Не стоит бороться с прежними представлениями о психотерапии и природе человека

Ещё одна ошибка, которую можно допустить пытаясь освоить диалогово-феноменологическую модель гештальт-терапии, заключается в противоположной, на первый взгляд, тенденции. А именно, под влиянием эйфории от впечатливших инноваций выбросить за борт профессиональной лодки все прежние знания. Мол, «Как же я жил и работал до этого?! Ну, теперь-то всё изменится!» Сложность и неадекватность такой ситуации носит даже не столько этический характер (в смысле предательства прежнего опыта, прежних учителей и пр.), сколько педагогический. Такая позиция вступает в очевидное противоречие с идеологией диалогово-феноменологической гештальт-терапии.


Напомню, данная модель – культура естественной полевой динамики, а не культура борьбы. Как совершенно бессмысленно бороться в процессе психотерапии с текущими концепциями, структурирующими поле, так и не очень дальновидно пытаться освоить эту модель борьбой с прежними терапевтическими установками. Поэтому такая ситуация пронизана двойным предательством – старого за ненадобностью, нового – неверным истолкованием. Я не верю в то, что можно освоить нечто, апеллируя к неверному пониманию этого нечто. Более того, мне кажется, что такое ценностное расщепление рано или поздно вызовет тяжелый конфликт.

Так какова же альтернатива этой тенденции в обучении? Она исходит из самой идеологии модели. Ведь сам терапевт не борется с концепциями. Он просто фокусирует своё внимание на переживании. Так и в данном случае – почему бы, вместо того, чтобы пытаться отринуть старое и в полной преданности броситься в новое (что также носит концептуальный характер), вам не дать себе возможность переживать процесс интеграции новой для вас психотерапевтической методологии в вашу практику. А дальше отдаться этому полевому процессу и, оставаясь чувствительным к нему, наблюдать, что будет происходить. Выгода от этого двойная – экологичный педагогический процесс и дополнительно – освоение методологии модели.

Таким образом ваша новая терапевтическая позиция если и появится, то естественным образом порожденной в результате переживания вами своей профессии. Другого пути нет, если вы не хотите приобрести лишь  поверхностные и порой искаженно-вывихнутые представления о диалогово-феноменологической психотерапии.

Как вы, полагаю, заметили, мы затронули в обсуждении трудностей освоения диалогово-феноменологической гештальт-терапии две из них, которые вступают друг с другом в очевидное, на первый взгляд, логическое противоречие. С одной стороны, ошибкой является девальвация инноваций, с другой стороны – девальвация прежних знаний в пользу инноваций. От девальвации вообще ничего хорошего не бывает. Принятие каких бы то ни было инноваций – вообще эмоционально трудный, как правило, процесс. Тем более инноваций, предполагающих совершенно отличный взгляд на природу реальности, которые свойственны методологии психотерапии переживанием. С наиболее радикальными инновациями изрядно напуганное сознание человека поступает чаще всего двояким образом – или присваивает им статус банальности, или оставляет в разряде до конца непостижимого. В последнем случае возможны в качестве последствий также два варианта – либо маркировать их как продукт безумства или заблуждения, либо провозгласить в качестве мессианства.  Во всех случаях переживать инновации, как правило, невозможно. Поэтому я и предлагаю путь примерки, вчувствования и переживания модели, вместо концептуальной её обработки.




Просмотров: 406
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Не стоит пытаться освоить диалогово-феноменологическую гештальт-терапию волевым усилием
  • Не стоит пытаться интегрировать диалогово-феноменологическую психотерапию в старый опыт
  • Связь традиций и инноваций в когнитивно-поведенческой психотерапии. Концепт Mindfulness
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Процесс психотерапии, или что и как происходит на встречах с психологом.
  • Взгляд на человека глазами психотерапевта. Биопсихосоциальная модель человека в психотерапии.
  • Что такое психическое здоровье: взгляд со стороны психологии / психотерапии
  • Современные модели отношений - как выбрать модель, которая подходит именно Вам
  • Очень коротко об особенностях гештальт-терапии или что она дает.
  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.
  • Как я пришёл в гештальт, и что из этого вышло.
  • Что происходит в процессе психотерапии или как я к психологу ходила
  • «Она же тепер моя жена - как её можно хотеть?» - одна из главных причин измен и как этого можно избежать
  • Переживание в диалгово-феноменологической психотерапии: особенности
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Как помочь себе, если вас травмировали на тренинге или на психотерапии?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Есть ли Бог? Как работать с образом бога в психотерапии.
  • Что такое сосудистая деменция и как этого не допустить!
  • Ну почему так просто тебя мужчина не любит, а для этого нужно что-то делать?
  • Как, критиковать так, чтобы не отбить охоту что-либо делать.
  • Дать возможность усвоить, предотвращая «срыгивание» или Кое-что о психотерапии
  • Смысла нет или Зачем что-либо делать, если мы всё равно умрем?
  • Чтобы стать обеспеченным человеком, нужно освоить всего лишь два «денежных» навыка
  • Симбиоз Позитивной психотерапии и Гештальт терапии
  • Что представляет собой процесс психотерапии
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь