|
О дефектах воспитания и гендерной психологииАвтор статьи: Чекмарёв Максим Викторович
Часто говорят, что мужчины по природе своей рациональны, а женщины – эмоциональны. Говорят с убеждённостью как о законе природе, очевидной истины, которую невозможно оспорить. Думаю, спорить бессмысленно. Достаточно просто присмотреться к мужчинам и женщинам вокруг вас, и начнёт открываться печальная тайна: рациональность и эмоциональность не имеют никакого отношения к природе пола, в них звучит какая-то странная болезненность, половинчатость, будто от живой плоти отсекли что-то жизненно важное, потом рана заросла, но шрамы всё ещё болят. Нас окружают мужчины с эмоциями, отмороженными воспитанием, а женщины – с распущенными чувствами. Мальчикам говорят: «Ты - мужик, не плачь!», «Боятся только трусливые девчонки!», «Держи себя в руках, не показывай слабость!», «Обидели – вмажь им по носу посильнее!». И чувства выжигаются как калёным железом, иногда попискивают жалобным голосом в дальних уголках души, но настоящий мужчина их давит как кошка новорожденных мышат. Девочек к эмоциональности поощряют странными словами: «Ей можно, она же девочка!», «Поплачь, станет легче!», «Что ты такая грубая, как мальчишка!», «Ну что же ты молчишь, будь умницей, улыбайся!», «Сердцу не прикажешь». По сути дела, речь не о том, чтобы жить богатой эмоциональной жизнью, а воспринимать её как стихию, по сути своей неуправляемую, но которая может быть использована для создания нужного впечатления и эффекта. Мальчиков воспитывают в духе недоверия и опасения перед миром чувств. Девочек воспитывают в духе опасения перед агрессивностью, но, одновременно в покорности правилам. По сути, взрослые мужчины и женщины становятся глубоко чуждыми друг для друга существами. Поэтому речь не о какой-то природе мужчины и женщины, а о последствиях травмы, нанесённой представлениями о свойствах и обязанностях пола. Представлениями очень древними, в которых из мальчика хотели воспитать воина, способного убивать врага, не задумываясь о его чувствах и жить в состоянии конкурентной борьбы, а из девочки – жену, способную жить с таким эмоциональным инвалидом и получать внимание, дёргая его за тонкие струны души и демонстрируя покорность, чтобы потешить его ранимое эго. Конечно же, и первое, и второе – далеко от понятия эмоциональной зрелости. Ни от чувств, ни от разума нельзя отказаться. Совсем не важно, какого ты пола, когда речь идёт о способности быть внимательным к своему внутреннему миру и внутреннему миру другого человека. Здесь важно не уметь подавлять или уметь пользоваться эмоциями, но, в первую очередь, их понимать, а, понимая, использовать творчески энергию чувства. Речь не о том, чтобы их контролировать, подавлять или эффектно (и эффективно) выплёскивать, а о том, чтобы сознание и воля, творческое начало «Я» человека могло участвовать в эмоциональной жизни. Тогда открывается совсем иная перспектива отношений – перспектива диалога. Она мне представляется гораздо более человечной, чем превращение мальчиков и девочек в «типичных», словно с конвейера сошедших людей. Мир становится другим – ярким, в котором есть огромное количество уникальных людей, мужественность и женственность которых выражается своим особым способом. Но такой мир возможен только если люди готовы познавать свои различия, индивидуальность и ценить её в себе и других. По сути дела, полярность пола является только физиологической, связанной с рождением и воспитанием детей. Воспитание детей в семье требует некоторого разделения обязанностей между мужчиной и женщиной. Ребёнок больше нуждается в маме, пока он очень мал, в этот момент отец будет вынужден больше участвовать в трудовой деятельности. В этот момент каждый из них работает очень интенсивно, ничья роль не «важнее» или «главнее». Каждому из них необходимы ум и сердце. Представьте себе отца, который своим отмороженным органом чувств может только пренебрежительно созерцать младенца, который плачет, не умеет контролировать физиологические потребности. Он для него жалок, и отец стремится дистанцироваться. Представьте себе мать, которая отдалась на волю чувств в этот момент и, то лихорадочно любит ребёнка, то испытывает в его адрес злость и раздражение. Думаю, представлять даже не придётся – так много подобных примеров из жизни. Выходит, жёсткие воспитываемые роли «настоящих мужчин» и «настоящих женщин» так далеки от здравого смысла, что не складываются в здоровую семью ни при каких условиях. Потому что в этой семье нет близости, слишком много «Я», которое ждёт от другого исполнения его обязанностей, но не умеет понимать и общаться. Жёсткие роли, в какой-то степени и есть костыль, к которому обращаются, когда уже не могут понимать. Поэтому каждый ребёнок, независимо от пола, должен хорошо знать свои ум и сердце и уметь их использовать в общении с другими и самим собой. Для этого придётся сделать серьёзный поворот в восприятии «мужественности» и «женственности», но он необходим, если мы не хотим, чтобы мужчины, женщины и дети в семье вечно оставались чужаками друг для друга. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|