Откуда растут ноги у выученной беспомощности или история о голубоглазом подростке

Откуда растут ноги у выученной беспомощности или история о голубоглазом подростке

Ему 16 лет. Он стоит  и смотрит на меня открытым и добрым взглядом. Он всегда рядом, когда нужна помощь, он не прочь поговорить и обсудить перестановку в моем кабинете, дать разумный совет и даже посочувствовать, когда видит мою усталость. Красивый кучерявый парень с голубыми глазами, который умеет искренне и тепло дружить.  Но он не верит  в будущее. Он отказывается ходить в школу, он не верит  в то, что у него что-то получится.  Очень часто мы обсуждаем вопросы смыла жизни, много говорим о его истории, истории болезненной и тяжелой. Парень с ранних лет в интернатом учреждении для детей сирот.

Я смотрю на этого яркого мальчишку, и вижу, насколько сложно ему дается каждый шаг, он борется.  Победа, если отсидит 5 уроков, для него это громадные усилия. Но, нам же взрослым этого не понять, мы живем по своим нормативам и правилам: «Школа – это твоя работа» - твердят ему на каждом углу, «Ты обязан ходить в школу» и тому подобное. А что у него внутри?

Вот здесь, начиная с этой истории, я хочу поговорить о выученной беспомощности. Этот феномен был впервые описан американскими психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером. Выученная беспомощность (learned helplessness) — это нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации.

Представьте этого 16 летнего парня. В детстве, чтобы он не делал, мать так и не отказалась от выпивки, он выбрасывал бутылки, плакал. Он просил, чтобы она не уходила, а она уходила, надолго. А он ничего поправить  не мог. У него не было никаких ресурсов что-то изменить, сделать так, чтобы мама его услышала. Он не мог контролировать ситуацию. Когда уходил отец из  семьи – он ощущал сильную вину и всепоглощающую несостоятельность. Он задавался вопросами: «Я ничего не значу,  я ничего не могу изменить, все, что я делаю – не имеет результата, оно бессмысленно?». Потом мальчик попал в приют, потом в один детский дом, потом в другой детский дом. И всегда за него все решали, он не был хозяином своей жизни, он ничего не контролировал - что надеть, что поесть, когда лечь спать, какой фильм посмотреть.  Выученная беспомощность укоренилась.

                Мартин Селигман и Стивен Майер проводили эксперименты на собаках. Сначала собак ударяли маленькими разрядами тока, которых они не могли избежать, затем их помещали в большие клетки, где они могли уйти от разрядов – проявляя активность, но на удивление ученых, собаки не хотели учиться избегать ток, они пассивно лежали и, поскуливая, терпели удары. Собаки были убеждены, что их действия ничего не изменят. Они так долго ощущали, что от их действий ничего не зависит, что признали бессмысленность действий.  

Максим Горький отмечал: «Когда человеку лежать на одном боку неудобно, он переворачивается на другой, а когда ему жить неудобно — он только жалуется. А ты сделай усилие — перевернись». Это, к сожалению, не о людях,  измученных «неподконтрольностью результатов»

Выученная беспомощность — личностная беспомощность, имеющая постоянный и неизменчивый характер , она не зависит от ситуации – здесь я могу приложить усилия, а здесь  не могу. Выученная беспомощность имеет общий  характер. Чаще возникает у детей и подростков на фоне неправильного воспитания и трудных жизненных обстоятельств.

А мальчишка подрос и нашел своего отца, написал ему много писем, без единого ответа. Позже получилось достать его номер телефона. Он ему звонил  и долго разговаривал. У отца своя семья. «Я опять никому не нужен, отец уже три раза обещал приехать, но не приехал, я больше ему не буду звонить», - рассказывал голубоглазый подросток. Выученная беспомощность окончательно закрепилась.

На сегодняшний день нет надежного психодиагностического метода выявления выученной беспомощности. Если мы замечаем, что ребенок: прогуливает  и обманывает, испытывает страх перед школой, отказывается выполнять учебные задания «Я не смогу, не сумею», часто нарушает дисциплину, имеет сложности с сосредоточении, истощаемость, утомляемость

Я как психолог стараюсь как можно чаще проводить индивидуальные мероприятия на разрядку отрицательных эмоций, связанных со школой, занятие на снятие напряжения в темной сенсорной комнате, включаю мальчика в работу группы для обучения навыкам самоконтроля и прогнозирования результатов своей деятельности, вместе с подростком составляем «план будущего  и ведем «Книгу жизни». Но больше всего времени я уделяю на эмоциональную поддержку, теплые разговоры, демонстрацию принятия и уважения.  Ведь парень с ярко голубыми глазами действительно необыкновенный, но так сложилась жизнь. И задача психолога – помочь нарастить или немного подкорректировать фундамент личности, чтобы после выхода из учреждения мальчишка не потерял себя.   



Просмотров: 518
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Выученная беспомощность: эксперименты Селигмана и Майера на собаках
  • Что такое выученная беспомощность, откуда она берётся и что можно с ней сделать
  • Выученная беспомощность как фактор сдерживания жизни.
  • Выученная беспомощность и ее формирование у детей: гендерный аспект
  • Выученная беспомощность и феномен сознательного оптимизма
  • Выученная беспомощность
  • Выученная беспомощность
  • Выученная беспомощность
  • Выученная беспомощность
  • Выученная беспомощность
  • Выученная беспомощность
  • Выученная беспомощность
  • Выученная беспомощность
  • Выученная беспомощность.
  • Выученная беспомощность
  • Выученная беспомощность
  • Выученная беспомощность.
  • Выученная беспомощность
  • Выученная беспомощность
  • Выученная беспомощность
  • Выученная беспомощность
  • Выученная беспомощность на работе
  • Выученная беспомощность на работе
  • Выученная беспомощность и охота на волков
  • Выученная беспомощность, как последствие травмы
  • Выученная беспомощность: дети и родители
  • Выученная беспомощность. Почему мы опускаем руки?
  • Выученная беспомощность или бойся своих желаний.
  • Выученная беспомощность и синдром лягушки в кипятке
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь