|
(Что полезно сделать) Прежде, чем проблему решатьАвтор статьи: Макс Ильин
... "оформить", так скажем. Ниже - несколько неплохих и полезных предварительных, но уже терапевтичных шагов, которые многие делают интуитивно, многие - нет, ну а кто-то и сознательно. 1) "Разрешить" проблеме существовать. Что это включает в себя конкретно: - Признать, как минимум, то - что проблема есть, имеет место быть, является пусть субъективной, но реальностью. - Проблема не просто есть, но и достаточно серьёзно затрагивает личное благополучие, счастье и так далее. - Вместе с этим - необходимо понимать о том, что любая (в принципе) проблема - нормальна (статистически и в бытовом смысле тоже); т.е. дело в том, что несмотря на множество уникальных деталей - все проблемы уже случались и случаются со множеством людей. В том числе и тем более - психологические, эмоциональные; это нормальная и неотъемлемая, хоть и не особенно желательная, часть жизни, в таком мире живём. 2) "Взять" (осознать, точнее) полную личную ответственность за решение проблемы. Здесь попроще - всего лишь нужно понять и ощутить то, что проблема "твоя" не только в плане наличия, но и в отношении её решения. Тут, повторю этот важный принцип ещё раз - стоит очень внимательно разделять ответственность и вину; кто виноват в положении вещей, да и есть ли эти виноватые вообще - для создания решения неважно (для поиска и наказания виновных по закону, разве что). Однако, если говорить об относительно узкой категории эмоциональных проблем - то здесь всё проще; чьи чувства - того и ответственность. Это крайне важно - в твоих эмоциях никто не "виноват" (включая тебя же), как и ты - в чьих-либо чужих. Но, при этом - ответственность за их "бытие" твоя и только твоя; как и за любые действия на их "основе". 3) Увидеть в проблеме - вызов и потенциал для развития. Об этом рассказывал в недавнем подкасте - это хоть и "дешёвый" рефрейминг, но с конструктивными последствиями. Это - установка в отношении проблем, когда они рассматриваются как вызовы, то есть: - Возможные уроки (шансы обучиться) - Ресурс для роста и прогресса - Задачи для прокачки личности И так далее - как удобно и "синхронно", так и назовите эту концепцию. Ещё неплохо прикинуть - а что именно это за такой урок, какие именно способности и личностные ресурсы можно через решение этого вопроса прокачать. 4) Доказать, что проблема - именно проблема. Кроме шуток. В этом пункте имеется в виду - исследовать и описать для себя причины того, почему и как указанная ситуация, переживание или что там составляет проблему для тебя (или не только для тебя). Т.е., некоторый "стандарт" ориентировочный - можно исследовать: - Чем она, проблема, конкретно - на уровне повседневной жизни и деятельности - мешает? - Достижению каких важных целей она препятствует? - Какие значимые личные ценности она не даёт полноценно реализовать? - Насколько проблема "глобальна", или сколько аспектов жизни она "отравляет"? 5) Посмотреть, какая в проблеме может быть польза ("вторичная выгода"). Впрочем, её может и не быть - но, как говориться, "хуже не будет" :) Аналогично - можно ориентироваться на: - Если проблема хроническая - то что мешало преодолеть её раньше, и что её сохраняет до сих пор? - Какие выгоды и "бонусы" эта проблема даёт? Или может приносить, гипотетически (даже откровенно "больные" причины - стоит иметь в виду; как правило, именно эти "темы категории Х" и являются тем, что необходимо разрешить). - Насколько эта проблема "эффективна" в плане достижения такой выгоды? Почему так мало? * * * И хватит пока. Ну а затем уже - можно помещать проблему в рабочий контекст, структурировать, определять спефицичные цели и "векторы" и всё прочее по стандарту (т.е. перевести из проблем - в задачи, которые реально можно решать). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|