Анкета для родителей и методика "Незаконченные предложения".

                            Часть 3.     Продолжение...

Наиболее важен качественный, содержательный анализ ответов.

Надо помнить, что ответы характеризуют не объективную тяжесть заболевания, а переживание болезни.

Так, мальчик девяти лет, проходивший стационарное обследование в связи с предполагавшимся   гастритом, закончил предложения так:

 3. Когда я думаю о своей болезния боюсь умереть.

 10. Самое неприятное в моей болезни … то, что она становится все тяжелее.

 13. Мои близкие думают, что я … никогда не поправлюсь.

 17. Если бы все знали, как я боюсь … болезней.

 24. С болезнью у меня связано чувство … страха.

 Очевидно, что этот ребенок нуждается в помощи психотерапевта.

 

Упрощенный способ обработки заключается в количественной оценке:

 когда окончание предложения не выражает отрицательных переживаний –ответ оценивается как «О»,        

когда же отрицательные переживания звучат в предложении – ответ оценивается как «1».

Подсчитывается сумма баллов по каждой из семи подгрупп и в целом. 

                                                  Приведем пример.

 

Алла В., 9 лет.    Острый лимфобластный лейкоз, 1 активная фаза.

3. Когда я думаю о своей болезни … у меня падает настроение. 1

 10. Самое неприятное в моей болезни … белокровие. 1

 17. Если бы все знали, как я боюсь … не выздороветь. 1

 24. С болезнью у меня связано чувство … трудности. 1

 Итого: 4 балла

 

4. Отношение к лечению

 4. Чтобы вылечиться, мне нужно … хорошо кушать. 0

11. Я думаю, что лечение моей болезни … скоро кончится. 0

 18. Чаще всего мне становится легче … от чтения. 0

 25. Если бы лечение … было быстрым. 1

 Итого: 1 балл

 В данном случае основные негативные переживания связаны с отношением к болезни, отношение к лечению более благополучно.

 

Сергей П., 12 лет. Обострение хронического гастродуоденита.  

 1)    Представления о здоровье – 0 баллов;

 2) Представления о болезни – 1 балл;

 3.  Отношение к болезни     – 3 балла;

 4) Отношение к лечению – 3 балла;

 5) Представления о будущем – 1 балл;                   

  6) Отношение семьи к болезни – 4 балла; 

 7) Отношение к госпитализации – 4 балла.

 Всего: 16 баллов.

 Можно отметить, что основные негативные переживания связаны с реакцией семьи, отношением к лечению, госпитализации и болезни при малой  негативизации  представлений о здоровье и оптимистической оценке перспективы.

 Количественный метод обработки результатов удобен для сравнения связанных с болезнью представлений и переживаний на разных этапах болезни и лечения, сравнения групп больных (с разной тяжестью заболевания, с разными заболеваниями, у проходящих стационарное и амбулаторное  лечение и т д.).

Таким образом, методика обеспечивает возможность качественной и количественной оценки отношений

к болезни и лечению, и на их основании – оптимизации лечебно-реабилитационной работы.

 Оптимальный вариант обработки и интерпретации результатов заключается в сочетании качественного и количественного методов. Качественная, содержательная интерпретация дает возможность завершить процедуру обследования психотерапевтической беседой, затрагивающей наиболее актуальные переживания больного ребенка.

 

В заключение хочется выразить надежду, что вышеописанные методики окажутся полезными для всех специалистов, работающих с детьми и подростками, страдающими тяжелыми соматическими заболеваниями.

 В то же время, они могут быть хорошим дополнением при  организации работы с детьми с психической патологией.

 

Исходя из нашего опыта, применение этих методик существенно улучшает этап диагностики психологического, а порой и психического состояния, позволяет четко выстроить психотерапевтическую работу как с ребенком, так и с его ближайшим окружением.

 

ЛИТЕРАТУРА

 1.Дурнов Л.А., Рожнов В.Е., Соленов В.Н. Опыт работы детской онкологической клиники по психотерапии больного// Педиатрия. – 1979. -   № 4. – С.56-57

 2.Журнал  ВОПРОСЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. 2002, 3.  95

 3. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л.: Медицина, 1983 – 312 с.

 4. Каган В.Е. Внутренняя картина здоровья и соматические заболевания у детей//Неврозы у детей и подростков: Тез.докл.Всесоюз.конф. – М., 1986. – С.74 – 75.

5. Шац И.К. Клинико-психологические аспекты острых лейкозов у детей //Тезисы докладов 5-го Всероссийского съезда невропатологов и психиатров. -М., 1985. с. 164-166

 6. Шац И.К. Дифференцированная психофармакотерапия детей, страдающих соматическими заболева-ниями // Психосоматическиесоматопсихические расстройства у детей. – Л ., 1990. – С.108-114.

 7. Шац И.К. Синдромы приобретенного слабоумия у детей и взрослых. – СПб, - 1998. – 116 с.

 8. Шац И.К. Психозы у детей: психология и психопатология. – М. – 2002. – 216 с.

 9. Шац И.К. Психологические и психиатрические аспекты детской онкологии. Детская онкология. (Рук. для врачей). – СПб. – 2002. - С. 176-194.

 

 



Просмотров: 526
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Зачем прививать детей, если все болезни—ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ?
  • Отношение к себе и окружающим, как фактор здоровья или болезни
  • Вопросы представлений о болезни у детей и их психологическая профилактика
  • Новое отношение к болезни
  • Как родители программируют своих детей на болезни?
  • Отношение к болезни (Стаўленьне да хваробы)
  • Как взаимосвязаны ваша обида и болезни ваших детей
  • Первое правило болезни:Не гугли о болезни
  • Болезни детей и саморализация
  • Вопросы о болезни: как быть? что делать? и кто виноват?
  • А все ли болезни от "нервов"? Психологические факторы физического здоровья.
  • Психосоматика: правда ли, что все болезни от нервов?
  • Что делать, если узнали о болезни?
  • Все болезни от нервов или что такое психосоматика.
  • «Что такое химическая зависимость? Аспекты болезни и пути выздоровления.»
  • Внутренняя картина болезни и здоровья: рекомендации
  • Все болезни от головы. Так ли это?
  • Посмотри в глаза своей болезни. Арт-терапия, как "скорая помощь" для каждого.
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • Психосоматика: болезни кожи (лечение гипнозом). часть 1
  • Могут ли быть заразными психологические болезни ?
  • Выкидыш, потеря ребенка, женские болезни... Что делать?
  • Как сохранить спокойствие и чувство собственного достоинства во время тяжелой болезни?
  • Психологические механизмы защиты при болезни
  • Внутренняя картина болезни и успех психотерапии
  • Мне 37 лет, у меня нет мужа и детей. Что со мной не так?
  • Детские болезни или как дети отдыхают за меня.
  • Секс и соматические заболевания или болезни влияющие на секс
  • Гиперопека больного – поддержка его болезни? Уход за болеющим близким человеком…
  • От страха к благодарности своей болезни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь