(Что полезно сделать) Прежде, чем проблему решать

Автор статьи: Макс Ильин

... "оформить", так скажем. Ниже - несколько неплохих и полезных предварительных, но уже терапевтичных шагов, которые многие делают интуитивно, многие - нет, ну а кто-то и сознательно.

1) "Разрешить" проблеме существовать.

Что это включает в себя конкретно:

- Признать, как минимум, то - что проблема есть, имеет место быть, является пусть субъективной, но реальностью.

- Проблема не просто есть, но и достаточно серьёзно затрагивает личное благополучие, счастье и так далее.

- Вместе с этим - необходимо понимать о том, что любая (в принципе) проблема - нормальна (статистически и в бытовом смысле тоже); т.е. дело в том, что несмотря на множество уникальных деталей - все проблемы уже случались и случаются со множеством людей. В том числе и тем более - психологические, эмоциональные; это нормальная и неотъемлемая, хоть и не особенно желательная, часть жизни, в таком мире живём.

2) "Взять" (осознать, точнее) полную личную ответственность за решение проблемы.

Здесь попроще - всего лишь нужно понять и ощутить то, что проблема "твоя" не только в плане наличия, но и в отношении её решения. Тут, повторю этот важный принцип ещё раз - стоит очень внимательно разделять ответственность и вину; кто виноват в положении вещей, да и есть ли эти виноватые вообще - для создания решения неважно (для поиска и наказания виновных по закону, разве что).

Однако, если говорить об относительно узкой категории эмоциональных проблем - то здесь всё проще; чьи чувства - того и ответственность. Это крайне важно - в твоих эмоциях никто не "виноват" (включая тебя же), как и ты - в чьих-либо чужих. Но, при этом - ответственность за их "бытие" твоя и только твоя; как и за любые действия на их "основе".

3) Увидеть в проблеме - вызов и потенциал для развития.

Об этом рассказывал в недавнем подкасте - это хоть и "дешёвый" рефрейминг, но с конструктивными последствиями. Это - установка в отношении проблем, когда они рассматриваются как вызовы, то есть:

- Возможные уроки (шансы обучиться)

- Ресурс для роста и прогресса

- Задачи для прокачки личности

И так далее - как удобно и "синхронно", так и назовите эту концепцию. Ещё неплохо прикинуть - а что именно это за такой урок, какие именно способности и личностные ресурсы можно через решение этого вопроса прокачать.

4) Доказать, что проблема - именно проблема.

Кроме шуток. В этом пункте имеется в виду - исследовать и описать для себя причины того, почему и как указанная ситуация, переживание или что там составляет проблему для тебя (или не только для тебя).

Т.е., некоторый "стандарт" ориентировочный - можно исследовать:

- Чем она, проблема, конкретно - на уровне повседневной жизни и деятельности - мешает?

- Достижению каких важных целей она препятствует?

- Какие значимые личные ценности она не даёт полноценно реализовать?

- Насколько проблема "глобальна", или сколько аспектов жизни она "отравляет"?

5) Посмотреть, какая в проблеме может быть польза ("вторичная выгода").

Впрочем, её может и не быть - но, как говориться, "хуже не будет" :) Аналогично - можно ориентироваться на:

- Если проблема хроническая - то что мешало преодолеть её раньше, и что её сохраняет до сих пор?

- Какие выгоды и "бонусы" эта проблема даёт? Или может приносить, гипотетически (даже откровенно "больные" причины - стоит иметь в виду; как правило, именно эти "темы категории Х" и являются тем, что необходимо разрешить).

- Насколько эта проблема "эффективна" в плане достижения такой выгоды? Почему так мало?

* * *

И хватит пока. Ну а затем уже - можно помещать проблему в рабочий контекст, структурировать, определять спефицичные цели и "векторы" и всё прочее по стандарту (т.е. перевести из проблем - в задачи, которые реально можно решать).



Просмотров: 454
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Я и так вижу в чем моя проблема - и что дальше?". Задачи психотерапии
  • Немного Общего о Психотерапии, "Новые" Корни Психических Проблем и "Личные Повестки"
  • "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ..." - "КТО ЗДЕСЬ?" Лингвистическая модель любви.
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Я буду любить тебя вечно!" или почему так трудно забыть "бывшего"?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Часть 2. "Ходячие гробики": почему вредно говорить детям "нельзя злиться"
  • Почему тянет к "недоступным" и встречаются "все какие-то не те"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь