Коррекция повышенной тревожности у дошкольников посредством арт-терапии

Автор статьи: Елена Богатова

Одной из наиболее частых причин обращения к психологу родителей дошкольников является проблема повышенной детской тревожности.

Повышенная тревожность – это склонность к переживанию беспокойства, которая не  связана с какой-либо конкретной ситуацией и проявляется почти постоянно. Тревожный ребенок живет в постоянном напряжении, в предчувствии опасности, как будто ему что-то угрожает. В страхе совершить ошибку такие дети излишне осторожничают, стараются меньше проявлять инициативу и выражать себя: свои эмоции, чувства, мысли и желания.

Со временем неблагоприятный эмоциональный фон может все больше усиливаться и к нему  могут добавляться страхи, панические атаки и психосоматические заболевания.

Старший дошкольный возраст - это последний из периодов дошкольного возраста, когда у ребенка формируется представление о себе, самооценка и уверенность в своих силах. На этом этапе еще есть возможность помочь ребенку преодолеть свою неуверенность, страхи  и обрести устойчивую самооценку.

От того, с каким внутренним "багажом" ребенок перейдет из детского сада в школу в многом зависит его будущее: как он сможет адаптироваться к учебной программе, будет ли успешным в учебе, сможет ли выстроить отношения со сверстниками.

Программа коррекции тревожности у дошкольников посредством арт-терапии подбирается индивидуально в зависимости от причины возникновения и симптоматики и имеет несколько основных этапов, которые могут меняться в процессе работы.

1 Этап Диагностический

На данном  этапе проводится диагностика всей семьи и как в ней чувствует себя ребенок: ощущает ли он поддержку со стороны родителей и значимых людей, что его беспокоит в отношениях с родителями, как родители понимают потребности своего ребенка.

Зачастую выясняется, что тревожного ребенка больше беспокоит состояние и реакции родителей на его поведение, чем свое собственное, как будто он  живет не своей жизнью.

Для диагностики можно использовать следующие методики:

                   - Детский проективный тест Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки «Выбери нужное лицо». 

                  - Дом-дерево-человек (Дж. Бук)

                  -  Графическая методика "Кактус"  Панфилова М.А.

                   - Проективная методика «Барашек в бутылке»

Коррекция повышенной тревожности у дошкольников посредством арт терапии



 2 этап Занятия на развитие эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект - это способность распознавать свои эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями для решений практических задач.

Цель занятий на данном этапе -  научить ребенка понимать свое эмоциональное состояние, описывать свои эмоции, чувства и ощущения, вспоминая ситуации, в которых возникают данные переживания.

Эффективным и экологичным инструментом для развития эмоционального интеллекта  для детей являются метафорические ассоциативные карты. Любую историю, отображенную на картинках можно разыграть и обсудить. На примере метафоры, проецируя свои переживания на картинку, ребенок учится разбираться в своих чувствах.



- Кинотерапия еще один замечательный метод, который помогает  лучше понимать себя и окружающих, а для детей также становится моделью поведения в различных ситуациях. В процессе просмотра фильма ребенок отождествляет себя с одним из героев, если ему близко настроение персонажа, или ситуация, которая обыгрывается в фильме. 

И, конечно, существует множество техник по изотерапии, благодаря которым можно нарисовать свое настроение, передавая с помощью цветных красок  свое состояние.



3 этап Освобождение и трансформация подавленных негативных чувств и эмоций.

Занятия на этом этапе направлены на снятие  эмоционального и мышечного  напряжения и гармонизацию эмоционального состояния. Ребенок учится выражать негативные эмоции в безопасном пространстве, а затем преобразовывать энергию посредством творчества.

- Глинотерапия – безопасный способ разрядки эмоций: можно вылепить неприятное состояние или проблему, а затем выместить раздражение и злость – глина стерпит всё!

- Маскотерапия - помогает отделиться от своих страхов, осознать свои чувства, ощущения,  настроение. 
Страх можно нарисовать в виде маски, вырезать ее из бумаги и оживить,  позволяя ей делать все, что она хочет: ругаться, прыгать, кричать, пугать, разговаривать страшным голосом. В конце занятия страхи, как правило, становятся  смешными и забавными и если ребенок захочет, то можно превратить страх в своего помощника и защитника, здесь главное дать свободу воображению и направить полет фантазии в позитивное русло.

- Техника каракулей способствует снятию эмоционального напряжения и расслаблению. В процессе рисования происходит сброс накопившегося внутреннего напряжения на бумагу.

- Работа с пластилином  - из пластилина легко можно создать фигуру, на которое похоже негативное чувство и так же легко с помощью игрового сюжета преобразовать ее в новое  защитное качество.



Можно выбрать работы, где изображены неприятные чувства и эмоции, дорисовать или разорвать, сделав материалом для создания новых шедевров. На основе проделанной работы придумать историю, сочинить сказку. На символическом уровне ребенок таким образом учится трансформировать негативные переживания в созидательную творческую энергию. Как правило, дети это делают с большим удовольствием.



4 этап Занятия на развитие творческого воображения

Когда ребенок освобождается от подавленных негативных чувств и понимает, что может управлять своим эмоциональным состоянием, меняется его самоощущение: появляется уверенность в себе и своих силах, повышается самооценка.  Включается воображение, проявляется здоровая спонтанность, смелость озвучивать свои потребности и желания, высвобождается энергия для самовыражения, появляются идеи для создания новых продуктов творчества.

- Сказкатерапия  способствует лучшему пониманию мира и взаимоотношений в нем, учит какие уроки можно применить в реальной жизни, помогает ребенку накапливать опыт решения проблемных ситуаций, получает представление о моральных принципах в обществе и о своей жизни. 

- Для развития творческого воображения используются техники монотипии, рисование мандалы, преобразование геометрических фигур в сюжетные композиции.

- Совместный рисунок с родителями и членами семьи помогает научиться понимать друг друга, наладить контакт и гармонизировать отношения. 

Создание песочных картин и насыпных мандал - помогает зафиксировать новое целостное состояние, обозначить свой центр и границы.

Такими работами можно любоваться бесконечно!



- Сочинение  сказки - придумать и нарисовать сюжет собственной сказки, в которой ребенок может быть волшебником в своей собственной стране.

На завершающем этапе программы важно обратить внимание на то, какие склонности и таланты проявляет ребенок, какие мечты озвучивает, какое занятие приносит радость и наиболее привлекает.

Когда ребенок сам выбирает направление своего дальнейшего развития, с учетом своих склонностей и способностей, если он готов прикладывать ежедневные усилия для достижения своей мечты - уверенность в себе поддерживается и возрастает, а самооценка остается устойчивой. При таком подходе и образе жизни тревожность, как склонность испытывать беспокойство без видимых причин, уходит, освобождая энергию действия для реализации собственных стремлений и целей.  

Задача родителей после завершения программы – поддерживать позитивные изменения в личности ребенка, создавая благоприятные условия для его дальнейшего развития.

 

Если Вы замечаете у своего ребенка признаки повышенной тревожности и хотите помочь ему преодолеть неуверенность в себе и выйти в ресурсное состояние, буду рада помочь. Записаться ко мне на консультацию можно через форму на сайте: https://www.psyoffice.ru/elenabogatova/#consultation или по телефону: 89601809268.



Просмотров: 742
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Как лучше понимать своего ребенка? (для родителей)
  • Как научиться понимать свои эмоции и управлять своим эмоциональным состоянием?
  • Часть 1. Хотите чтобы ребенок стал успешным и счастливым? Научите его понимать эмоции!
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Ребенок выбирает плохое поведение для достижения своей цели.
  • "Скорая Помощь для Родителей или несколько шагов к близости": НЕДОСТАТОЧНЫЙ РЕБЕНОК
  • Выбор партнера. Как можно повернуть ситуацию с пользой для себя, или не все хотят замуж.
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Почему ребенок не хочет ходить в школу? И что с этим можно сделать
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок для себя: как, когда, зачем
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • Психическое здоровье (Часть 2) или как понимать и выражать свои эмоции
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Ребенок не слушается, что делать? 3 золотые правила для родителей
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Свои отношения можно корректировать самостоятельно, если хочется знать, как?
  • На что можно опираться в сложные времена (или как Випассана помогает справляться со сложностями жизни)?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • На что можно опираться при семейном консультировании? Исходные идеи для анализа семьи.
  • Что можно и полезно обсудить на семейной терапии (для клиентов).
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.
  • Развод: новая жизнь для каждого из родителей, а как же ребенок?
  • Когда ситуация в жизни тупиковая – худшее , что можно придумать- замкнуться в себе.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь