Особенности гендерной идентичности гомосексуалов

ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

ГОМОСЕКСУАЛОВ

 

         Гендерные исследования, осуществляемые в разных отраслях научного знания, постепенно приводят учёных к констатации узости общепринятой двухвариантной модели пола. Наиболее ярким проявлением подобных представлений можно считать создание «квир-теории». Данное направление, как известно, рассматривает мужественность и женственность в качестве сложно структурированной конструкции с поликритериальной системой оценки. Генетический пол, строение гонад, фенотип, половое самосознание, полоролевое поведение, психосексуальная направленность – вот далеко неполный перечень критериев, по которым определяется половая принадлежность человека. При этом далеко не всегда вышеперечисленные детерминанты пола соответствуют друг другу.

К примеру, при синдроме «чистой» агенезии гонад на фоне мужского генотипа развивается женский фенотип. Возникает вопрос, к какой половой категории относится данный человек? Если к женскому полу, то почему в таком случае этой представительнице человечества не дано родить ребёнка и нельзя заниматься женскими видами спорта? Констатация факта, что данное состояние следует считать болезнью, также не добавляет ясности. Ведь наличие болезни не лишает человека половой принадлежности. Или лишает?

И для самого индивида, и для его социального окружения пол является неотъемлемой характеристикой человека. Эксперименты, проведенные Grady [1] убедительно доказали, что пол представляет собой важнейший признак, опираясь на который, мы обрабатываем информацию об окружающих нас людях. Исследователь установил, что пассажиры метро, которых просили описать кассира, продавшего им проездной билет, в первую или, по крайней мере, во вторую очередь упоминали его пол. Этот факт (как и многие другие) доказывает, что половая принадлежность человека не только позволяет ему участвовать в процессе воспроизводства жизни, но и является основой одной из наиболее часто используемых когнитивных схем.

Время от времени мы сталкиваемся с людьми, чей пол затрудняемся однозначно определить (как в случае со спортсменкой с мужским генотипом). Сей факт вызывает у нас дискомфорт и раздражение. Переполняемые праведным гневом мы спешим «навесить» на этих людей ярлыки «больной» или «представитель сексуального меньшинства». При этом мы не задумываемся как минимум о двух сторонах такого отношения. Во-первых, сексуальные меньшинства – собирательная категория. Она включает в себя весьма различные группы людей. Во-вторых, если речь идёт исключительно о гомосексуалах, «…какими бы причинами не детерминировалась сексуальная ориентация, она не является делом свободного выбора и не может быть изменена произвольно» [2, с. 93]. Следует добавить, что это положение справедливо не только в отношении сексуальной ориентации человека, но и в отношении других детерминант пола. Следовательно, инаковость некоторых людей не является веской причиной ни для гнева, ни для дискриминации.

По мнению Ш.Берн, большинство людей не могут спокойно воспринимать представителей сексуальных меньшинств не потому, что их поведение нарушает общественные нормы, а потому, что они не знают, «…как обращаться с человеком, пол которого представляется им не совсем понятным» [1, с. 197]. Этот мнение подтверждают и опыты Cross и Markus [1]. Они изучали реакцию зрителей на телевизионное шоу, главным действующим лицом которой был гермафродит Пэт. Исследователи отмечают, что люди, видевшие сцены с участием этого персонажа, испытывали внутренний дискомфорт, поскольку не знали, как им следует воспринимать поведение человека, которого невозможно отнести ни к категории мужчин, ни к категории женщин. А других когнитивных схем, сопряженных с половой принадлежностью человека (кроме мужской и женской), в общественном сознании пока не существует.

Такое положение вещей порождает серьёзную социальную проблему. Это проблема интолерантности к сексуальным меньшинствам, интолерантности, приобретающей порой характер сексизма.

Решать данную проблему следует путём постепенного формирования в общественном сознании новых когнитивных схем. Причём схемы эти должны опираться на объективные данные и научные факты, а не являться результатом каузальной атрибуции.

Следует заметить, что для осуществления задуманного понятие «пол» оказывается абсолютно непригодным. Согласно нашим представлениям пол – это «онтологическое свойство живого организма, определяющее его роль и место в процессе размножения (продолжения рода)» [3, с. 166]. Другими словами полов по определению может быть лишь два. Об этом свидетельствует и семантика самого слова. Пол- – это половина, а половин может быть только две. Человек может участвовать в воспроизводстве жизни либо в качестве мужчины, либо в качестве женщины. И никак иначе.

Иное дело – гендер. Гендер (опять же по нашему мнению) – это «гносеологическая конструкция, которая резюмирует познавательную деятельность человека по изучению пола» [3, с. 166]. Данное понятие для достижения заявленной выше цели подходит как нельзя лучше. Ведь гендер – искусственно синтезированная конструкция. Она фиксирует тот факт, что человечество стало использовать половую принадлежность индивида в целях далеко выходящих за рамки деторождения. Это и распределение властных полномочий, и регламентация статусных отношений, и разделение труда и т.п. Научившись лечить бесплодие, создав институт усыновления, разработав технологию суррогатного материнства, человек начал активно вмешиваться и в онтологически заданную репродуктивную функцию.

Именно потому, что термин «гендер» является искусственной конструкцией, не привязанной строго к процессу воспроизводства жизни, он допускает возможность поливариантной типологии. Не удивительно, что упоминавшиеся выше когнитивные схемы называются гендерными, а не половыми. Состояние же дискомфорта, которое вызывают у нас люди с неясной половой принадлежностью, «с лёгкой руки» Дж.Батлер стало называться гендерным беспокойством [4].

Мы считаем, что поливариантная типология гендерных реперзентаций должна ассимилировать прежде всего известные виды девиаций в развитии пола. Имеются ввиду различные формы ложного и истинного гермафродитизма, транссексуализм, трансформацию полоролевого поведения и, наконец, гомосексуализм [5].

Для выделения гомосексуализм в отдельный тип гендера есть достаточно много оснований. Во-первых, такая разновидность сочетания социально-психологических детерминант пола достаточно широко распространена. Гомосексуалы составляют от 1 до 4% человеческой популяции [6]. Во-вторых, эта категория людей, несмотря на естественные индивидуальные различия, достаточно однородна. Это касается не только сочетания детерминант пола, но и многих социально-психологических характеристик [7]. В-третьих, существование гей-субкультуры говорит о переживании гомосексуалами своего сходства друг с другом и одновременно своей непохожести на сексуальное большинство. В-четвёртых, гомосексуализм продолжает оставаться стигмой, во многом определяющей социальный статус индивида. Здесь уместно упомянуть и уголовное преследование гомосексуалов в некоторых странах, и запреты на заключение официального брака, и невозможность усыновлять детей, и многое другое. Кроме того нельзя не отметить, что гомосексуалы в своей борьбе за изменение дискриминационного социального статуса создали и развивают соответствующее общественное движение.

Все перечисленные факты являются основанием для того, чтобы рассматривать гомосексуализм как достаточно распространённый тип гендера. Это, в свою очередь, порождает необходимость формирования в общественном сознании адекватной гендерной когнитивной схемы. Ещё раз подчеркнём, что адекватной – значит, основанной на фактах, а не на предубеждениях. Таким образом, научные изыскания, позволяющие получить объективную информацию о данной категории людей, способствуют решению важной социальной проблемы – росту толерантности в человеческих взаимоотношениях.

Наша работа задумана и выполнена в контексте именно таких рассуждений. Она преследовала цель выявить специфику гендерной идентичности гомосексуалов. Надо заметить, что теоретизирование на предмет гендерной идентичности серьёзно осложнено существованием ряда родственных понятий. Половое самосознание, половая идентичность, полоролевая идентичность, гендерноролевая идентичность, психосексуальная идентичность в зависимости от научной позиции учёного рассматриваются то в качестве синонимов, то в качестве самостоятельных понятий.

В своём исследовании мы активно эксплуатировали два понятия: половое самосознание и гендерная идентичность. Вслед за Г.Келли [7] мы рассматривали половое самосознание как первичную гендерную идентичность, которая представляет собой раннее внутреннее осмысление ребенком своей принадлежности к мужскому или женскому полу или неопределенности своей позиции. По мнению российских специалистов [6] становление полового самосознания происходит в течение первых семи лет жизни ребёнка. Данное психическое новообразование является крайне устойчивым. Однако, несмотря на это, способно претерпевать некоторые изменения в процессе гендерно-ролевой социализации и особенно в процессе развития психосексуальной направленности. Все эти преобразования в конечном итоге «оформляют» половое самосознание (ощущение себя представителем того или иного пола) в более осознанный, определенный, отрефлексированный личностный конструкт, то есть во вторичную гендерную идентичность взрослого человека.

В предпринятом нами исследовании мы предположили, что гомосексуальная направленность полового влечения должна наложить своеобразный отпечаток на становление вторичной гендерной идентичность индивида. Человек, обречённый в гетеросексуальном обществе на однополую любовь, не может не испытывать определённых (в том числе и типичных) переживаний по поводу своей гендерной принадлежности. Эти чувства, мысли и паттерны поведения стали предметом нашего интереса.

Конструируя эмпирическую процедуру, мы воспользовались идеей, которую высказывали А.Х.Игли и С.Чейкен [7], изучая структуру социальной установки. Они выделяли такие компоненты аттитюда, как когнитивные, аффективные и поведенческие реакции. В последующем, осмысливая проблему эго-идентичности, эти представления заимствовал И.С.Кон [8]. В качестве неотъемлемых компонентов всех видов эго-идентичности он рассматривал (соответственно) категориальное «Я» (представления и мысли о себе), переживаемое «Я» (чувства в отношении себя) и экзистенциальное «Я» (инстанция, регулирующая поведение).

Для получения эмпирических данных нами был использован авторский вариант методики незаконченных предложений. Стимульный материал включал в себя 23 предложения, сформулированных так, чтобы выявить когнитивные, аффективные и поведенческие особенности гендерной идентичности гомосексуалов. Более того, нас интересовал, каким образом эти особенности проявляются в конкретных сферах жизнедеятельности индивида: в профессиональной деятельности, в родительской семье, в брачных и сексуальных отношениях, в продолжении рода, в дружеских отношениях и в сфере увлечений/досуга. Таким образом, каждому компоненту гендерной идентичности было посвящено как минимум семь неоконченных предложений, охватывающих все интересующие нас сферы жизни человека.

В исследовании приняли участие 70 человек (45 геев и 25 лесбиянок) в возрасте от 18 до 39 лет (80% респондентов в возрасте от 20 до 30 лет). Средний возраст респондентов составил 24,5 года. По уровню образования это лица с высшим, средним специальным и средним образованием. Необходимо отметить, что и в составлении стимульного материала принимали участие сами гомосексуалы (два гея и одна лесбиянка). Предложив им для ответов предварительный вариант методики, мы впоследствии совместно обсуждали результаты, корректировали некоторые формулировки тех или иных утверждений и составляли окончательный вариант стимульного материала. Именно в результате этой работы мы остановились на нелогичном на первый взгляд перечне предложений в количестве двадцати трёх наименований. Полученные материалы интерпретировались с помощью клинико-феноменологического анализа [9].

Основные выводы, подводящие итог проделанной работе, могут быть сформулированы в виде ряда положений.

Внутренняя противоречивость содержания гендерной идентичности. Гендерная идентичность гомосексуалов полна внутренних противоречий. С одной стороны, они пытаются отрицать свою инаковость. Характеризуя свое поведение, геи и лесбиянки нередко указывают на его соответствие общественным нормам и прибегают к формулировкам «такое как у всех», «ничем не отличается от поведения гетеросексуалов». В подавляющем большинстве случаев, описывая себя, гомосексуалы стараются нивелировать свои отличия, хотят показаться «такими как все», как бы ломая стереотипы о своей распущенности и склонностях совращать гетеросексуалов. Наши предыдущие исследования показали, что и ценностные ориентации гомосексуалов и гетеросексуалов практически не отличаются [10]. А ведь именно ценности определяют в первую очередь характер поступков человека.

С другой стороны, нельзя не признать, что одним из главных факторов, определяющих специфику гендерной идентичности гомосексуалов, является их гендерный статус. Основными особенностями его в нашем обществе являются запрет на афиширование своей сексуальной ориентации, запрет на вступление в брак и воспитание детей, а также общественное мнение, склонное считать гомосексуальность ненормальным явлением [10]. Поэтому описание гомосексуалами своего поведения незаметно для них самих осуществляется с позиции «выдает» или «не выдает» оно их гомосексуальность.

Неопределённость перспектив самореализации в супружеской и родительской ролях. Специфика гендерной идентичности, обусловленная гомосексуальной ориентацией, по-разному представлена в разных сферах жизни. Гомосексуальность практически не влияет на выбор профессии, на увлечения и на способ проведения свободного времени. Однако особая сексуальная ориентация влияет на отношения гомосексуалов с друзьями и родителями. Геям и лесбиянкам часто приходится скрывать от них свою ориентацию. Этот факт является для гомосексуалов крайне болезненным, поскольку во многих сложных жизненных ситуациях они не могут рассчитывать на поддержку и помощь самых близких людей.

Наиболее полно специфика гендерной идентичности гомосексуалов проявляется в вопросах создания собственной семьи и продолжения рода. Их брачные экспектации отличаются от таковых у гетеросексуалов намного большей неопределённостью. В целом и геи, и лесбиянки склонны создавать как гомосексуальные, так и гетеросексуальные браки. Однако мысли, чувства и поведенческие тенденции, связанные с супружеством носят отпечаток внутренних терзаний. Причём для геев это свойственно в большей степени, чем для лесбиянок.

Среди лесбиянок, принявших участие в исследовании, ни одна не указала на то, что не думает о создании собственной семьи, игнорирует подобные мысли или нацелена на брак с мужчиной. Мысли лесбиянок, связанные с гомосексуальным партнёрством, как правило, направлены на то, каким они хотят его видеть. Они склонны задумываться над теми трудностями, с которыми им придется столкнуться, защищая своё право на брак юридически и социально. То есть вопрос о том, создавать или не создавать семью большинством из них решается в пользу семьи.

Позиция геев в обсуждаемом вопросе более неопределенная. Свыше трети из них либо не думают о создании собственной семьи, либо избегают подобных мыслей. Весьма распространённым является также желание создать своеобразный фиктивный брак с женщиной («чтобы продолжить род», «для отвода глаз», «лучше, если жена будет лесбиянкой» или «будет знать, что я буду спать с парнями»). А некоторые из мужчин-гомосексуалов с обречённостью высказываются в том духе, что своей семьи у них не будет никогда. В связи с этим становится понятной природа негативных чувств (страх, беспокойство, неопределенность, растерянность и т.п.), которые испытывают 36% геев и 36% лесбиянок, рассматривая перспективы создания собственной семьи сквозь призму своей гомосексуальной ориентации.

Не менее сложными являются мысли, чувства и поведенческие реакции гомосексуалов, сопряжённые с реализацией потребности в продолжении рода. Большинство лесбиянок хотят быть матерями. Некоторые из них даже «подыскивают» отца своему ребенку. Однако в то же время они отвергают возможность сексуальной близости с мужчиной. Поэтому остаётся непонятным, как они представляют себе процедуру зачатия. Как ни странно, это противоречие оказывается вытесненным из сознания лесбиянок. Позиция геев в вопросах продолжения рода еще более противоречива. Некоторые из них склонны думать о браке с женщиной, не исключающего связей с мужчинами. Другая часть указывает на то, что планируют иметь детей в гомосексуальном браке (опять же непонятно, каким образом). И лишь некоторые из них указывают на то, что они не считают продолжение рода для себя возможным. Не удивительно, что у 36% лесбиянок и 29% геев мысли о продолжении рода сопряжены с негативными чувствами.

Следует заметить, что представленные нами данные по поводу проявления особенностей гендерной идентичности гомосексуалов в разных сферах жизни по многим позициям подтверждают результаты, полученные российскими исследователями [11], [12].

Зависимость самопредъявления от толерантности социального окружения к сексуальным меньшинствам. Предъявлять себя – значит обозначать своё «Я» для других, «подавать» себя определённым образом, регулируя при этом меру воздействия других на себя. Самопредъявление осуществляется таким образом, чтобы поддерживать на оптимальном уровне взаимоотношения с окружающими, получать одобрение, личную выгоду и сохранять при этом интимную зону своего «Я» в безопасности [13].

Особенностью гендерной идентичности гомосексуалов можно считать зависимость характера общения и поведения от того, знают ли окружающие об их гомосексуальности, и как они к ней относятся. Чем лояльнее отношение того или иного человека к гомосексуальности гея или лесбиянки, тем отношения между ними более открытые и искренние. В рабочем коллективе и в компаниях, где есть риск быть «раскрытым», поведение характеризуется как более скованное и сдержанное, в компаниях «знающих» – как свободное и раскрепощенное. Таким образом, в отношениях с коллегами по работе, друзьями, родными, их характер во многом определяется боязнью раскрытия, а также возможными порицанием и осуждением.

Сложность самопринятия гомосексуальной ориентации. Одной из наиболее специфических черт гендерной идентичности гомосексуалов, пожалуй, является проблематичность принятия своих гендерных особенностей. В теории это явление многократно обозначено [6], [7], [11], [12. Для гетеросексуала в принятии себя как мужчины или женщины нет проблемы. А вот геи и лесбиянки сталкиваются с необходимостью преодолевать сомнения в своей неполноценности, сравнивать себя с большинством и испытывать страх, терпеть унизительные высказывания, искать и находить силы для «выхода из подполья». В результате полное принятие собственной гомосексуальности может и не состояться.

Среди наших респондентов были и те, кто говорил, что не принимает свою гомосексуальность («для меня это – наказание, пытка», «лучше быть гетеро»). Однако ответы большинства не дают повода усомниться в том, что они адаптировались к жизни в социуме и приняли свою гомосексуальность. При этом многие из них указывают на то, что, несмотря на негативное отношение общества и большое количество проблем, связанных с этим, они счастливы. Они хотят оставаться такими, какие они есть и не собираются изменять себе. Гармония с собой для них гораздо важнее, чем признание социального окружения.

Проблематичность самораскрытия. Самораскрытие – это обнаружение сокровенных переживаний и мыслей перед другим человеком, то есть обнаружение содержания своего интимного «Я». Самораскрытие связано с риском человек рискует потерять любовь и уважение других, свою автономность, рискует выглядеть глупо, нелепо, испытать чувство стыда и т.п. Однако такой риск необходим. Ведь самораскрытие способствует психическому здоровью индивида, развитию его личности. Открываясь другому, он может лучше осознать свои глубинные потребности, научиться устанавливать «контакт» со своим реальным «Я», тем самым приобретая способность управлять собственной судьбой. Искренне выражая свои переживания, человек остаётся собой, а не просто выполняет определённую, заданную извне, социальную роль [13].

Обычно индивид открывает себя близким людям – родителям, любимым, друзьям. Однако для гомосексуалов этот круг оказывается значительно суженным. Выше мы уже отмечали, что даже родители не всегда готовы принять гомосексуальную ориентацию своих детей. Друзья во многих случаях также могут оказаться интолерантными.

На первый взгляд, проблему могло бы решить общение в рамках гей-сообщества. Однако и на этом пути возникают барьеры в том случае, если имеет место неприятие своей гомосексуальности. Такие люди, как правило, избегают общения в гомосексуальной среде, либо ограничиваясь одним-двумя контактами, либо полностью отгораживая себя от нее.

Поэтому закономерным представляется тот факт, что почти все гомосексуалы, принявшие участие в нашем исследовании, отличаются высоким уровнем самопринятия. Будучи в ладу с собой и своей сексуальностью, они оказались открытыми не только для гей-субкультуры, но и готовыми в определённых пределах пооткровенничать с исследователями.

Подводя итоги проделанной работе в целом, необходимо отметить, что гендерная идентичность гомосексуалов обладает своей спецификой. И специфика эта никак не соответствует распространённым стереотипам об агрессивности, распущенности и низменности помыслов у представителей данного типа гендера. Скорее здесь уместны такие характеристики, которые описывали бы поиск выхода из того запутанного положения (и в природе, и в обществе), в котором оказались гомосексуалы по независящим от них причинам.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб. : «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2001. – 318 с.

2. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л. Б. Шнейдер. – М. : «ЭКСМО-Пресс», 2000. – 501 с

3. Лагонда, Г. В. Пол и гендер: соотношение понятий / Г. В. Лагонда // Зборнiк навуковых прац Акадэмii паслядыпломнай адукацыi. Выпуск 3. – Мн. : АПА, 2007. – С. 150 – 166.

4. Антология гендерной теории / Под общ. ред. Е. И. Гаповой и А .Р. Усмановой. – Мн. : Пропилеи, 2000. – 383 с.

5. Лагонда, Г. В. К проблеме создания типологической модели гендера / Г. В. Лагонда // Психотерапия и клиническая психология. – 2007. – № 4. – С. 6 – 9.

6. Сексопатология. Справочник / Под ред. Г. С. Васильченко. – М. : «Медицина», 1990. – 575 с.

7. Келли, Г. Ф. Основы современной сексологии / Г. Ф. Келли. – СПб. : Питер, 2000. – 896 с.

8. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. – М. : «Политиздат», 1984. – 286 с.

9. Лагонда, Г. В. Клинико-феноменологический анализ показателей развития «Я» взрослого человека : диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук : 19.00.01 / Г. В. Лагонда. – Издательство Брестского госуниверситета. – Мн., 2000. – 171 с.

10. Ерёмова, В. Л. Особенности гендерного статуса лиц с гомосексуальной ориентацией в современном белорусском обществе / В. Л. Ерёмова, Г. В. Лагонда // Студенческая научная конференция «НИРС – 2005» : материалы науч. конф., Брест, 10 июня 2005г. / УО «БрГУ им. А.С.Пушкина». – Брест, 2005. – С. 23–26.

11. Андронов, Д. А. Особенности трудных жизненных ситуаций, переживаемых представителями гей-субкультуры / Д. А. Андронов // Социальный психолог. – 2008. – №1. – С. 41 – 51.

12. Воронцов, Д. В. Социально-психологические характеристики межличностного общения и поведения мужчин с гомосексуальной идентичностью : диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук : 19.00.05 / Д. В. Воронцов. – Росто-на-Дону, 1999. – 184 с.

13. Лагонда, Г. В. Феноменология интимности / Г. В. Лагонда, Е. Н. Го-лубева // Психология и школа. – М. – 2006. – №2. – С. 98–106.

 

 



Просмотров: 470
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности развития Я-концепции и гендерной идентичности.
  • Особенности формирования гендерной идентичности подростка в неполных семьях
  • «Мама, я не хочу быть девочкой», или Про развитие гендерной идентичности
  • Эссе по специализации Терапия проблем гендерной идентичности
  • Еще немного о гендерной идентичности - мнения разделились
  • Девочка-мальчик. Нарушение гендерной идентичности
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • О принятии своей сексуальной идентичности
  • Группы факторов, влияющих на становление гомосексуальной идентичности
  • Взаимосвязь личностной гомонегативности и самоотношения у гомосексуалов
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Заметить себя в своей жизни
  • «Яблоко не от яблони» или формирования гомосексуальной идентичности
  • Возвращение к своей идентичности, или в поисках пути домой. Статья первая
  • 6 аспектов подхода взрослого человека к своей жизни
  • Возвращение к своей идентичности. Статья вторая. Родительское напутствие
  • Право и выбор быть Мужчиной. Психологические аспекты развития мужской идентичности.
  • Состояние потери себя или кризис идентичности.
  • Мультсериал "Маша и Медведь" как фактор гендерной социализации детей
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Как поставить себя на первое место в своей жизни?
  • О дефектах воспитания и гендерной психологии
  • Ребрендинг своей жизни или новый взгляд на себя
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Что делать если у вашего ребенка проблемы с формированием половой идентичности?
  • Как начать действовать, реализовать себя и достичь самого важного в своей жизни.
  • Принятие себя как необходимое условие присутствия в своей жизни
  • «Мысли позитивно и займись лучше йогой». Что нельзя говорить, если у человека стресс
  • Некоторые особенности поиска своей второй половинки, если тебе уже за сорок.
  • Как понять себя. Часть 2. Нужно что-то менять в своей жизни!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь