тяжелая форма.

Страхи, связанные с некоторыми идеями (как говорят, с «идеями фикс»), называются сверхценными. Первоначально они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К детским сверхценным страхам относятся страхи социальные: боязнь отвечать у доски, заикание.

Детские сверхценные страхи считаются по праву самыми распространенными, именно с ними в 90% всех случаев сталкиваются практикующие психологи. На этих страхах дети часто «застревают», и вытащить их из собственных фантазий бывает подчас очень сложно. Самым распространенным является страх смерти. В чистом виде этот страх проявляется у 6–7-летних дошкольников, а у детей более старшего возраста проявляется не напрямую, а опосредованно, через другие страхи. Ребенок понимает, что смерть вот так вдруг, неожиданно, вряд ли наступит, и боится остаться наедине с угрожающим пространством или обстоятельствами, которые могут ее повлечь. Ведь тогда может случиться нечто неожиданное и ему никто не сможет помочь, а значит, он может умереть. К опосредованному детскому сверхценному страху смерти можно отнести: страх темноты (в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков), сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.

В своей работе по коррекции детских страхов я опиралась на рекомендации А.И. Захарова. Рассматривая причины появления детских страхов, виды страхов, он говорит о необходимости их предупреждения и устранения, предлагает конкретные приемы преодоления страхов психолого-педагогическими средствами. В своей книге «Игра как способ преодоления неврозов у детей» автор рекомендует использовать игры «Мяч», «Жмурки», «Кто первый», «Быстрые ответы», «Проникновение в круг», «Автобус», «Футбол», «Злые собаки», «Восхождение», «Сражение» и т.д.; в результате которых происходит игровая психологическая очистка издержек семейного воспитания, игровая драматизация страхов и нейтрализация последствий психических травм. Подобные игры могут использовать и сами родители.

На этапе сбора предварительной информации широко практикуется беседа с родителями ребенка (лицом, обратившимся за помощью). Для получения дополнительных сведений об особенностях детско-родительских отношений я использовала следующие опросники: опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варги и В.В. Столина — для диагностики родительской позиции по отношению к ребенку. «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера. Данная методика позволяет выявить различные типы негармоничного семейного воспитания (эмоциональное отвержение, доминирующая и потворствующая гиперпротекция, жестокое обращение, повышенная моральная ответственность и гипопротекция), и отклонения в отношениях родителей к детям, а также личностные неосознаваемые проблемы родителей.

Ребенка просили сделать рисунки на тему «Три дерева», «Моя семья», «Несуществующее животное» с дальнейшим обсуждением этих тем. Обращалось внимание на уровень тревожности детей и их самооценку. В заключение детям предлагался тест для диагностики наличия у них страхов — «Страхи в домиках» со следующей инструкцией: «В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты записывай их номера внутри дома» (модификация М.А. Панфиловой). Количество выявленных страхов сравнивалось с нормами, предложенными А.И. Захаровым.

В коррекционной работе со страхами я также придерживалась этапности, предлагаемой О. Хухлаевой. Первым этапом работы по коррекции страхов должна стать аффективная стимуляция ребенка, или повышение его психического тонуса. При этом снимается запрет на проявление ребенком агрессии, более того, она может специально провоцироваться психологом. Здесь необходимо использовать задания, сопровождающиеся громкими криками, резкими действиями. Могут включаться упражнения на толкание, бросание чего-либо или разрушение, например, можно потолкаться с психологом, стоя на одной ножке, метать дротик, рвать бумагу. Коррекция страхов должна основываться, прежде всего, на использовании естественных способов борьбы с ними. Спонтанный механизм борьбы со страхами состоит из двух стадий. Сначала ребенок постигает объект страха. А затем либо уничтожает его, либо преобразовывает так, чтобы он перестал быть страшным.

Следовательно, второй этап коррекции страхов включает в себя актуализацию страха. То есть ребенку нужно создать возможность для проявления страха (вербально или невербально) с помощью различных средств. При этом полезно давать имя объектам страха, поскольку узнавание по имени означает, что этот объект становится как бы своим и близким.

Третий, собственно коррекционный этап должен помочь ребенку найти способ либо символического уничтожения пугающего объекта или ситуации, либо преобразования их. При этом уничтожению страха следует придать положительный социальный смысл, ориентируя ребенка на героический идеал. Чтобы уничтожить пугающий объект, ребенок должен преодолевать опасности, мобилизовывать свою волю, проявлять активность. Способы преобразования пугающего объекта можно условно разделить на две группы: первая основывается на идентификации с объектом, вторая — на дистанцировании от него. Идентификация ребенка с пугающим объектом означает включение его во внутренний мир ребенка. То есть ребенок теперь имеет возможность осуществлять контроль над этим объектом, что делает его менее страшным. Дистанцирование же от объекта страха может быть осуществлено разными способами:

  • через деролеизацию — постановку объекта страха в необычную для него роль;
  • через гротескизацию — усиление страшности персонажа до такой степени, что объект становится смешным;
  • через создание ситуации сопереживания страшному герою.

Четвертый этап коррекции должен быть направлен на усиление «Я» ребенка. Это необходимо, чтобы стимулировались собственные возможности ребенка для преодоления стрессовых ситуаций.

Использование разных направлений психотерапии позволило мне проводить психологическую коррекцию страхов и тревожности различными методами в зависимости от индивидуальности ребёнка и специфики проблемы. Вот приблизительная программа работы.

 



Просмотров: 739
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Детские страхи. Важная миссия страха и нормативные страхи детей от рождения до 11 лет
  • Коррекция детских страхов. Как родитель может помочь ребенку в домашних условиях?
  • Возрастные страхи до трех лет: когда и чего ребенок имеет полное право бояться
  • Мой ребенок боится. Инструкция по выживанию в среде детских страхов.
  • Как страхи родителей влияют на самостоятельность ребенка
  • Как страхи родителей влияют на самостоятельность ребенка
  • Приемный ребенок в школе: отношение учителя и одноклассников, страхи родителей
  • Убрать страхи. Когда страх велик. Во что он может вырасти? И как с ним справиться?
  • У ребенка страхи. Что делать?
  • Какие страхи скрывает Ваш ребенок?
  • Почему дети боятся? Детские страхи.
  • Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов (ІІ часть)
  • Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов (ІІІ часть)
  • Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов (ІV часть)
  • Страхи мамы и как они влияют на жизнь и судьбу ребенка?
  • Первые страхи ребенка. Стоит ли беспокоиться родителям?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Что может нанести ребенку психическую травму и стать причиной страхов и фобий?
  • Страхи, тревожность и тревога. Как различить?
  • Влияние семейного воспитания на развитие страхов у детей
  • Методы коррекции страха у ребенка с РАС
  • Особенности коррекции страхов у детей с РАС
  • Тревоги и страхи у детей, подростков и взрослых.
  • Фобия и Тень. Теория возникновения иррациональных страхов. Как избавиться от страха?
  • Страхи у детей и взрослых.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Страхи. Страх темноты.
  • Страхи, почему они есть и как с ними быть.
  • Детские страхи: как помочь ребенку? Советы психолога
  • Детские страхи дошкольников, памятка для родителей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь