техника "обмен ролями" в терапии пар и семей

Множество психотерапевтических направлений отмечают, что во время конфликтов, "игр", в общем во взаимоотношениях между людьми возникают привычные паттерны. Данные паттерны являются неэффективным способом коммуникации, возникая снова и снова.

Данные ситуации проходят в подавляющем большинстве неосознанно. Осознание приходит постфактум с мыслями: "Ну вот, опять!" или "Я снова в это вляпался". Кроме того к этому можно добавить, что каждый участник такого взаимодействия берёт на себя определённую роль в зависимости от своих характерологических особенностей. Пребывание в этой роли может повторятся с несколькими партнёрами. В свою очередь пребывание в этой роли создаёт мыслительные, поведенческие и эмоциональные "рамки", которые с каждым разом закрепляются. Бывает очень сложно их изменить. Для прерывания такого рода стереотипов создано множество методов и техник. 

Хочу предложить одну из них, которая не является универсальной для решения всех проблем, но в некоторых случаях может быть очень эффективной. Она позволяет отследить данные шоры, понять их суть и побудить человека их менять. Заменить их сразу на эффективные может не выйти, потому начать можно с шор партнёра по взаимодействию. Преимущественно данного упражнения в том, что оно может быть использовано, как во время консультации, так и в роли домашнего задания.

А теперь инструкция: "Давайте посмотрим, не удастся ли нам найти способ решить эту проблему. Будьте добры, посмотрите внимательно один на другого и подумайте, каково бы было вам быть в их шкуре в обсуждаемой нами ситуации...    Почувствуйте, что вы в самом деле вошли в тело другого. Станьте им...      А теперь, пожалуйста, поменяйтесь местами.  Пожалуйста, будьте этим другим и говорите друг с другом каждый - как этот другой".

(Дайте друг другу время на то, чтобы побыть в роли другого. Попробуйте смоделировать его привычные позы, мимику, голос, поведенческие особенности. Стремитесь это делать аккуратно и внимательно, чтобы не выглядело утрированно.) 

Ответьте на следующие вопросы: "Как по-вашему, когда партнёр так ведет себя в действительности?", "Что вы по-настоящему хотите сейчас сделать?", "Как по-вашему, вы услышаны и поняты?", "Что бы вы хотели, чтобы другой сейчас сделал иначе?", "Как по-вашему, что вы можете сделать по-другому?".

После выполнения данного вопроса отметьте:

Чему каждый научился?

Что каждый чувствует относительно другого и какие изменения они хотели бы произвести?

Затем в качестве закрепления выработайте согласие насчет изменений.



Просмотров: 309
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Что может увидеть каждый в проекте "Взвешенные люди"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "А он то ехал к маме...на тот свет" или "Подсознание верит в то, что вы говорите"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь