|
Откуда растут ноги у выученной беспомощности или история о голубоглазом подросткеАвтор статьи: Князькина Лариса Федоровна
Я смотрю на этого яркого мальчишку, и вижу, насколько сложно ему дается каждый шаг, он борется. Победа, если отсидит 5 уроков, для него это громадные усилия. Но, нам же взрослым этого не понять, мы живем по своим нормативам и правилам: «Школа – это твоя работа» - твердят ему на каждом углу, «Ты обязан ходить в школу» и тому подобное. А что у него внутри? Вот здесь, начиная с этой истории, я хочу поговорить о выученной беспомощности. Этот феномен был впервые описан американскими психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером. Выученная беспомощность (learned helplessness) — это нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации. Представьте этого 16 летнего парня. В детстве, чтобы он не делал, мать так и не отказалась от выпивки, он выбрасывал бутылки, плакал. Он просил, чтобы она не уходила, а она уходила, надолго. А он ничего поправить не мог. У него не было никаких ресурсов что-то изменить, сделать так, чтобы мама его услышала. Он не мог контролировать ситуацию. Когда уходил отец из семьи – он ощущал сильную вину и всепоглощающую несостоятельность. Он задавался вопросами: «Я ничего не значу, я ничего не могу изменить, все, что я делаю – не имеет результата, оно бессмысленно?». Потом мальчик попал в приют, потом в один детский дом, потом в другой детский дом. И всегда за него все решали, он не был хозяином своей жизни, он ничего не контролировал - что надеть, что поесть, когда лечь спать, какой фильм посмотреть. Выученная беспомощность укоренилась. Мартин Селигман и Стивен Майер проводили эксперименты на собаках. Сначала собак ударяли маленькими разрядами тока, которых они не могли избежать, затем их помещали в большие клетки, где они могли уйти от разрядов – проявляя активность, но на удивление ученых, собаки не хотели учиться избегать ток, они пассивно лежали и, поскуливая, терпели удары. Собаки были убеждены, что их действия ничего не изменят. Они так долго ощущали, что от их действий ничего не зависит, что признали бессмысленность действий. Максим Горький отмечал: «Когда человеку лежать на одном боку неудобно, он переворачивается на другой, а когда ему жить неудобно — он только жалуется. А ты сделай усилие — перевернись». Это, к сожалению, не о людях, измученных «неподконтрольностью результатов» Выученная беспомощность — личностная беспомощность, имеющая постоянный и неизменчивый характер , она не зависит от ситуации – здесь я могу приложить усилия, а здесь не могу. Выученная беспомощность имеет общий характер. Чаще возникает у детей и подростков на фоне неправильного воспитания и трудных жизненных обстоятельств. А мальчишка подрос и нашел своего отца, написал ему много писем, без единого ответа. Позже получилось достать его номер телефона. Он ему звонил и долго разговаривал. У отца своя семья. «Я опять никому не нужен, отец уже три раза обещал приехать, но не приехал, я больше ему не буду звонить», - рассказывал голубоглазый подросток. Выученная беспомощность окончательно закрепилась. На сегодняшний день нет надежного психодиагностического метода выявления выученной беспомощности. Если мы замечаем, что ребенок: прогуливает и обманывает, испытывает страх перед школой, отказывается выполнять учебные задания «Я не смогу, не сумею», часто нарушает дисциплину, имеет сложности с сосредоточении, истощаемость, утомляемость Я как психолог стараюсь как можно чаще проводить индивидуальные мероприятия на разрядку отрицательных эмоций, связанных со школой, занятие на снятие напряжения в темной сенсорной комнате, включаю мальчика в работу группы для обучения навыкам самоконтроля и прогнозирования результатов своей деятельности, вместе с подростком составляем «план будущего и ведем «Книгу жизни». Но больше всего времени я уделяю на эмоциональную поддержку, теплые разговоры, демонстрацию принятия и уважения. Ведь парень с ярко голубыми глазами действительно необыкновенный, но так сложилась жизнь. И задача психолога – помочь нарастить или немного подкорректировать фундамент личности, чтобы после выхода из учреждения мальчишка не потерял себя. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|