|
Анкета для родителей и методика "Незаконченных предложений".Автор статьи: Кузнецова Нина Васильевна
Часть 2. Продолжение... Методика «Незаконченные предложения» Различные варианты этой методики, восходящие к методике Сиднея и Сакса, давно и широко используются в клинической и исследовательской практике [2]. Испытуемому предлагается закончить предъявленные ему незаконченные предложения, составленные так, что допускают практически неограниченное разнообразие возможностей их завершения. Полученные в итоге фразы рассматриваются как отражение значимых, актуальных для личности переживаний.
Разработанный нами (И. К. Шац), совместно с В.Е. Каганом, вариант предназначен для изучения основных представлений о здоровье и болезни и связанных с ними переживаний у соматически больных детей. Незаконченные предложения в предлагаемом варианте составлены так, чтобы в их продолжении проецировались основные аспекты внутренней картины болезни: Представление о здоровье – предложения 1, 8, 15, 22 Представления о болезни – предложения 2, 9, 16, 23 Отношение к болезни – предложения 3, 10, 17, 24 Отношение к лечению – предложения 4, 11, 18, 25 Представление о будущем – предложения 5, 12, 19, 26 Отношение семьи к болезни – предложения 6, 13, 20, 27 Отношение к госпитализации – предложения 7, 14, 21, 28 Для самостоятельного заполнения, если позволяет состояние, бланк может даваться детям, начиная с восьмилетнего возраста. Инструкция должна быть такой, чтобы ребенок не чувствовал себя отчитывающимся в своих переживаниях. Обычно необходимо говорить: «Сейчас мы посмотрим – умеешь ли ты быстро работать. Это задание на скорость. Я дам тебе листок. На нем будут незаконченные предложения. Каждое из них надо закончить. Чтобы получилось быстро, надо написать первое, что приходит в голову, лишь бы получилось законченное предложение – закончить надо все. Здесь нет правильных или неправильных ответов: что напишешь – то и правильно. Важно, чтобы все предложения были закончены и как можно быстрее. Я даю тебе листок, и как только ты начнешь писать, – засекаю время». По окончании обязательно необходимо поощрять работу, говоря ребенку, что он «уложился в хорошее время, не всем так удается». Инструкция для детей младше восьми лет или по соматическому состоянию не имеющих возможности заполнить бланк самостоятельно – та же. Разница лишь в том, что обследующий читает ребенку вопрос, «фиксирует» прошедшее до ответа время и продолжение незаконченного предложения записывает сам. «Маскирующая» инструкция помогает уменьшить сознательные, намеренные искажения, которые могут диктоваться страхом, опасением «сказать не то», стремление скрыть что-либо или желанием представить себя в наилучшем свете.
ТЕКСТ НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 1.Мое здоровье было бы хорошим, если бы … 2.Я заболел, потому что … 3.Когда я думаю о своей болезни … 4.Чтобы вылечиться, мне нужно … 5.Я хочу, чтобы когда-нибудь … 6.Когда я заболел, моя семья … 7.Когда я жду врачей … 8.Мое здоровье зависит прежде всего от … 9.В большинстве случаев моя болезнь возникает, когда … 10.Самое неприятное в моей болезни … 11.Я думаю, что лечение моей болезни … 12.Будущее кажется мне … 13.Мои близкие думают, что я … 14.Я хотел бы, чтобы мой врач … 15.Чтобы не болеть, я посоветовал бы другим … 16.С такой болезнью, как у меня … 17.Если бы все знали, как я боюсь … 18.Чаще всего мне становится легче от … 19.Мне нужно выздороветь, чтобы в будущем … 20.Все ждут, что я … 21.Когда я опять поступаю в больницу … 22.Когда я был здоров … 23.Среди многих других болезней моя … 24.С болезнью у меня связано чувство … 25.Если бы лечение … 26.Я верю, что в будущем … 27.В моей семье сейчас … 28.Когда я впервые поступил в больницу … Продолжение следует...
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|