|
Выученная беспомощность на работеАвтор статьи: Осин Денис Кузьмич
Часть 3 Думаю, многие знают цитату из Ницше: «Всё, что не убивает меня, делает меня сильнее». В случае с выученной беспомощностью, она не работает. Всё, что вызывает выученную беспомощность, не убивает нас, но и сильнее мы не становимся. Это приводит к апатии и отсутствию самостоятельности. Более того, при развитии выученной беспомощности, пропадает не только мотивация на достижение, но и мотивация на избегание. Иначе говоря, человек не только не стремится улучшить существующее положение дел, но и не уходит от неприятных событий. Это хорошо видно в исследованиях выученной беспомощности, которые проводил Хирото (Hiroto) в 1974 году. Напомню суть исследования: Пригласили три группы людей. Третья группа отдыхает и присоединится на втором этапе, а первые две получают единую инструкцию: «Громкий неприятный звук можно отключить, нажав некую комбинацию клавиш». Разница была только в одном. Первая группа имела возможность отключить звук, а вторая такой возможности не имела. После серии попыток наступила вторая стадия эксперимента, к которой подключилась третья группа. Все группы получили одинаковую инструкцию: «Неприятный раздражающий звук можно отключить, дотронувшись до одного из предметов в комнате». Во второй стадии все группы имели возможность отключить звук. Первая и третья группы искали предмет и находили его, однако участники второй группы даже не пытались отключить звук. То есть люди, пережившие невозможность никак повлиять на свою жизнь, научились не предпринимать никаких шагов к изменению, даже если у них реально есть такая возможность. Исследования выученной беспомощности продолжил немецкий психолог Джулиус Куль (J.Kuhl). Для эксперимента Куль предложил студентам решать задачи. Особенностью данного эксперимента было то, что ни одна задача не имела решения, и всё сопровождалось негативными оценками экзаменаторов. И чем больше студенты пытались их решить, тем больше негативных оценок получали студенты. Во второй части эксперимента студентам дали простую задачу, имеющую решение, однако, студенты с ней не справлялись. В книге «Мотивация, конфликт и контроль действий» (Motivation, Konflikt und Handlungskontrolle), опубликованной в 1983 году, он пишет, что выученная беспомощность – это нарушение способности преодолевать существующие трудности, отказ от каких-либо действий, которые могут привести к разрешению ситуации, потому что в аналогичных ситуациях этому предшествовали неудачи. Выученная беспомощность - одна из форм нарушения волевого поведения. То есть поведения, ответственного за:
В первой и второй части я писал, что такое выученная беспомощность и как её могут формировать родители. На примере эксперимента, проведенного Кулем, вы можете увидеть, как может формироваться выученная беспомощность в условиях школы и ВУЗов. И сейчас мы подходим к тому, что человек со сформированной выученной беспомощностью устраивается на работу. Выученная беспомощность имеет общий характер и распространяется на различные сферы жизни. Это значит, что её проявления не зависят от ситуаций, в которых оказывается человек, скорее беспомощность начинает распространяться на всё большее количество ситуаций в жизни человека, если с ней не работать. Выученная беспомощность на работе Работа, как правило, предполагает необходимость понимать что и как ты будешь делать. А так же в какой срок необходимо выполнить свою задачу. Это относится к сфере постановки цели. После планирования приходит время для старта работы. И выполнения её на протяжении некоторого времени, которое необходимо, чтобы довести до конца. Но кроме этого, в любой работе есть сложности. Для их решения необходимо предпринимать усилия. Человек с выученной беспомощностью часто не может понять, чем он хочет заняться и что необходимо сделать для достижения результата. Вместо того, чтобы начать дело, от такого человека можно слышать фразы: «Не сейчас», «Я хотел бы, но…», «Как-нибудь потом», «Трудно начать». Мы часто можем это воспринимать как лень или отговорки. Однако, причиной является нечто иное – выученная беспомощность, которая мешает человеку даже думать о начале дела, не говоря уж о том, чтобы действительно начать. Аналогичная сложность с тем, чтобы продолжить дело и довести его до конца. Основной причиной прерывания начатого дела является отсутствие интереса: «что-то стало не интересно», «я передумал». И действительно, иногда дело может не быть интересным или человек принимает решение заняться чем-то иным. Но в случае с выученной беспомощностью это будет относиться ко всем делам, которыми занимается человек. Но самая частая причина прекращения работы и бросания дел на половине пути – это препятствия. Преодоление препятствий требует волевых усилий. Они нужны и для того, чтобы понять что именно мешает, и для того, чтобы выработать программу действий, помогающую преодолеть препятствие и для воплощения действий в жизнь. То есть преодоление препятствий – это само по себе отдельное новое дело, которому надо определить цель, начать делать и достигнуть результата. И тут круг замыкается, и человек с выученной беспомощностью отступает. Дополнительный «бонус» для человека с выученной беспомощностью – внутренние страдания. Он видит и понимает, что не начинает дела, бросает их на половине пути, не делает, казалось бы, простые шаги. Но когда он их пытается делать, то всё возвращается на свои места и дело снова и снов анне сдвигается с мертвой точки. Так что же с этим делать? Думаю, вы понимаете, что универсальных советов на все случаи жизни в природе просто не бывает. Так и эти советы – направление действия. Человеку с выученной беспомощностью необходимо учиться делать сложные простые дела:
Если вы замечаете выученную беспомощность у себя Если вы замечаете у себя многие из описанных признаков, то лучшее, что вы можете сделать – это обратиться к психотерапевту. Даже не смотря на то, что запрашивать помощь трудно. Не смотря на то, что каждый отдельный случай не выглядит страшно, а их череда не кажется такой, ведь каждый раз причины разные. Но для разъяснения ситуации, я всё же дам несколько советов-направлений действий. Для того чтобы улучшить ситуацию при выученной беспомощности, необходимо научиться замечать эти проявления. Это, например, может быть затяжной конфликт, который вы отказываетесь решать или сложный предмет, который вы никак не можете начать учить. При этом тип оправданий будет примерно следующим: «У меня в семье все такие», «а смысл начинать? Все равно не получится», «Есть люди поумнее тебя, но и у них не получилось». Слова могут быть разными, но общая тональность этих фраз сохраняется. После того, как вы научились их замечать, нужно начать им сопротивляться. Например, можно вспомнить случаи, когда вы брались за дела и завершали их до конца. Когда разрешали сложные ситуации. Найдите свои желания и потребности. Поймите чего именно вы хотите и не делаете. Начните это делать. Начните победы с простых дел. Так же как невозможно начать заниматься спортом с понедельника или с нового года, так и невозможно победить, взявшись сразу за сложное дело. Для того, чтобы пробежать марафон, люди учатся бегать, дышать, правильно ставить ноги, тренируются, тренируются и ещё раз тренируются. Так и вам надо начать с простых дел. Самых обычных. Приходить вовремя, делать домашние дела сразу как в них возникла необходимость, начать делать что-то регулярно (читать, гулять, бегать, делать зарядку, смотреть кино на иностранном языке и т.д.) Маленькие победы дают возможность переходить к большим. Основная сложность, с которой в таких ситуациях сталкиваются люди – каждое новое дело необходимо начать, преодолевать трудности и заканчивать. А так как с этим сложно, то есть тенденция бросать и новые дела, добавляя виток к имеющейся беспомощности. Именно поэтому я рекомендую проходить эти шаги с психотерапевтом. Если вы работаете с человеком с выученной беспомощностью Если такой человек – ваш руководитель, то я могу только посочувствовать. Так как человек сам для себя не может составить план и выполнить его, то необходимость планировать деятельность нескольких людей может его дезорганизовать очень серьезно. Так что готовьтесь сами планировать и делать работу, отдавая лавры руководителю. При этом вы можете ощущать неверие в результат от руководителя на протяжении всего выполнения работы. Если человек с выученной беспомощностью ваш коллега, то его планы и его дела могут сильно расходиться. Помогайте ему, обращая внимание на важные для работы моменты (сроки, планы, условия выполнения), поддерживайте мотивацию, объединяйтесь. Если вы руководитель человека с выученной беспомощностью, то самое важное, что вы должны знать – критика должна быть очень корректной и точечной, с большим объемом поддержки. Иначе ваш сотрудник просто перестанет что-либо делать и у вас снова будет повод критиковать. Лучший вариант – научить его действовать. Начните с простых поручений и дел, которые он сможет выполнять хорошо. После побед новое дело выполняется легче. В качестве завершения Выученная беспомощность носит системный общий характер. Иногда она затрагивает только одну сферу в жизни. Тогда мы можем услышать что-нибудь типа: «Мне чертовски невезет в…» или «У меня никогда не получается …» При этом в других сферах человек может быть вполне успешен. Однако беспомощность имеет свойство распространяться и на остальные сферы. Это сложный многослойный процесс, проявления которого можно замечать по внешний признакам, таким как систематическая прокрастинация, апатия, поиск оправданий с обобщениями, отказ от действия, постоянная скука или излишняя ненужная активность. С выученной беспомощностью тесно связаны явления инфантилизации и сепарации, а так же навыки саморегуляции. Одна из печальных новостей в том, что люди с выученной беспомощностью склонны передавать это состояние детям. А так как оно «выученное», то это с успехом у них получается. Часть 1, Часть 2 Ваш Денис Осин https://osin-denis.ru https://www.facebook.com/denn.osin Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|