Беспомощность способна даже убивать

Беспомощность способна даже убивать

Беспомощность способна даже убивать

Для более глубокого понимания феномена жертвы зачастую анализируется комплекс «выученной беспомощности».  Живое существо может стать беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение повлиять никак нельзя.

Выученная беспомощность - состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать отрицательных стимулов или получить положительные), хотя имеет такую возможность. Появляется, как правило, после нескольких неудачных попыток воздействовать на отрицательные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать её, даже когда появляется такая возможность. У людей, согласно ряду исследований, сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы.

В 1964 году Мартин Селигман участвовал в серии экспериментов над собаками в психологической лаборатории.

Эксперименты ставились по схеме классического обусловливания И. П. Павлова, часть их состояла в том, чтобы сформировать у собак условный рефлекс страха на звук высокого тона. В качестве негативного подкрепления использовался несильный, но чувствительный удар электрического тока, который собаки, сидя в клетках, испытывали после того, как слышали звук.

После нескольких стимуляций клетки открыли, чтобы проверить, начали ли собаки бояться звука. Экспериментаторы ожидали, что в силу сформированного рефлекса страха собаки будут убегать, заслышав высокий звук, чтобы избежать удара током. Однако, вопреки ожиданиям, собаки не убегали. Они ложились на пол и скулили, но не совершали никаких попыток убежать, хотя при открытых ящиках это было несложно. Результат никак не согласовался с господствующим в то время в психологии бихевиоризмом.

«Обучение беспомощности» происходит при наличии следующих факторов: 1. Индивид не имеет предшествующего опыта решения сложных задач. 2. У него не сформирован достаточный уровень потребности в поиске. Другими словами, человек считает, что с данной задачей справится любой равный ему человек, но не он сам. Чаще всего кто-то за него решал те или иные задачи, исправлял ошибки, поэтому человек не видит четкой взаимосвязи между своими действиями и их последствиями.

Психологи работали с людьми преклонного возраста в доме для престарелых. На двух разных этажах они дали старикам почти одинаковые инструкции, различающиеся лишь по степени ответственности за себя и свой образ жизни, по возможности принимать решения самостоятельно.

Жителям четвертого этажа было сказано следующее:

Вы сами должны решить, как будет выглядеть ваша комната, хотите ли вы оставить там все как есть или желаете, чтобы наши служащие помогли вам переставить мебель… Вы сами должны сообщить нам свои пожелания, рассказать, что именно вы бы хотели изменить в своей жизни. Если вы решите, что вы хотите завести растение, то можете выбрать то, которое вам понравится, из этого ящика. Эти растения ваши, вы должны содержать их и заботиться о них так, как считаете нужным. На следующей неделе два вечера, во вторник и в пятницу, мы будем демонстрировать фильм. Вам нужно решить, в какой именно день вы пойдете в кино и хотите ли вы вообще смотреть фильм.

Жителям второго этажа на первом собрании дали стандартную инструкцию:

Мы хотим, чтобы ваши комнаты выглядели как можно уютнее и постараемся все для этого сделать. Мы хотим, чтобы вы чувствовали себя здесь счастливыми, и считаем себя ответственными за то, чтобы вы могли гордиться нашим домом престарелых и быть здесь счастливы… Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы помочь вам… Я хотел бы воспользоваться возможностью и вручить каждому из вас подарок, теперь это ваши растения, они будут стоять у вас в комнате, медсестры будут поливать их и заботиться о них, вам самим ничего не нужно будет делать.

В итоге эксперимента было обнаружено, что в группе жителей 4-го этажа умерло меньше людей, чем в группе жителей с ограничением ответственности и отсутствием права выбора.

Возможность выбора и контроля ситуации могут спасать жизнь, потому что делают человека более мобильным, энергичным, собранным. А беспомощность, возможно, способна даже убивать.

Попав в сложную ситуации аварии или несчастного случая вряд ли человек с синдромом «выученной беспомощности» предпримет что-то для изменения ситуации.

Умейте жить!

 



Просмотров: 369
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Что делать, чтобы нас слышали и учитывали? И чтобы было взаимопонимание?
  • Чтобы чувствовать себя живым, чувства должны переходить в действия.
  • Чтобы заботиться о себе, нужно хорошо знать себя
  • Чтобы изменить жизнь, нужно не оставить ей выбора
  • Нужно ли ломать себя, чтобы получить новый опыт для изменений в жизни?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Хочу всего и побольше, и чтобы мне за это ничего не было.
  • Чтобы ваша жизнь не менялась, нужно просто ничего в ней не менять )
  • Хотите, чтобы ваши желания сбывались как по мановению волшебной палочки?
  • Что сделать для того, чтобы даже самые смелые желания казались исполнимыми
  • Жизнь с тираном: убивать себя, чтобы выжить.
  • Хочу, чтобы все было и ничего за это не было
  • Как сделать, чтобы нужный человек появился в жизни?
  • Для того чтобы видеть, нужно быть Здесь!
  • Чтобы стать обеспеченным человеком, нужно добавить всего лишь два новых действия
  • Как управлять собой так, чтобы даже ВРЕМЯ подчинялось
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Чтобы быть с другим, нужно все делать для него
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • Чтобы оставить маленького ребенка дома одного и не переживать, нужно сделать следующее…
  • Хотите, чтобы ваша пара процветала? Помните о возможности развода.
  • Простые действия для того, чтобы принимать себя и всё происходящее.
  • Есть проблема? Вот что нужно, чтобы ее решить
  • Ломать себя, чтобы самосохраниться или сохранить себя, чтобы не сломаться?
  • Кому-то нужно захотеть, чтобы что-то было
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь