|
Что такое выученная беспомощность, откуда она берётся и что можно с ней сделатьАвтор статьи: Петров Илья Евгеньевич
Я думаю, многие из вас не раз слышали этот психологический термин «выученная беспомощность». Состояние выученной беспомощности означает отказ (или нежелание) человека изменять свою жизнь, уходить из неблагоприятных обстоятельств, предпринимать попытки каким-либо образом улучшить своё состояние (даже если есть такая возможность). Очень часто это состояние сопровождается пассивностью, неверием в собственные силы, ощущениями несвободы, потери контроля, подавленности, депрессии. К сожалению, среди людей, страдающих паническими атаками, неврозами, личностными расстройствами состояние выученной беспомощности крайне распространено (а зачастую именно оно и лежит в основе неврозов и личностных расстройств). Выученная беспомощность представляет собой внутреннюю установку, убеждение в невозможности что-либо изменить в своей жизни, поскольку, как правило, её возникновение связано с внешними обстоятельствами и факторами. Выученная беспомощность формируется обычно в детском возрасте как следствие столкновения с неопределённостью (в основном со стороны родителей). Непоследовательное и неопределённое отношение родителей к ребёнку и его воспитанию не позволяет развиться у ребёнка чувству контроля и самостоятельности. Проще говоря, такие дети постоянно ощущают зависимость от настроения родителей, от их поступков, их отношения. Такие дети не имеют возможности научиться опираться на себя, на своё «Я». И не обязательно в таких случаях воспитание таких детей должно быть жёстким, так как гиперопека со стороны родителей может привести абсолютно к тем же результатам. Дети, растущие в таких семьях, не могут начать проявлять самостоятельность в раннем возрасте, а в более позднем они уже и не видят смысла в том, чтобы начать эту самостоятельность осваивать, так как родительское влияние никуда не девается что в 5 лет, что в 20 лет. Когда такие люди начинают жить взрослой самостоятельной жизнью, они, как правило, сталкиваясь с трудностями, не находят в себе силы как-то их преодолевать. Это не всегда может быть выражено во всех сферах жизни, часто выученная беспомощность может проявляться локально и ситуативно. В случае с теми же неврозами и паническими атаками выученная беспомощность максимально проявляется через ощущение потери контроля. И чем дольше человек не может справиться с состоянием невроза, тем сильнее и выраженнее становится состояние беспомощности, тем быстрее и интенсивнее оно распространяется на все сферы жизни такого человека. К счастью, выученную беспомощность можно преодолеть, хоть это и потребует достаточно большого количества времени и сил. Сразу оговорюсь, самостоятельно сделать это практически невозможно, поскольку выученная беспомощность формируется, как правило, в детском возрасте и во многом определяет дальнейшее восприятие человеком самого себя и окружающего мира. Потому для преодоления этого состояния необходимо наличие другого человека, который сможет помочь и указать на те установки и убеждения, которые мешают человеку начать жить самостоятельной жизнью с опорой на себя, на своё «Я». Психотерапия выученной беспомощности состоит из нескольких этапов и подразумевает развитие и формирование в человеке осознанности (без которой невозможно увидеть механизмы самоподавления), здорового образа «Я» и здоровых психологических границ. Длительность психотерапии такого состояния напрямую зависит от степени выраженности выученной беспомощности и занимает от нескольких месяцев до нескольких лет (в особо запущенных случаях). Если вам понравилась данная статья, то оцените её лайком – так её сможет прочесть большее количество людей. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|