Дорогие друзья, здравствуйте!Публикую статью, посвященную ответам на вопросы прямого эфира «Агрессия у Вашего ребенка».
Есть вопросы и не по теме, но отвечаю на все.
❔1. Ребенок на все просьбы говорит «нет».
〰️Скорее всего ребенок переживает возрастной кризис. Кризис – это изменения. Ребенок меняется. Кризис - временное явление и характеризуется тем, что раньше ребенок был «нормальный», а тут как подменили.
В данном случае ребенок отстаивает свои границы, удовлетворяет как может свою потребность в значимости и в свободе. Удовлетворение этих потребностей было нарушено. Скорее всего родители часто одергивают, категорично настаивают на своем, невнимательно относятся к желаниям ребенка.
Как себя вести родителю? Наблюдать, никаких резких действий. Использовать правило «Светофора» #психологАннаЯковлева_правило_светофора . С уважением относиться к его «Нет». Нет так нет. Как можно чаще оказывать ребенку жесты любви (слова поддержки, качественное время, подарки, услуги, прикосновения). Как только ребенок почувствует, что он значим для близких, что его даже такого любят, уважают и ценят.
❔2. Если ребенок орет?
〰️Орет – это агрессия. Агрессия – это реакция на «страдательные» эмоции (страх, боль, печаль). «Страдательные» эмоции – это неудовлетворенные потребности ребенка (в значимости и в свободе). Крик – это единственный способ ребенка понять, что его замечают, что на него реагируют. Выход – удовлетворение потребностей ребенка в значимости и свободе.
❔3. Ребенок 1,6 года бьет и щипает близких. Делает больно.
〰️Ребенок на своем языке просит Вас о телесном контакте с ним (объятия, массаж).
❔4. Если ребенок кидает, ломает, рвет игрушки? 1,9 лет.
〰️Ребенок таким способом трансформирует накопленную агрессию. И это не самый худший вариант. Если Вы ему запретите это делать – начнутся аллергии, психосоматика и др. Здесь вопрос – почему у ребенка накапливается агрессия? Выявите какие потребности у ребенка не удовлетворены (в значимости? в свободе?) и пересмотрите свое поведение в данных сферах. Предоставляйте ребенку больше свободы, меньше контроля + знаки любви.
❔5. Агрессия у ребенка по поводу учебы. Крики, истерики, вплоть до «я тебя ненавижу», когда нужно сесть за книжку. Ребенку 6,5 лет.
〰️Ребенок переживает кризис 7 лет. Раньше ничего не требовали, а теперь одни «надо», ребенок адаптируется к новому статусу «школьника». Ему трудно и он проявляет агрессию. Необходимо поддержать ребенка в этот сложный период, больше внимания к его эмоциональному состоянию.
Самая главная поддержка для ребенка – это ощущение, что его любят, уважают, ценят. Даже «плохого» - истеричного, кричащего, бунтующего.
Постарайтесь изменить свое ОТНОШЕНИЕ к ситуации. Вы хотите, чтоб ребенок непременно сделал домашнюю работу. Позвольте ему прожить «ошибку». Пусть один раз придет неподготовленный и «прочувствует» последствия своего решения.
Постарайтесь изменить УСЛОВИЯ. Может быть от каких-то занятий можно на время отказаться и добавить их во втором, третьем классе, когда ребенок уже адаптируется к новому для него статуса «взрослого». Может можно изменить условия выполнения заданий. Разбить на части (утром, вечером). Через определенные промежутки времени давать ребенку ФИЗИЧЕСКУЮ НАГРУЗКУ (можно совместить с «языками любви» и вместе побегать по квартире). Подумать над созданием таких условий учебы, при которых ребенок получал бы не «негативные» эмоции, а «позитивные». Ребенок не хочет заниматься, потому что сталкивается с одним «негативом»: крики, давление, тревога и страх, что не справится. Исключите «негатив» и добавьте «позитив»: приз после выполнения, игровая форма подачи, участливое отношение к эмоциям ребенка «Я-сообщения»).
❔6. Как научить ребенка играть иногда самому? Очень обижается, если с ним не играют.
〰️У ребенка не достаточно удовлетворена потребность в значимости. Основной язык любви ребенка «качественное время». Когда он просит поиграть с ним - Ваш отказ интерпретирует как «Я тебя не люблю». В этой сфере необходимо «накормить» ребенка. Сначала он будет «есть» много, потому, что «голодный». Постепенно начнет «наедаться». Когда станет «сыт», ему будет требоваться минимальное время, чтобы играла с ним мама. Когда ребенок один в семье – данный сюжет очень распространен.
❔7. Если старший ребенок проявляет агрессию к младшей иногда. Как реагировать?
〰️Агрессия сына к младшей сестре – ревность, результат эмоции боли. Боли, что сестру любят больше. Особое внимание уделить знакам любви по отношению к старшему ребенку. Необходимо создать условия, при которых ребенок почувствует, что он не менее значимая и важная фигура для родителей, чем сестра.
❔8. Сын проявляет агрессию, когда у него что-то не получается. Как помочь ребенку в этом случае?
〰️Это нормальная здоровая реакция. Необходимо сопроводить ребенка в переживании злости. Возвратить эмоции ребенка и использовать «Я-сообщения», в которых отражается Ваша реакция на его состояние: «Ты злишься. Я очень переживаю. Мне очень жаль. Чем я могу помочь?». Это можно сделать и невербально. Очень важно дать ребенку ПРОЖИТЬ ЗЛОСТЬ, не «нажимать стоп».
❔9. Как вести себя родителям с младшей дочкой, которой по все видимости не хватает любви.
〰️Изучить книгу Чепмена «5 языков любви». Выявить основной язык и общаться с ребенком как можно чаще на его языке любви.
❔10. Как себя вести, если ребенок на просьбы реагирует невероятной силы агрессией. Говорит, «лучше бы меня не было» и т.д.
〰️Чем ярче ребенок проявляет агрессию, тем громче он хочет сказать «Стоп. Остановитесь! Я совсем не чувствую, что я ВАЖЕН для Вас. Что Вы уважаете мой выбор, мои желания, мое поведение».
Что касается именно Вашей реакции – то предоставьте ребенку возможность прожить эту злость (см. вопрос №8).
❔11. ❓А. Брату 16 лет. Тяжелый подросток. Как отвратить от плохой компании?
❓Б. Когда заканчивается подростковый возраст? Когда пройдет дерзость и непонимание взрослых?
〰️Подростковый возраст, это возрастной кризис. Кризис – это изменение. У ребенка последняя возможность отстоять себя. Чем сильнее были нарушены его потребности (в признании, в свободе), тем ярче он будет пытаться их удовлетворить. Предоставьте ребенку свободу выбора, перестаньте его контролировать (максимум - сообщите безлично о последствиях его поведения) и сохраните контакт с ним (уважение, знаки любви: слова поддержки, качественное время, подарки, услуги, прикосновения). Ребенок удовлетворит эти 2 базовые потребности и в течение 6 месяцев пройдет дерзость и непонимание взрослых.
❔11.Ребенок реагирует на отца только в отсутствии мамы дома. Когда мама дома – ребенок всех игнорирует.
〰️Скорее всего ребенок не получает от мамы должного ЕМУ внимания. Попробуйте удовлетворять 3 базовые потребности ребенка: 1. потребность в любви, значимости, признании (уважение к желаниям ребенка, знаки любви); 2. Потребность в свободе ( #психологАннаЯковлева_правило_светофора ); 3. Потребность в безопасности (сохранять границы ребенка).
❔12. Ребенок фантазирует, уходит в себя.
〰️Исключен ли диагноз РДА (ранний детский аутизм)? Если да, то: + это может быть проявлением особенностей свойств нервной системы ребенка. У таких детей инертные процессы возбуждения и торможения, т.е. они как-будто запаздывают в реакциях. + это может быть «уходом» из реальности, где ребенок НЕ ЧУВСТВУЕТ себя 1. Значимым, важным, любимым; 2. Свободным в желаниях; 3. В безопасности.
❔13. Ребенок не спит отдельно – только с мамой. Как приучить спать отдельно?
〰️Читайте мой блог. Статья «Ребенок спит с нами. Что делать?»
❔14. Можно ли иногда давать ребенку ремня?
〰️Читайте мой блог. Статья «Бить или не бить».
❔15. Если ребенок рисует только темными красками? Это норма?
〰️Если его любимые цвета темные – это норма, если любимые яркие цвета, то речь может идти о тревожности.
❔16. Ребенок бьет себя кулаком или коленом по голове, когда сделал что-то не то и ждет наказание.
〰️Речь идет об аутоагрессии. Аутоагрессия – последствие невозможности выразить агрессию. Родитель запрещал проживать злость ребенку. Необходимо использовать возврат эмоций ребенка, «я-сообщения» (см. вопрос №8) и самое главное – разрешать ребенку проживать любые эмоции – даже те, которые Вам неприятны.
❔17. Ребенок плачет, если что-то не получается, например слезы.
〰️Слезы – это непосредственная реакция на «страдательную» эмоцию. Страдательная эмоция – результат неудовлетворения потребности в значимости. Ребенок, переживает, если у него что-то не получится, его перестанут любить родители. Как можно давайте ему понять, что Вы его будете любить и уважать всегда – с принятием относитесь к любым его эмоциональным реакциям, позволяйте ему их прожить (см. вопрос № 8).
❔18. Ребенок все свободное время проводит в телефоне. Агрессивно реагирует на то, когда просят переключить свое внимание на другое.
〰️Читайте пост #психологАннаЯковлева_игровая_зависимость
❔19. –Если ребенок имеет нервные тики.
〰️В 80% случаев нервным тикам сопутствует диагноз «дискинезия жёлчного пузыря». Необходимо исключить данный диагноз (УЗИ утром натощак).
Если нервные тики в результате стресса, то речь может идти о подавленных эмоциях (страх, гнев, обида). Подавленные эмоции – результат Вашего запрета на их выражение. Своим поведением Вы показываете, что не будете любить, если ребенок кричит, плачет, обижается и т.д.
❔20.– Есть связь агрессии и диагноза СДВГ?
〰️Нет.
Всем желаю любви к своим близким, Ваша #психологАннаЯковлева
Р.S. Прямые эфиры проходят в инстаграме в моем блоге @yakovleva_help каждый третий че верг месяца в 15.30 по Москве
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.