|
Выученная беспомощностьАвтор статьи: Хисматулина Анастасия Владимировна
Выученная беспомощность и гиперопека Есть такой анекдот: - Сема, домой! - Мама, я что, замерз? - Нет, ты хочешь кушать! И тут про что? тут про гиперопеку и про выученную беспомощность. Гиперопека- это стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при которых ребенка чрезмерно опекают и контролируют. При этом подавляется его самостоятельность и инициатива, замедляется развитие личности. Про гиперопеку много говорят, много озвучивают минусы такого стиля воспитания. Но в правде жизни, это один из ведущих стилей в современном обществе. Гиперопека выгодна трем сторонам: Родителям-она обрабатывает их личные страхи; Ребенку( в лучшем случае до поры)- не нужно брать ответственность на себя, все определено; Социуму-спрашивать с родителей проще, чем создавать гибкие , адекватные условия для развития подрастающего поколения. Феномен выученной беспомощности был открыт американскими психологами М.Селигманом и С.Майером в 1967 году. Он заключается в неадаптивном поведении человека. В нежелании решать проблемные ситуации , неумении ставить цели. Как формируется синдром выученной беспомощности? Основной причиной является отсутствие возможности контролировать ситуацию, отсутствие выбора. То есть, для того чтобы данный синдром сформировался ,нужны специальные условия. Условия воспитания, условия взаимодействия и т.п По сути -это поведение раба. Гиперопека-это про взрослых, Выученная беспомощность-это про детей Давайте посмотрим на современного школьника? Это ребенок под лупой школы и родителей. Он еще до дома не успел дойти , а родители в курсе о полученных оценках, о проступках. И у ребенка автоматически исчезает возможность выбора. Он не может решать говорить родителю о плохой оценке или не говорить, рассказывать про драку с одноклассником или не рассказывать. Все уже в курсе. Максимум ,что он может это оправдываться за содеянное. А значит самостоятельно "разруливать" эти ситуации тоже пропадает необходимость. Есть взрослые, которые решат или скажут как решать проблему. Ему не страшно забыть записать ДЗ с доски, есть где узнать. Родители проследят ,чтобы он должным образом подготовился к предстоящей контрольной, они же помнят о ней лучше, чем сам ребенок. Если повздорил с одноклассником, то проблему будут решать мамы в родительской группе в мессенджере. И подобных ситуаций много. И так год за годом, вместо того чтобы создавать сложности, искать к ним решения, поссориться,учиться договариваться , обидеть, попросить прощения, простить, обмануть , столкнуться с последствиями, сделать выводы .......,вместо того ..чтобы учиться решать проблемы( надо заметить, пока просто детские проблемы) ребенок прибывает в поставленных условиях без ситуации выбора. За него многое решено. Так безопаснее. Безопаснее здесь и сейчас. А что будет потом ? потом ссоры с женой: ты лежишь на диване, тебе ничего не интересно; недовольство мужа: ты сутками тупишь в телефон; оценка руководства:работники ленивы и безынициативны. Но это же будет потом. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|