Детские страхи: как помочь ребенку? Советы психолога

Детские страхи – это один из частых запросов, с которыми родители обращаются к детскому психологу. Страхи бывают разные и их чрезвычайное множество. Ведь все малыши чего-нибудь да боятся.

В зависимости от возраста, специфика детских страхов немного различается. Так, в два-три года дети могут бояться громких звуков, чужих людей, темноты или одиночества.

В три-четыре года у детей уже начинает развиваться воображение, и поэтому характер страхов меняется, особенно, если дети смотрят мультики или видят какие-либо сюжеты по телевизору. С помощью воображения дети трансформируют страхи и часто они связаны с тем, что дети смотрели накануне.

В более позднем возрасте страхи часто могут быть связаны с утратой или страхом смерти.

Понятно, что очень часто страх – это нормально.

Ведь страх – это естественная человеческая реакция. Это одна из отрицательных эмоций, которая возникает в результате реальной или воображаемой ситуации. Страх часто приходит тогда, когда ребенок чувствует, что он не защищен. Именно страх выполняет такую важную «охранную» функцию.

Однако важно, чтобы родители могли увидеть грань между «естественными» страхами и патологическими, которые в прямом смысле мешает ребенку жить. А она нередко бывает чересчур размытой.

Уделить внимание страху

Страх можно и необходимо проработать.

Последствия не проработанных страхов разнообразны: панические атаки, невротические расстройства, агрессивность, раздражительность, плохой сон и естественно, снижение качества жизни ребенка.

К сожалению, родители иногда могут не придавать страхам должного значения. Например, думать, что ребенок капризничает или просто ведет себя плохо. Или ошибочно считать, что ребенок должен обязательно справиться самостоятельно, при этом ставя себя в пример: «Ну, смотри – я же не боюсь!»

Иногда страх появляется тогда, когда у ребенка нет достаточной информации. Не стоит в этом случае говорить: «Что за глупости?»

Родители должны уделять внимание детским страхам. Разговаривать с ребенком нужно на равных. Ни в коем случае родители нельзя отмахиваться от этой эмоции. Важно понять, что страх – это та трудность, которую нужно преодолеть вместе с ребенком, потому что у него еще нет определенных ресурсов на это.

Со страхами желательно работать сразу. Чем больше проходит времени, чем больше им не придается значения, тем больше вероятность их нарастания: первый страх может трансформироваться во второй, второй – в третий. И тогда очень сложно понять причину, т.е. то, какой именно страх запустил весь этот процесс.

Грубо говоря, ребенок испугался жука, а в итоге через несколько лет перестал доверять всему миру. Так вот гораздо проще сделать так, чтобы он перестал бояться жука сразу, чтобы это не привело, в конечном счете, к глобальному страху или к паническим атакам. Потому что такое тоже может быть.

Как помочь ребенку?

Страх не уйдет, пока с ним не провзаимодействуют.

Как это сделать? Во-первых, нужно уделить детскому страху время. Расспрашивайте ребенка до тех пор, пока он не устанет: Что тебя пугает? Откуда это приходит? Как ты думаешь, почему возникает этот страх? А что будет дальше? А что если попробовать вот это?

Во-вторых, можно придумывать различные игры или сказки, где детский страх зашифрован и его можно каким-либо образом победить. Герой может действовать с помощью волшебства или рассчитывать на свои собственные силы — все зависит от воображения.

Существует другая техника, где страх можно нарисовать или слепить, а затем уничтожить. Но, на самом деле, это не всегда срабатывает, потому что страх может не исчезнуть таким образом. Со страхом лучше всего провзаимодействовать.

Например, один мальчик видел страшного человека. Естественно, он очень его боялся. Когда мы начали работать, то выяснили, что страшный человек приходит, потому что ему больно, печально и одиноко. Потому что с ним никто не говорит и не дружит.

Поэтому мы придумали ему брата, который с ним подружился. Страх перестал быть одиноким, перестал пугать – он ушел.

Конечно, какой-то единой схемы работы со страхом нет, ведь каждый ребенок – уникален, и страхи тоже. Поэтому каждую ситуацию нужно рассматривать индивидуально, и тактика родительских действий тоже должна быть разной.

 



Просмотров: 456
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Убрать страхи. Когда страх велик. Во что он может вырасти? И как с ним справиться?
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Что сильнее: страх смерти или страх жизни?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что такое страх и чем он может быть полезен
  • Тебя никто не любит, потому что ты не молода, не красива или не стройна? Думаешь, это тупик?
  • Что со мной происходит? Любовь это или нет? Страхи на пути любви.
  • Страх Жизни, или про то, что мне все должны
  • Не говори мне нет, или Как преодолеть страх отказа, страх отвержения
  • Страх, что он уйдет: страх ненужности
  • Нет нормального мужика, потому что ещё нет такого прибора, чтобы это определить
  • Страх за ребенка и что с ним делать.
  • Откуси, как можно больше, тогда не подавишься, потому что не проглотишь!
  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Это потому, что ты... Путь к душевной близости VS попытки объяснить, откуда что взялось.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Что такое страх и как с ним бороться
  • «Страхи – это друзья. Это сигнал, что чего-то не хватает»
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Тревога и страх за ребенка. Почему так и что делать?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • То, что находится во Тьме или как превратить страх в ресурс.
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь