Выученная беспомощность

Автор статьи: Анна Кумунжиева


В тему инфантилизма, прокрастинации, (со)зависимостей и похоже многого другого. 

Хочу рассказать о выученной беспомощности. Очень интересный и очень-очень распространенный феномен.

Впервые он был замечен случайно при проведении эксперимента по формированию условного рефлекса (1964). Собак поместили в закрытые клетки, включали высокий неприятный звук и чуть позже несильно били током. Предполагалось, что связав звук и удар, животные научатся убегать лишь услышав звук, не дожидаясь удара.
Логично, да?

Однако гипотеза не подтвердилась.
Когда клетки были открыты собаки не только не убегали услышав звук. Они не двигались с места, даже когда увеличили силу удара током. И предложенное лакомство тоже помогало далеко не всегда. Животные лежали, скулили и даже не пытались сделать то, на что способна любая собака.

Наблюдаемому феномену тогда не нашли объяснения, но этот эксперимент наблюдал выпускник университета Мартин Селигман. Именно он предположил, что собаки привыкли к неизбежности - научились беспомощности.

Позже уже специально организованные эксперименты повторяли и на собаках, и на разных других видах животных, а также на людях. Во всех случаях особи, не имевшие возможности избежать неприятных последствий теряли способность к поисковой активности и преодолению препятствий.
Все. Включая тараканов. )))

Такой эффект вызывали не сами по себе неприятные события, а именно опыт неконтролируемости этих событий.

Результаты экспериментов показали, что сформировать выученную беспомощность можно очень быстро. Даже если речь не идёт о причиняемой боли. А "всего лишь" о попытках решить нерешаемые задачи.

Итак, выученная беспомощность формируется если нельзя:
- предсказать ситуацию;
- избежать её;
- или приспособиться к ней.

Самое неприятное, что человек или животное получает опыт невозможности на что-то влиять в этом мире и видимо теряет:
- инициативу и мотивацию;
- иммунитет (!);
- веру в себя и окружающих.

Происходит даже потеря ранее сформированных навыков, вернее невозможность на них опираться. То, что мы часто называем "неуверенностью в себе". Навыки и знания есть, воспользоваться нельзя.


Итак, что же делать с выученной беспомощностью.

Задача всегда - набрать ход: сначала сдвинуться с места, а потом увеличивать скорость.

✔Первое: анализ и осознавание. Вот такой был опыт и такое сейчас состояние.

Очень важно признание неконтролируемости!
Не брать всё на себя. То что случилось, случилось не "потому что я неудачник". Оно случилось по множеству причин, не все из которых не зависят от меня.

В случае попыток решения нерешаемых задач, если участникам эксперимента потом о нём рассказывали признаков выученной беспомощности не было.

Когда обесценивание - это детский опыт для взрослого уже человека, помогает даже просто постоянное напоминание, что детство - уф! - закончилось. И теперь какие-то странные взрослые не властны над моей жизнью. )

Ситуация актуальная, длящаяся долго и в разных сферах, конечно, требует более тщательного анализа.

Разобрались. Куда дальше?

✔Начинаем движение.

Если опыт положительный большой, а эпизод неконтролируемости единичен и свеж тогда есть смысл начинать с целевой деятельности.

Знаете, как зайти в воду через полчаса после того как очень испугалась, что утонешь и вперёд - не оглядываясь.
Это "нырнуть" вообще хорошо бы использовать как принцип обращения с очевидными единичными эпизодами потери контроля.

В других же случаях, начинать нужно с малого. И вообще не с того!

Когда делать то, что нужно/хочется нет ресурса начинаем делать что-то, чём можем управлять. И что получается.

Нужен опыт достижения результата. Самобичевание на тему: "ах, почему я не делаю то что надо!" знакомо?
Не работает. )

Важно! Достижения не должны быть случайными.
Просто хвалить себя/другого почти бесполезно. И удачное стечение обстоятельств значимо не влияет на самоощущение.
Важны те опыты, в которые человек вложился, действительно что-то сделал.

Не вся бессмысленная деятельность бессмысленна. Помните игру Тетрис? Куда полезнее Эрудита. Как выяснилось. )) Популярные компьютерные игры - это та самая восстанавливающая активность.

Здесь важно набрать ресурс и двигаться дальше. Не залипнуть. Расширять сферу своего влияния.

✔Искать поддержку у других людей. И менять среду, если она останавливающая.

Да, это порой самое сложное, но преодолеть состояние беспомощности в глушащем окружении... это что-то про подвиги Геракла. ))

: Где эту социальную поддержку искать?

"Не знаю" и "Везде".
Вероятно её проще найти в проактивных группах, интересы которых совпадают с Вашими. Но то, что говорится не равно тому, что делается. Поэтому включать внутренний локатор: расту я рядом или зарываюсь поглубже? И решать не только через логику - через ощущения, через эмоции, через тело.
То же самое и про платную поддержку специалистов. Это хороший ресурс. Но локатор поначалу не отключаем. )

: Что можно сделать в той среде, которая росту не способствует?⠀

Если речь идёт, скажем, о сложной обстановке на работе и её пока не сменить. Помнить, что находитесь в зоне риска. И это не нормально.
Напоминать себе, что начальник идио... имеет ограниченные представления о методах управления персоналом. )
И найти смещённую активность! Свои тайные действия. Не важно будет ли у них смысл. Важно обеспечить себе возможность делать то, что выбираете делать именно Вы. Подойдут просто какие-то свои небольшие ритуалы, которые не помешают рабочему процессу. Свой стиль.

Ну и всё-таки продолжать искать другую работу. )

Та же история про жизнь с родителями или токсичным партнёром. Для начала найдите смещённую активность, свою управляемую территорию.

✔И не сдаваться.

Набирать ресурс и пробовать ещё раз. Не в ущерб своему здоровью, восстанавливаясь, увеличивая знания и круг поддержки.

Возможно это будет не первая-третья-пятая. Возможно это будет сто тридцать пятая попытка.
Но если не сдаваться и пробовать - меняя стратегии и продолжая искать поддержку - пазл складывается. Так показывает опыт.

Долгое пребывание в состоянии выученной беспомощности затягивает как болото и выбираться из него бывает, ох, не просто. Но оно того стоит.

И бонус не только в каких-то социальных достижениях, которые наиболее очевидны. Бонус - это ощущение внутреннего комфорта и согласия; и часто - улучшение физического здоровья.

Выученная беспомощность



Просмотров: 387
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Панические атаки. Почему начинаются и как выйти? ⠀
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Сказка про "Решить не делать что-то" и "Не решиться делать что-то"
  • Что делать, если у вашей женщины начала часто "болеть голова"
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • «Если долго мучиться, то что-нибудь получится» или синдром выученной беспомощности
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Что делать если всё плохо и нету того, что хочется?
  • "Хочу я отношений или все-таки не хочу? И если хочу, то что с этим делать?"
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Начало или продолжение пути... Или что делать, когда очень хочется что-то делать
  • Поговорим про "Это", или что такое здоровые сексуальные отношения? (18+)
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • " Я не брал!", или Что делать, если вы столкнулись с детским воровством.
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Болею и радуюсь". О вторичной выгоде. Индикатор того, что в жизни пора что-то менять.
  • "5 признаков того, что мужчина к вам неравнодушен. На что обратить внимание?"
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь