Выученная беспомощность на работе

Выученная беспомощность на работе

Часто руководители жалуются на сотрудников – дескать, несамостоятельные, безответственные, апатичные, постоянно их нужно пинать, стимулировать и мотивировать. Уволить этих и нанять других – не вариант, придут такие же. Или очень быстро такими станут. 

Подобное поведение принято называть выученной беспомощностью.


Эксперименты

Американский психолог Мартин Селигман экспериментировал с собаками. Он разделил собак на три группы, каждую собаку посадил в отдельную клетку. К полу клетки он подвёл электричество. Собаки, попавшие в первую группу, могли ткнуть мордой в кнопку внутри клетки, открыть её таким образом и выскочить. У собак из второй группы такой возможности не было. Собак из третьей группы током не били. 


После такого «обучения» всех собак вместе запустили в большую комнату, разделённую низкой перегородкой на две половины. К одной половине (той, куда впустили собак) подвели ток. Собакам было достаточно перепрыгнуть через перегородку, чтобы избавиться от боли. Собаки из третьей группы быстро догадались это сделать, собаки из первой – тоже. А вот собакам из второй группы не помогал даже пример сородичей. Они не верили, что избавление от боли возможно, и поэтому даже не пытались.


Затем аналогичные эксперименты провели на людях. В доме престарелых одной группе разрешили самостоятельно принимать решения об уборке, еде и свободном времени, а второй группе давали готовые, пусть и вежливые, указания. Уже через три недели участники второй группы перестали брать на себя ответственность и проявлять инициативу даже в сферах, не затронутых экспериментом. Их настроение и здоровье также ухудшилось. А самое страшное – даже через год после окончания эксперимента разница между участниками из разных групп оставалась заметной. 


Похожие эксперименты проводятся и в более глобальных масштабах, только никто это уже не называет экспериментом. Просто в стране создаётся уверенность, что простой человек ни на что не может повлиять. Так выращивают детей, так обучают школьников. Требуется подчинение, а не понимание. Взрослых встречают армия, чиновники, поликлиники. И возникает привычка – даже и не пытаться. 


Выученная беспомощность в рабочих отношениях

Здесь важно заметить, что к людям, поражённым выученной беспомощностью, комплектен гиперответственный руководитель. Подчинённые не берут на себя ответственность – он начинает за всё отвечать сам, в том числе и за наличие бумаги в офисном туалете. Подчинённые срывают сроки – руководитель начинает каждый день, а то и по нескольку раз на день напоминать им, что нужно выполнить то и это (точно так же, как родитель много раз напоминает ребёнку сделать уроки – но в итоге уроки всё равно не сделаны). Подчинённые не думают, как сделать лучше – он подумает за них, ведь кто-то же должен. 

В обратную сторону этот механизм тоже работает. Если руководитель уже заражён гиперответственностью – он очень скоро сформирует у своих подчинённых выученную беспомощность, даже если до того они не были поражены ею. 


В какой-то момент руководитель уже не может тащить всё на себе, и срывается на подчинённых, которые искренне не понимают, чего он от них хочет. Или оказывается в больнице. А со временем и сам заражается выученной беспомощностью – раз он не может достаточно качественно пнуть подчинённых, чтоб они всё сделали, то зачем тогда вообще пытаться? Результаты работы к этому времени не нужны уже вообще никому. 


Что можно сделать?

Но всё же ситуация не так безнадёжна, как кажется на первый взгляд. Основное решение здесь контринтуитивно: руководителю нужно перестать пытаться что-то сделать с «этими баранами», и сделать что-то с собой. 


Для начала – внятно очертить зону своей ответственности, и перестать пытаться отвечать вообще за всё. Ориентироваться следует не столько на должностные инструкции, сколько на возможность хоть как-то повлиять на ситуацию. Где такой возможности нет – там и ответственности быть не может. 


При этом вмешательство в личные зоны подчинённых следует сразу же объявить табу. Руководитель не может:

- выполнять за подчинённого его работу;

- стоять весь день над душой у подчинённого, чтобы он не отвлекался;

- следить за тем, чтоб подчинённый не забыл, что ему нужно сделать то и это;

- заботиться о физическом состоянии подчинённого на локальном уровне: поел ли, сходил ли в туалет, не простудился ли;

- контролировать все действия подчинённого;

- выдавать внятные и исчерпывающие инструкции на каждый микрошаг.


Соблазн вмешаться всё равно останется, особенно в тех ситуациях, когда что-то идёт не так. Но чтобы методика сработала – что-то и правда должно пойти не так. Подчинённым следует увидеть результат своих действий, а не действий руководителя. Возможно, несколько раз. 


Важно также поощрять нужное поведение сотрудников. Проявил инициативу – получи премию. Решил проблему самостоятельно (естественно, если проблема в компетенции этого сотрудника) – получи премию. Ответственно отнёсся к заданию – получи премию. Что, это (премирование) вам не подходит? Тогда остается одно - работать с "баранами".



Просмотров: 457
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Что сделать для того, чтобы даже самые смелые желания казались исполнимыми
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Что такое выученная беспомощность, откуда она берётся и что можно с ней сделать
  • Всё, что Вам нужно - это полюбить себя.
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Всё, что ни делается – к лучшему!? Так ли это?
  • Готовимся к 8 марта. Или что нужно сделать, чтобы получить в подарок то, что хочешь
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Что необходимо сделать, чтобы каждый день получать удовлетворение от работы?
  • Что можно сделать уже сегодня, чтобы изменить свою жизнь к лучшему?
  • Что мне нужно сделать, чтоб в моей жизни было больше позитива?
  • Что нужно сделать, чтобы всегда быть «при деньгах». Проверено на себе!
  • «Мужчина мечты!!!» – почему он так и остаётся в мечтах и что сделать, чтобы его воплотить?
  • Как сделать так, чтобы клиент сам решил свою проблему?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • "Нет денег? Так пойди и найди!"-что сделать, чтобы эта фраза не звучала в вашей семье.
  • Что конкретно нужно сделать, чтобы полюбить себя?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Один раз - всё равно, что ни разу
  • В семье алкоголик/наркоман. Что я могу сделать? С чего начать всё менять?
  • Когда вам кажется, что всё идёт не так, вам не кажется!
  • Что будет если любовницу сделать второй женой?
  • Планирование недели: как сделать так, чтобы сделать
  • Что клиент не может сделать сам?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь