|
Выученная беспомощность как фактор сдерживания жизни.Автор статьи: Иконникова Евгения Викторовна
Около пятидесяти лет назад Мартин Селигман проводил эксперименты по формированию рефлекса страха у собак. Он опирался на схему условного рефлекса Павлова. У Павлова собаки получали мясо по звонку, у Селигмана удар током, он хотел проверить, можно ли сформировать рефлекс страха. Собак зафиксировали, в вольере, ограниченном достаточно высокой перегородкой. И эксперимент начался, при звонке, животные получали удар током, они не могли никуда оттуда деться. Селигман предположил, что, когда этих собак поместят в другой вольер, с низкими бортами, то услышав звонок, они смогут убежать, зная, что за звонком последует удар током. Ведь опыт учит нас менять поведение и избегать боли? Когда изменили вольер на другой, который не представлял собой препятствие — подавали звонок...и собаки оставались в вольере и жалобно скулили. Они даже не попытались это сделать. Когда к этим же собакам поместили другую, не участвовавшую в эксперименте, то при повторном звонке эта собака сбежала. Селигман определил, что когда нет возможности контролировать или влиять на неприятные ситуации и события, то может развиться чувство выученной беспомощности. В 1976 году этот ученый получил премию за это открытие. Естественно этот вывод проверяли множество раз и ученые убедились: - что если у человека есть систематические неудачи, - ситуации поражения, - если он испытывает потерю своего контроля над ситуацией, - вынужден долгое время подчиняться давлению, контролю. - находится в режиме постоянно изменяющихся правил и любое действие потенциально приводит к наказанию, то начинается спад энергии, инициативы, сложно проявить волевые чувства, пропадает желание что-либо делать. Человек становится апатичным и безвольным. Дальнейшее погружение в такой ситуации чревато депрессией. Помните сказку про Марью Искусницу? «Что вооооля, что невооооооля — все рааавно».
Я в своей практике довольно часто встречаюсь с подобным явлением. Это практически всегда есть в созависимых и зависимых семьях. Там где есть манипуляции и давление. Взрослые люди, которые уже понимают, что есть ограничения, которые влияют на их результаты, но не могут двигаться, даже если найдут способы, не могут быть успешными, в результате выученной беспомощности, которая тренировалась в течение всего детства. Авторитарный, абьюзивный руководитель, в течение нескольких месяцев легко влияет на уровень креативности и вдохновения у своего подчиненного. Казалось бы, приходит такой человек к психологу и понятно, что нужно делать? Искать другую работу, учится себя уважать, работай над своими навыками общения. Да, просто…, но невозможно, и даже ситуация может поменяться и можно поменять работу и мужа или жену. Все дело в том, что человек с выученной беспомощностью не верит в то, что выход есть. Он уже сдался и определился. Он устал. Как все таки с этим явлением можно справиться? Как не дать беспомощности заполнить всю личность и не уйти в депрессию? Есть несколько способов начать справляться с этим: 1. Осознать. Понять, насколько это вас ограничивает и есть ли сферы вашей жизни, где есть успешность и достижения. 2. Делать что-нибудь все равно. Нарушать ритуалы, делать что - то, что не запрещено, не регламентировано. Например, руководитель требует бессмысленной отчетности, строго по времени, и не проверяет отчеты, найти для себя возможность сделать раньше, при выполнении ставить себе свои задачи. Важно вернуть себе субъективный контроль над ситуацией. Так появляется выбор, и самостоятельная ответственность за результат. Есть достаточно известный случай, когда в доме престарелых на одном этаже полностью лишили возможности самим решать, чем заниматься, предоставляя занятия, уход, развлечения и на другом, возможность выбрать комнату, растение, цвет белья, занятие, то это повышало и качество и продолжительность жизни тем людям, у которых был какой то выбор. 3. Найти для себя те точки контроля, в которых вы можете принимать собственные решения. Очень важно это обязательно подчеркивать для себя и поддерживать за это особенным способом, хвалить, радовать. Как угодно. 4. Составить список своих достижений и побед, именно тех, которые человек сам для себя определяет как победы. И пополнять этот список новыми, ежедневно. Так формируется представление о себе как о человеке, способном чего то достигнуть. 5. Сделать себе список целей, они могут быть на каждый день и выполняя их, говорить себе, что я молодец. 6. Консультация психолога, профессиональное сопровождение в этом процессе может заметно ускорить ваше выздоровление.
У вас точно есть выбор!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|