У ребенка страхи. Что делать?

У ребенка страхи Что делать

Чувство страха сопровождает человека на протяжении всей жизни, и выполняет важную защитную функцию: предостерегает от возможной опасности, регулирует поведение в ситуации неопределенности и «включает» инстинкт самосохранения.  

Детские страхи – явление естественное и необходимое. У каждого страха «свой возраст» - время,  когда он проявляется наиболее сильно, а потом исчезает. Это связано с развитием ребенка, его самоопределением, степенью познания им окружающего мира. Если в возрасте до года ребенок пугается неожиданно громкого звука или быстрых движений, а в два-три года страх вызывает встреча с незнакомыми людьми или гроза за окном, то в 8-10 лет ребенка больше страшат неудачи в общении с родителями и сверстниками. Каждое переживание страха связано с ситуацией, которая, по ощущению ребенка, может быть для него потенциально опасной, принести боль, обиду. Чаще всего это ситуации новые, еще не пережитые, страх перед неизвестностью.

Один из первых психологических кризисов происходит в 4-5 лет, когда дети осознают конечность собственной жизни. В этом возрасте естественно бояться смерти близких родственников, нападений бандитов, пожаров и наводнений, ядовитых змей – всего, что может отнять жизнь или разлучить с близкими.      

«Нормальный», возрастной страх не требует стороннего вмешательства: ребенок может справиться с ним самостоятельно, если в семье чувствует себя в безопасности и знает, что родители всегда поддержат. Однако если страх мешает общению, не дает ребенку развиваться,  социализироваться, парализует его, стоит корректировать это переживание совместно с детским психологом. Патологические страхи свойственны чувствительным детям, у которых складываются сложные отношения с родителями: любовь, поддержку и чувство безопасности взять неоткуда.

Автокатастрофа. Долгая болезнь. Внезапная потеря близкого человека, развод родителей, отъезд лучшего друга…

Причиной страха может стать сильное эмоциональное переживание, врезавшееся в детскую память. Нужно проявить терпение, чтобы вернуть ребенку чувство безопасности и комфорта, помочь осознать произошедшее. Всегда быть рядом, подчеркивать физическое присутствие прикосновениями, держать за руку, обнимать.

На поведение детей всегда влияет атмосфера в семье. Если мама постоянно тревожится о безопасности дома, проверяет сигнализацию, периодически меняет замки, перед уходом выключает все электроприборы, то ее тревога, усиленная детской фантазией, может проявиться и у ребенка. Когда родители ограничивают общение ребенка со сверстниками, избегают эмоционального контакта, при этом постоянно говоря об опасностях, подстерегающих на каждом углу, ребенок ожидает встречи с обещанными опасностями. И чем дольше это продолжается, тем сильнее страх.

- Будешь себя плохо вести, отдам тебя троллям из-под кровати, - брат пугает младшую сестру, чтобы та не мешала ему играть в компьютер.

- Бука придет, и силу твою съест, - говорит бабушка внуку, не доевшему кашу.

- Когда-нибудь я уйду из этой семьи! – в сердцах кричит папа. – Живите без меня, как хотите.

Нереализуемые семейные угрозы также становятся источником страха. Ведь угроза прозвучала, а значит, когда-нибудь может быть реализована. Испуг, обостряющий страхи, свойственные возрасту ребенка, может быть следствием конфликта между родителями. Наконец, ребенок может «заразиться» страхом в процессе общения или просмотра новостей, особенно когда речь идет о грядущих катаклизмах – цунами, ураганах, лесных пожарах, - и в целом, о нарастающем кризисе и неблагополучии. А представляете, какие эмоции у ребенка вызовут разговоры взрослых, к примеру, о конце света?

Дети перенимают модели поведения старших членов семьи, и если мама и папа по какой-то причине испытывают тревогу и страх, это передается и детям, усиливает существующие «возрастные» страхи. Сильные страхи указывают на недостаточную уверенность в себе и своей защите. Задача родителей здесь – обеспечить как внешнюю безопасность, так и чувство защищенности у ребенка: за родителями он как за каменной стеной. Родители рядом и всегда поддержат, когда ребенок в этом нуждается.

Со многими страхами дети справляются самостоятельно, и родители часто даже не догадываются об их существовании. При этом мама и папа всегда должны быть готовы выслушать ребенка, разобраться в пугающих ситуациях, утешить, поддержать, а в случае необходимости - обратиться за помощью к детскому психологу.    

 



Просмотров: 472
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Убрать страхи. Когда страх велик. Во что он может вырасти? И как с ним справиться?
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Какую помощь может оказать папа после рождения ребенка
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Как мама может повлиять на будущее счастье своего ребенка?
  • Возрастные страхи до трех лет: когда и чего ребенок имеет полное право бояться
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Детские страхи - когда родители (не) справятся?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • Детские страхи. Важная миссия страха и нормативные страхи детей от рождения до 11 лет
  • Развод. Может ли ребенок быть спасателем?
  • Что такое страх и чем он может быть полезен
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Как себя вести, когда у ребенка начался переходный возраст?
  • Когда родители не виноваты. Как воспитывать ребенка с отклонениями в психическом развитии.
  • Страх секса у девушек. В чем может быть проблема.
  • Когда и как приучать ребенка спать самостоятельно в своей кроватке?
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь