Анкета для родителей и методика «Незаконченные предложения»

 

                          Часть1.                                                                                                                 Методики представленные в данной работе (Стандартизированная анкета для родителей и оригинальный вариант методики «Незаконченные предложения») разработаны автором   И. К. Шацем  для индивидуального обследования и психотерапии и апробированы в работе с более чем 450 детьми, страдающими психозами, другими психическими расстройствами, а также тяжелыми соматическими заболеваниями [5–8].

В последние годы значительно улучшилось лечение, а, следовательно, и прогноз у детей с тяжелыми соматическими заболеваниями. Успехи в лечении позволили увеличить продолжительность жизни больных, а часто добиться и полного выздоровления. Однако угрожающие жизни заболевания, интенсивное лечение, стрессовая ситуация, в которую вовлекается как больной, так и вся его семья, вызывают множество психологических  проблем и порой формируют психические расстройства у больных детей.

 

Совершенно очевидно, что к работе с детьми, страдающими серьезными заболеваниями, необходимо привлекать психологов и психиатров (психотерапевтов). И хотя на эту тему проводились исследования уже 20-30 лет назад [1, 3, 4, 9], до сих пор в стране не создана специализированная психолого-психиатрическая служба для этой категории больных.

В связи с этим, разработка и внедрение в повседневную практику клинико-психологической и психологической диагностики существенно дополняют и расширяют диапазон диагностических, а порой терапевтически  возможностей,  как детских психологов, психиатров, так и детских врачей других специальностей.

 Стандартизированная анкета для родителей

Данная стандартизированная анкета предназначена для получения данных о семейно-социальном анамнезе детей, страдающих серьезными и/или хроническими заболеваниями. Она включает четыре группы вопросов.

 

I. Вопросы 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9 касаются формальных сведений о социально-бытовых особенностях семьи и отношении к ребенку до заболевания.

 

II. Вопросы 3, 5, 11 – дублирующие вопросы соматического анамнеза. Включение в анкету этой группы вопросов носит маскирующий характер: они соответствуют ожиданиям родителей по отношению к тому, «чем должен интересоваться врач», и помогают переходу к основной части анкеты, представленной III и IV группами вопросов.

 

III. Вопросы 12–23. Ответы на вопросы 12, 13, 14, 15, 16, 17 и 18 , касающиеся пережитого ребенком опыта столкновения с болезнью и смертью других людей, призваны выявить те моменты реальной жизни ребенка,

которые могут отрицательно сказываться на переживании им своего заболевания. Это, по существу, оценка средовых предпосылок негативизации внутренней картины болезни.

 

 Вопросы 19-23 направлены на выяснение

проявления отношения к болезни в поведении ребенка.

 

IV. Вопросы 10, 25-31. В случаях тяжелых, угрожающих жизни заболеваний эта группа дополняется вопросами 24 и 32. Эта группа вопросов направлена на выяснение реагирования родителей на болезнь ребенка.

 

Таким образом, анкета дает возможность получить сведения о психосоциальных особенностях семьи в связи с болезнью ребенка, предпосылках и проявлениях реакции ребенка на болезнь, условиях госпитализации и лечения.

 

                   

 ТЕКСТ СТАНДАРТИЗИРОВАННОЙ АНКЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.Состав семьи:

1.1.полная

1.2.мать одинокая

1.3.отец одинокий

1.4.отец, мачеха

1.5.мать разведена

1.6.мать, отчим

1.7.мать, родители матери

 1.8. отец, родители отца

 

2. Род занятий и образование:

2.1. Мать 2.2.Отец

 2.1.1.начальное 2.2.1.начальное

 2.1.2.неполное среднее 2.2.2.неполное среднее

 2.1.3.среднее 2.2.3.среднее

 2.1.4.высшее 2.2.4.высшее

 

3. Какая беременность по счету данным ребенком?

3.1.первая

3.2.вторая

3.3.третья

3.4.другое

 

4. Другие дети в семье:

4.1.нет

4.2.есть 4.2.1.один 4.2.2. два 4.2.3.три 4.2.4.более

 

5.Все ли дети здоровы: 5.1.да 5.2.нет

Если больны, то чем? ________________________

 

6. Материально-бытовая устроенность семьи:

6.1. неблагоустроенность, перенаселенность;

6.2. средние, удовлетворительные условия;

6.3. полный достаток и благоустроенность;

6.4. изобилие, прекрасные условия

 

7. Особенности воспитания:

7.1.воспитывался вне семьи;

7.2.часто был предоставлен самому себе;

7.3.снисхождение к проступкам;

7.4.всепрощение;

7.5.изнеживающее, заласкивающее;

7.6.в системе повышенной ответственности;

7.7.постоянно жестокое, подавляющее;

7.8.неровное, лишенное твердых принципов

 

8. Отношение к ребенку до заболевания:

8.1.мать

8.1.1. жестокое

8.1.2.скорее безразличное, не интересовалась его жизнью

8.1.3.скорее суровое, чем доброе и ласковое

8.1.4.во всем проявлялась любовь

8.1.5. на воспитание не оставалось времени - много работала

8.1.6.забота ограничивалась лишь бытовой устроенностью

8.1.7.отношение было неровным:

8.2.отец

8.2.1. жестокое

8.2.2.скорее безразличное, не интересовался его жизнью

8.2.3.скорее суровое, чем доброе и ласковое

8.2.4.во всем проявлялась любовь

8.2.5. на воспитание не оставалось времени - много работал

8.2.6.забота ограничивалась лишь бытовой устроенностью

8.2.7.отношение было неровным

 

9. Тип наказания:

9.1. осуждение

9.2. лишение удовольствий

9.3. иногда физическое

9.4. физическое как система

9.5.другое

 

10. Отношения между родителями до болезни ребенка:

10.1. жили в основном мирно (серьезно не ссорились)

10.2. уважали и заботились друг о друге

10.3. стремились командовать друг другом

10.4. любили друг друга

10.5.жили совместными интересами и заботами

10.6. каждый жил сам по себе

 

11.Перенесенные заболевания ребенком после 1 года:

11.1.простудные 11.1.1.нет 11.1.2.редко 11.1.3.часто

11.2.аллергические 11.2.1.нет 11.2.2.легкие 11.2.3. тяжелые

11.3.травмы головы 11.3.1.нет 11.3.2.легкие 11.3.3. тяжелые

11.4.детские инфекции 11.4.1.нет 11.4.2.легкие 11.4.3. тяжелые

11.5.мозговые инфекции 11.5.1.нет 11.5.2.легкие 11.5.3. тяжелые

 

12. Болели ли в семье длительное время?

12.1. бабушка

12.2. дедушка

12.3. мать

12.4. отец

12.5. брат

12.6. сестра

12.7. другие близкие родственники

12.8. любимое животное

 

13. Какая была реакция ребенка на болезнь близкого человека?

13.1. был безразличен (это его не волновало)

13.2. ухаживал, но без желания (по необходимости)

13.3. сопереживал, тревожился (активно ухаживал)

13.4. высказывал опасения за исход болезни близкого

13.5. боялся заболеть (заразиться), спрашивал, не заболеет ли он сам

13.6. другое

 

14. Каков был исход заболевания близкого?

14.1. выздоровление 14.2. инвалидность 14.3. смерть

 

15. Сталкивался ли ребенок со смертью?

15.1. бабушки

15.2. дедушки

15.3. отца

15.4. матери

15.5. брата

15.6. сестры

15.7. другого близкого родственника

15.8. соседей по квартире

15.9. детей в больнице

15.10.незнакомого человека

15.11. любимого животного

 

16.При каких обстоятельствах ребенок сталкивался со смертью?

16.1. был свидетелем

16.2. узнал со слов

16.3 .присутствовал на похоронах

16.4. другое

 

17.Какая была реакция на смерть?

17.1.Эмоции 17.2.Поведение

 17.1.1.испугался 17.2.1 убежал

 17.1.2.переживал 17.2.2. не хотел подойти

 17.1.3.был безразличен 17.2.3. стремился увидеть

 17.1.4. проявлял интерес 17.2.4. задавал вопросы

 

18. Отношение ребенка к болезням до данного заболевания:

18.1. пассивно подчинялся лечению

18.2. сопротивлялся лечению, осмотру врачей

18.3. всегда интересовался диагнозом, лечением

18.4. любил лечиться, обследоваться, охотно ходил к врачам

18.5. высказывал опасения за свое здоровье

18.6. предъявлял много жалоб при хорошем состоянии

18.7. другое

 

19. Какими при первых проявлениях данной болезни были?

19.1.Поведение: 19.2.Эмоциональный фон:

19.1.1.медлителен 19.2.1.подавлен

19.1.2.суетлив 19.2.2.тревожен

19.1.3.более подвижен, чем обычно 19.2.3. раздражителен

19.1.4. утратил интерес к занятиям 19.2.4. приподнятое настроение

19.1.5. не изменилось 19.2.5. не изменился

19.1.6.другое 19.2.6. другое

 

20.Как проявляется интерес ребенка к болезни?

20.1.подслушивал разговоры взрослых

20.2.пытался подсмотреть мед. документы (историю болезни, справки и т. д.)

20.3.читал медицинскую литературу

20.4.интересовался причиной болезни

20.5.спрашивал диагноз

20.6.интересовался лечением

20.7.интересовался исходом болезни

20.8.высказывает опасения за свое здоровье

20.9.высказывает опасения за свою жизнь

20.10.высказывает опасения за свое будущее

20.11.не задавал вопросов на эту тему

20.12.другое

 

21. Отношение к другим детям в больнице:

21.1.безразличен

21.2.сторонится детей

21.3.относится с состраданием

21.4.относится враждебно

21.5.стремится к общению со сверстниками

21.6.стремится к общению с младшими детьми

21.7.стремится к общению со старшими детьми

21.8.другое

 

22. Поведение в больнице:

22.1.сопротивляется процедурам, обследованию, лечению, осмотрам врача.

22.2.пассивно подчиняется лечению

22.3.охотно лечится, активно участвует в лечении

22.4.стойко переносит все процедуры

22.5.периодически интересуется выпиской

22.6.постоянно, назойливо говорит о выписке

22.7.безразличен к окружающему

22.8.другое

 

23. Вашему ребенку нужна помощь психиатра (психотерапевта) для того, чтобы:

23.1.снять напряжение, тревогу, страх, успокоить

23.2.уменьшить страдания

23.3.отвлечь от грустных мыслей

23.4.вселить надежду

23.5.другое

23.6.помощь не нужна

 

24. Ваша первая реакция на диагноз:

24.1.была надежда на то, что это, может быть, ошибка

24.2.не знали, как себя вести

24.3.ситуация представлялась абсолютно безнадежной

24.4.совершенно не поверили в правильность диагноза

24.5.другое

 

25. Ваши действия после установления диагноза:

25.1.появилось желание сразу взять ребенка домой

25.2.просили провести дополнительное обследование для уточнения диагноза

25.3.начали знакомиться с медицинской литературой по данному вопросу

25.4.полностью доверились врачам

25.5.другое

 

26. Что Вы предпринимали в отношении ребенка после первой выписки из больницы (если данная госпитализация  повторная):

26.1.консультации в других медицинских учреждениях

26.2.применяли средства народной медицины

26.3.обращались к знахарям

26.4.обращались к экстрасенсам

26.5.продолжили рекомендованное лечение

26.6.не лечились совсем

26.7.другое

 

27. Отношения между родителями сразу после установления диагноза:

27.1. жили в основном мирно (серьезно не ссорились)

27.2. уважали и заботились друг о друге

27.3. стремились командовать друг другом

27.4. любили друг друга

27.5.жили совместными интересами и заботами

27. 6. каждый жил сам по себе

 

28. Отношение к ребенку после начала заболевания:

28.1.мать

28.1.1. жестокое

28.1.2.скорее безразличное, не интересовалась его жизнью

28.1.3.скорее суровое, чем доброе и ласковое

28.1.4.во всем проявлялась любовь

28.1.5. на воспитание не оставалось времени - много работала

28.1.6.забота ограничивалась лишь бытовой устроенностью

28.1.7.отношение было неровным:

28.2.отец

28.2.1. жестокое

28.2.2.скорее безразличное, не интересовался его жизнью

28.2.3.скорее суровое, чем доброе и ласковое

28.2.4.во всем проявлялась любовь

28.2.5. на воспитание не оставалось времени - много работал

28.2.6.забота ограничивалась лишь бытовой устроенностью

28.2.7.отношение было неровным

 

29. Отношение между родителями сейчас:

29.1. живут в основном мирно (серьезно не ссорятся)

29.2. уважают и заботятся друг о друге

29.3. стремятся командовать друг другом

29.4. любят друг друга

29.5.живут совместными интересами и заботами

29. 6. каждый живет сам по себе

 

30. Что собираетесь предпринять в отношении ребенка после выписки:

30.1.проконсультировать в других медицинских учреждениях

30.2.применять средства народной медицины

30.3.обратиться к знахарям

30.4.обратиться к экстрасенсам

30.5.продолжить рекомендованное лечение

30.6.не лечиться совсем

30.7.другое

 

31. Помощь психиатра (психотерапевта) нужна Вам для того, чтобы:

31.1.успокоиться, снять напряжение, тревогу

31.2.утешить

31.3.вселить надежду

31.4.отвлечь от грустных мыслей

31.5.другое

31.6.помощь не нужна

 

32. Не представляете семьи без ребенка, и поэтому хотелось бы:

32.1.иметь еще ребенка

32.2.усыновить, если не будет своих

32.3.определенных планов нет

 

Опыт применения анкеты показывает, что ответы родителей достаточно искренни и соответствуют их восприятию и пониманию происходящего с ребенком. Обычно анкету заполняют матери. Но можно предложить ее для заполнения каждому из непосредственно воспитывающих ребенка взрослых членов семьи.

 

 Сопосавление их ответов на вопросы 7-10, 12, 15, 18, 19, 20, 23-32 позволяют выявить существующие в семье разногласия, не безразличные для душевного состояния ребенка и организации его лечения, а значит – построить  дифференцированную, индивидуа-лизированную работу с семьей.

 Необходимым завершением анкетирования является обсуждение ответов вместе с родителями. Оно помогает уточнить некоторые неточности и неясности. Но главная задача такого обсуждения – профилактика ятрогенных эффектов и рациональная психотерапия.

Мать, указавшая, что она относилась к ребенку жестоко или безразлично, может чувствовать себя виновной в болезни ребенка. Ей необходимо убедительно разъяснить необоснованность ее самообвинений, перенести акцент с обсуждения того, что было, на то, что теперь нужно для ребенка.

Обязательно подчеркнуть значение для ребенка ее уверенности, спокойствия.

В других случаях надо помочь родителям заболевшего ребенка понять, что не устраивающее их изменение поведения  ребенка – не «распущенность», не проявление его «злой воли», а следствие болезни и вызываемых ею переживаний, и помочь семье выработать более адекватное отношение и оптимальный подход к ребенку.

  Приходится помнить, что порой жесткое отношение к ребенку, может быть обусловлено ощущением бессилия перед лицом болезни.

Поведение психолога,  врача должно быть поэтому свободно от осуждения и морализирования; гораздо полезнее вместе с родителями сформулировать такой подход к ребенку, при котором они могли бы чувствовать себя активными и значимыми  участниками   его лечения. 

Продолжение следует...



Просмотров: 489
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Друг в беде не бросит, лишнего не спросит… Что же значит для ребенка друг?
  • Отец и мать для ребенка после развода
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Как избежать ссор после рождения ребенка.Инструкция для родителей.
  • Лучший отец для ребенка после развода! А возможно ли?
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Защитить ребенка от травли – дело рук его родителей или нет?
  • Как организовать праздник для ребенка в зависимости от его темперамента?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей.
  • Воспитание ребенка с СДВГ: общие рекомендации для родителей
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • Мать и отец: воспитание ребенка
  • Чем чревато изобилие для ребенка?
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Уверенность в себе. Что должен делать хороший родитель для ребенка.
  • Арт-терапия для ребенка в домашних условиях. Рисунок семьи.
  • Выкидыш, потеря ребенка, женские болезни... Что делать?
  • Ответы на вопросы родителей по адаптации ребенка к условиям детского сада
  • Отношения в семье после рождения ребенка. Причины конфликтов и что с этим делать.
  • Психолог для ребенка....или для родителей?
  • Психологическая проблема ребенка как симптом "заболевания" всей семьи.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь