У тебя ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ. Терапия синдрома выученной беспомощности

Ничто так не мотивирует Человека как собственные успехи. Но для того, чтобы эта мотивация была и поддерживала нас на протяжении всей жизни, нам нужно сначала научиться эти успехи ценить, коллекционировать их.

Мы рождаемся, чтобы стать кем-то бОльшим, чем пришли в этот мир. Нам понадобится совершить тысячи ошибок и провести миллионы экспериментов, познавая жизнь и себя. Мы будем падать и снова вставать. Это нормальный - естесственный - процесс развития всей жизни. Чтобы снова вставать после падений, для этого нам как раз и нужна мотивация, вера в собственный успех, в собственные силы.

Ценить Себя и Свои Достижения - это нормально, а вот обесценивание это уже патология.

Но почему же тогда в современном мире так развита культура обесценивания?

У тебя ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ Терапия синдрома выученной беспомощности

Начинается все с родительского воспитания. К нам предъявляют очень серьезные - взрослые - требования: достигать взрослых успехов в детском возрасте. Это делается из благих побуждений: нас хотят сделать - долго подбирала наиболее точное слово - КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫМИ для выживания во внешнем мире.

То есть в нагрузку нам встраивается еще и предписание, что Мир - это враждебная среда

Мы должны уже с детства уметь, это как минимум:

п. 1:  Радовать всех, чтоб "Не дай Бог, не нажить себе каких-нибудь врагов или тех, кто нас потом осудит и накажет".  Причем под радовать подразумевается - уметь "угадывать" чужие ожидания и им соответствовать

п. 2: Стремиться к совершенству любой ценой - мы должны быть Идеальны. Правда, никогда не уточняются критерии Идеала, так как подразумевается, что мы при этом еще должны быть Идеальны по-разному (см. п.1)

п. 3: Мы должны быть УДОБНЫ  и не мешать своими интересами,  не отвлекать от "важных" дел  (я про это уже писала, см. тут) и ОДНОВРЕМЕННО  ИНДИВИДУАЛЬНЫ, потому как родители хотели бы, чтобы их ребенка ВЫДЕЛЯЛИ из ТОЛПЫ и хвалили. Тогда они получают ПРИЗНАНИЕ как родители (то есть признается тот факт, что с ролью РОДИТЕЛЯ они справились успешно).

п. 4: Мы должны уметь быть СПОНСОРАМИ своих родителей  (термин из МЛМ) - то есть нам с детства внушается мысль, что нас взращивают и о нас заботятся, чтобы мы потом ОТДАЛИ им ДОЛГ в старости. То есть по-сути мы ОБЯЗАНЫ заботиться о родителях, так как в нас очень МНОГО ВЛОЖЕНО. Живущий в родителях страх одиночества, идущий от их внутреннего ребенка и его недоверие к миру, даже мысли не допускает, что их дети могут заботиться о них и ЛЮБИТЬ их просто так. Поэтому надо подстраховаться безустанно напоминая своему реальному ребенку, что он по гроб жизни перед ними в НЕОПЛАТНОМ ДОЛГУ. 

То есть по сути  нас, как ребенка, воспитывает травмированный внутренний ребенок нашего реального родителя.

п. 5:  В свете тенденций последних лет в ребенке очень часто обесценивается то, что не поможет ему напрямую ЗАРАБОТАТЬ ДЕНЬГИ.  Это уже идет из предписаний "внутреннего родителя" внутри реального родителя, заботящегося о выживании ребенка в современном мире. Правда, эта тенденция наблюдается последние лет 10-15 и пока еще не так очевидна. И она запросто способна обесценить в ребенке - творческие порывы, чувственность, сексуальность, сострадание, милосердие, заботу, любовь: то есть то, что позволит ребенку в будущем построить свою семью, выстроить близкие отношения и просто НАСЛАЖДАТЬСЯ жизнью, БЫТЬ СОБОЙ.

Это обесценивание идет путем игнорирования всего того, что нельзя "измерить весами" - чувств, эмоций, творчества, смыслов, важности взаимопонимания. И наоборот, чрезмерного подчеркивания важности того, что можно увидеть и измерить: поступков, слов, дел, вещей.  Такое обесценивание,  кстати,  приводит к  двоякому эффекту. Иногда к тому, что может вырасти тиран, идущий по головам - сверхэффективный, но абсолютно несчастливый. С другой стороны - может наоборот сформироваться инфантильная натура, желающая получить то, что недополучила в детстве - все удовольствия, все чувства, но не способная их создать сама, а требущая этого от других, живущая по принципу "Хочу и Дай", при этом все время обесценивая то, что дают.  В среднем варианте, мы можем, например, много работать, но забывать о том, ради чего большего мы это делаем.

----------------------------------------

Вот.....При  таких милых и противоречащих друг другу критериях мы просто обречены НИКОГДА НЕ ДОСТИГАТЬ УСПЕХА. У нас просто нет шансов удовлетворить их все, поэтому через какое-то время мы окончательно убеждаемся, что мы неудачники. У нас не получается соответствовать такому вот "идеалу".

 

Терапия выученной беспомощности начинается с терапии личной истории.

Задача психолога состоит, во-первых, в том, чтобы помочь Человеку поверить в то, что его ВНУТРЕННИЙ РЕБЕНОК заслуживает любви и принятия без всяких условий.

Во-вторых в том, чтобы помочь Человеку привнести свою взрослую позицию в эти корявые, сформированные в детстве критерии успеха.

Во многом, это также терапия со-зависимости, в которой прерываются деструктивные связи с родительскими образами - точнее с заимствованными от них страхами. Задача состоит в том, чтобы вернуть Себе критерии оценки и ценностного ориентирования, захваченные родительскими образами, живущими в социальной панораме Вашей личности.

Поскольку к тому моменту, когда реально обращаются к психологу за помощью, у Человека накапливается уже целая коллекция "неудач" необходимо еще работать и с памятью тела, помогая Человеку освободиться от телесных паттернов "сжатия перед проблемой".

Вообще удивительно, что при столь деструктивных критериях человеческая раса способна достигать хоть каких-то успехов. И это своего рода гимн способностям человеческого духа.

Представьте, что человек, имея такой набор критериев "идеала" все-равно пытается научиться жить счастливо. Просто он продолжает эти попытки пока хватает сил. Выученная беспомощность формируется не за один год.  Придя на одну консультацию к психологу, такие люди как правило так и уходят, устраняясь от длительной и планомерной работы, так как в их жизни уже было полно неудач, точнее они субъективно считают свою жизнь одной сплошной неудачей. У них уже просто нет сил и есть страх перед очередным разочарованием и неудачей.

Именно такие клиенты хотят чуда, так как они за свою жизнь уже настолько устали биться головой об стену, что готовы купить то средство или того тренера, психолога, который пообещает им чудо. Увы, находится так много тех, кто им пообещает это чудо за их же деньги. И они поверят, а, разочаровавшись,  добавят в свою коллекцию неудач еще и эту.

Поэтому так важно на начальном этапе работы с синдромом выученной беспомощности самому терапевту быть предельно честным с клиентом, все время показывая ему и объясняя: над чем, как и почему ведется работа. Золотым правилом работы с таким клиентом является ведение дневника маленьких достижений, подчеркивая, снова и снова напоминая клиенту, что именно у него получилось, с чем он справился.

Желаю нам всем терпения и ресурсного состояния, потому что синдром выученной беспомощности пока что прочно сидит в коллективном бессознательном. Работая же над собой и обретая уверенность в своих силах, а также помогая другим обрести эту уверенность - мы вносим свой вклад и в коллективное бессознательное.

С уважением, Ольга Гусева.
Тренер НЛП, психолог, трансформационный коуч,
эксперт в области самореализации личности.
Мой сайт: http://psy-ecole.ru

 

 

 

 

 



Просмотров: 501
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • "Нет денег? Так пойди и найди!"-что сделать, чтобы эта фраза не звучала в вашей семье.
  • "Я так хочу это сделать, но..." и как еще мы рационализируем откладывание на потом
  • О том,что "Все в нас"... И немного об ответственности.
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Как понять, что вы уже "залиплы" на этом мужчине: всего один признак
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • "Ты просто ещё Его не встретила. Подожди" - так ли это?
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Как так мечтать, чтобы мечты сбылись. Часть 2. "Что сейчас?”
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Парадоксальная теория изменений или "Что же еще сделать, чтобы моя жизнь стала лучше?"
  • "Ну за что мне все это?!!"
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • У нас же все так красиво и трепетно начиналось!!! :( "Молодой" развод.
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на мой мозг?
  • Что такое "двойное послание", и как это отражается на отношениях.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь