|
Коррекция повышенной тревожности у дошкольников посредством арт-терапииАвтор статьи: Елена Богатова
Одной из наиболее частых причин обращения к психологу родителей дошкольников является проблема повышенной детской тревожности. Повышенная тревожность – это склонность к переживанию беспокойства, которая не связана с какой-либо конкретной ситуацией и проявляется почти постоянно. Тревожный ребенок живет в постоянном напряжении, в предчувствии опасности, как будто ему что-то угрожает. В страхе совершить ошибку такие дети излишне осторожничают, стараются меньше проявлять инициативу и выражать себя: свои эмоции, чувства, мысли и желания. Со временем неблагоприятный эмоциональный фон может все больше усиливаться и к нему могут добавляться страхи, панические атаки и психосоматические заболевания. Старший дошкольный возраст - это последний из периодов дошкольного возраста, когда у ребенка формируется представление о себе, самооценка и уверенность в своих силах. На этом этапе еще есть возможность помочь ребенку преодолеть свою неуверенность, страхи и обрести устойчивую самооценку. От того, с каким внутренним "багажом" ребенок перейдет из детского сада в школу в многом зависит его будущее: как он сможет адаптироваться к учебной программе, будет ли успешным в учебе, сможет ли выстроить отношения со сверстниками. Программа коррекции тревожности у дошкольников посредством арт-терапии подбирается индивидуально в зависимости от причины возникновения и симптоматики и имеет несколько основных этапов, которые могут меняться в процессе работы. 1 Этап Диагностический На данном этапе проводится диагностика всей семьи и как в ней чувствует себя ребенок: ощущает ли он поддержку со стороны родителей и значимых людей, что его беспокоит в отношениях с родителями, как родители понимают потребности своего ребенка. Зачастую выясняется, что тревожного ребенка больше беспокоит состояние и реакции родителей на его поведение, чем свое собственное, как будто он живет не своей жизнью. Для диагностики можно использовать следующие методики: - Детский проективный тест Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки «Выбери нужное лицо». - Дом-дерево-человек (Дж. Бук) - Графическая методика "Кактус" Панфилова М.А. - Проективная методика «Барашек в бутылке» 2 этап Занятия на развитие эмоционального интеллекта Эмоциональный интеллект - это способность распознавать свои эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями для решений практических задач. Цель занятий на данном этапе - научить ребенка понимать свое эмоциональное состояние, описывать свои эмоции, чувства и ощущения, вспоминая ситуации, в которых возникают данные переживания. Эффективным и экологичным инструментом для развития эмоционального интеллекта для детей являются метафорические ассоциативные карты. Любую историю, отображенную на картинках можно разыграть и обсудить. На примере метафоры, проецируя свои переживания на картинку, ребенок учится разбираться в своих чувствах. - Кинотерапия еще один замечательный метод, который помогает лучше понимать себя и окружающих, а для детей также становится моделью поведения в различных ситуациях. В процессе просмотра фильма ребенок отождествляет себя с одним из героев, если ему близко настроение персонажа, или ситуация, которая обыгрывается в фильме. И, конечно, существует множество техник по изотерапии, благодаря которым можно нарисовать свое настроение, передавая с помощью цветных красок свое состояние. 3 этап Освобождение и трансформация подавленных негативных чувств и эмоций. Занятия на этом этапе направлены на снятие эмоционального и мышечного напряжения и гармонизацию эмоционального состояния. Ребенок учится выражать негативные эмоции в безопасном пространстве, а затем преобразовывать энергию посредством творчества. - Глинотерапия – безопасный способ разрядки эмоций: можно вылепить неприятное состояние или проблему, а затем выместить раздражение и злость – глина стерпит всё! - Маскотерапия - помогает отделиться от своих страхов, осознать свои чувства, ощущения, настроение. - Техника каракулей способствует снятию эмоционального напряжения и расслаблению. В процессе рисования происходит сброс накопившегося внутреннего напряжения на бумагу. - Работа с пластилином - из пластилина легко можно создать фигуру, на которое похоже негативное чувство и так же легко с помощью игрового сюжета преобразовать ее в новое защитное качество. Можно выбрать работы, где изображены неприятные чувства и эмоции, дорисовать или разорвать, сделав материалом для создания новых шедевров. На основе проделанной работы придумать историю, сочинить сказку. На символическом уровне ребенок таким образом учится трансформировать негативные переживания в созидательную творческую энергию. Как правило, дети это делают с большим удовольствием. 4 этап Занятия на развитие творческого воображения Когда ребенок освобождается от подавленных негативных чувств и понимает, что может управлять своим эмоциональным состоянием, меняется его самоощущение: появляется уверенность в себе и своих силах, повышается самооценка. Включается воображение, проявляется здоровая спонтанность, смелость озвучивать свои потребности и желания, высвобождается энергия для самовыражения, появляются идеи для создания новых продуктов творчества. - Сказкатерапия способствует лучшему пониманию мира и взаимоотношений в нем, учит какие уроки можно применить в реальной жизни, помогает ребенку накапливать опыт решения проблемных ситуаций, получает представление о моральных принципах в обществе и о своей жизни. - Для развития творческого воображения используются техники монотипии, рисование мандалы, преобразование геометрических фигур в сюжетные композиции. - Совместный рисунок с родителями и членами семьи помогает научиться понимать друг друга, наладить контакт и гармонизировать отношения. - Создание песочных картин и насыпных мандал - помогает зафиксировать новое целостное состояние, обозначить свой центр и границы. Такими работами можно любоваться бесконечно! - Сочинение сказки - придумать и нарисовать сюжет собственной сказки, в которой ребенок может быть волшебником в своей собственной стране. На завершающем этапе программы важно обратить внимание на то, какие склонности и таланты проявляет ребенок, какие мечты озвучивает, какое занятие приносит радость и наиболее привлекает. Когда ребенок сам выбирает направление своего дальнейшего развития, с учетом своих склонностей и способностей, если он готов прикладывать ежедневные усилия для достижения своей мечты - уверенность в себе поддерживается и возрастает, а самооценка остается устойчивой. При таком подходе и образе жизни тревожность, как склонность испытывать беспокойство без видимых причин, уходит, освобождая энергию действия для реализации собственных стремлений и целей. Задача родителей после завершения программы – поддерживать позитивные изменения в личности ребенка, создавая благоприятные условия для его дальнейшего развития.
Если Вы замечаете у своего ребенка признаки повышенной тревожности и хотите помочь ему преодолеть неуверенность в себе и выйти в ресурсное состояние, буду рада помочь. Записаться ко мне на консультацию можно через форму на сайте: https://www.psyoffice.ru/elenabogatova/#consultation или по телефону: 89601809268. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|