|
Анкета для родителей и методика "Незаконченные предложения".Автор статьи: Кузнецова Нина Васильевна
Часть 3. Продолжение... Наиболее важен качественный, содержательный анализ ответов. Надо помнить, что ответы характеризуют не объективную тяжесть заболевания, а переживание болезни. Так, мальчик девяти лет, проходивший стационарное обследование в связи с предполагавшимся гастритом, закончил предложения так: 3. Когда я думаю о своей болезни … я боюсь умереть. 10. Самое неприятное в моей болезни … то, что она становится все тяжелее. 13. Мои близкие думают, что я … никогда не поправлюсь. 17. Если бы все знали, как я боюсь … болезней. 24. С болезнью у меня связано чувство … страха. Очевидно, что этот ребенок нуждается в помощи психотерапевта.
Упрощенный способ обработки заключается в количественной оценке: когда окончание предложения не выражает отрицательных переживаний –ответ оценивается как «О», когда же отрицательные переживания звучат в предложении – ответ оценивается как «1». Подсчитывается сумма баллов по каждой из семи подгрупп и в целом. Приведем пример.
Алла В., 9 лет. Острый лимфобластный лейкоз, 1 активная фаза. 3. Когда я думаю о своей болезни … у меня падает настроение. 1 10. Самое неприятное в моей болезни … белокровие. 1 17. Если бы все знали, как я боюсь … не выздороветь. 1 24. С болезнью у меня связано чувство … трудности. 1 Итого: 4 балла
4. Отношение к лечению 4. Чтобы вылечиться, мне нужно … хорошо кушать. 0 11. Я думаю, что лечение моей болезни … скоро кончится. 0 18. Чаще всего мне становится легче … от чтения. 0 25. Если бы лечение … было быстрым. 1 Итого: 1 балл В данном случае основные негативные переживания связаны с отношением к болезни, отношение к лечению более благополучно.
Сергей П., 12 лет. Обострение хронического гастродуоденита. 1) Представления о здоровье – 0 баллов; 2) Представления о болезни – 1 балл; 3. Отношение к болезни – 3 балла; 4) Отношение к лечению – 3 балла; 5) Представления о будущем – 1 балл; 6) Отношение семьи к болезни – 4 балла; 7) Отношение к госпитализации – 4 балла. Всего: 16 баллов. Можно отметить, что основные негативные переживания связаны с реакцией семьи, отношением к лечению, госпитализации и болезни при малой негативизации представлений о здоровье и оптимистической оценке перспективы. Количественный метод обработки результатов удобен для сравнения связанных с болезнью представлений и переживаний на разных этапах болезни и лечения, сравнения групп больных (с разной тяжестью заболевания, с разными заболеваниями, у проходящих стационарное и амбулаторное лечение и т д.). Таким образом, методика обеспечивает возможность качественной и количественной оценки отношений к болезни и лечению, и на их основании – оптимизации лечебно-реабилитационной работы. Оптимальный вариант обработки и интерпретации результатов заключается в сочетании качественного и количественного методов. Качественная, содержательная интерпретация дает возможность завершить процедуру обследования психотерапевтической беседой, затрагивающей наиболее актуальные переживания больного ребенка.
В заключение хочется выразить надежду, что вышеописанные методики окажутся полезными для всех специалистов, работающих с детьми и подростками, страдающими тяжелыми соматическими заболеваниями. В то же время, они могут быть хорошим дополнением при организации работы с детьми с психической патологией.
Исходя из нашего опыта, применение этих методик существенно улучшает этап диагностики психологического, а порой и психического состояния, позволяет четко выстроить психотерапевтическую работу как с ребенком, так и с его ближайшим окружением.
ЛИТЕРАТУРА 1.Дурнов Л.А., Рожнов В.Е., Соленов В.Н. Опыт работы детской онкологической клиники по психотерапии больного// Педиатрия. – 1979. - № 4. – С.56-57 2.Журнал ВОПРОСЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. 2002, 3. 95 3. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л.: Медицина, 1983 – 312 с. 4. Каган В.Е. Внутренняя картина здоровья и соматические заболевания у детей//Неврозы у детей и подростков: Тез.докл.Всесоюз.конф. – М., 1986. – С.74 – 75. 5. Шац И.К. Клинико-психологические аспекты острых лейкозов у детей //Тезисы докладов 5-го Всероссийского съезда невропатологов и психиатров. -М., 1985. с. 164-166 6. Шац И.К. Дифференцированная психофармакотерапия детей, страдающих соматическими заболева-ниями // Психосоматическиесоматопсихические расстройства у детей. – Л ., 1990. – С.108-114. 7. Шац И.К. Синдромы приобретенного слабоумия у детей и взрослых. – СПб, - 1998. – 116 с. 8. Шац И.К. Психозы у детей: психология и психопатология. – М. – 2002. – 216 с. 9. Шац И.К. Психологические и психиатрические аспекты детской онкологии. Детская онкология. (Рук. для врачей). – СПб. – 2002. - С. 176-194.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|