Социально-психологическое сопровождение приемной семьи как условие профилактики ненормативных кризисов

Автор статьи: Светлана Полякова

 

Актуальность выбранной темы заключается в необходимости решения проблемы социального сиротства и совершенствования социальной защиты детей - круглых сирот. Сегодня она более успешно решается путём подготовки приёмного родительства (приёмных семей). Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами).

Установлено, что приемная семья мало чем отличается от любой другой семьи: в ней действуют те же законы и закономерности, которые характерны для кровно-родственных семейных систем. Тем не менее, приёмная семья должна пройти целый ряд характерных только для неё этапов адаптации приёмного ребёнка в ней, преодолеть множество трудностей, прежде чем у него, рождённого в другой семье, сформируется привязанность к новой. Появление чувства привязанности, безусловно, является показателем успешности приёмного родительства, однако оно не избавляет приёмную семью от тех проблем, которые непременно появятся в ней и обусловят ненормативные кризисы в её функционировании.

Проблемы, возникающие в замещающих семьях, рассматривали многие отечественные психологи: Ю.Е. Алешина, А.А. Нестерова, Л. Петрановская, Н.А. Рыбакова, Г. Семья, М.Н. Швецова, Е.В. Кузнецова, Л.Н. Большакова, И.Н. Турлевич, Т.А. Федорова, Н.А. Цветкова и др.

Важно отметить, что исследователи разделяют все кризисы в жизненном цикле семьи (и приёмной в т.ч.) на нормативные (они появляются закономерно, знаменуя собой переход к очередной стадии жизненного цикла семьи; их невозможно отменить, можно только ослабить) и ненормативные, которые возникают под влиянием целого ряда факторов - как объективных (потеря работы основным кормильцем семьи, тяжёлая болезнь члена семьи и др.) и субъективных, обусловленных личностными особенностями членов семьи, характером их межличностного общения и взаимодействия [1]. Такие ситуации приёмные семьи переживают более остро в силу целого ряда причин, в т. ч. по причине незнания личностных особенностей приёмного ребёнка, недооценки его прошлого опыта, неготовности к адекватной педагогической реакции на те нюансы поведения, которые он демонстрирует в новой семье. Иными словами, успеху приёмной семьи необходимо содействие профессиональных психологов [2; 3; 4; 5; 7].

Социально-психологическое сопровождение приемной семьи направлено на предотвращение ненормативных кризисов, помощь в преодолении трудностей в воспитании, обеспечение психологических условий, способствующих личностному развитию ребенка и его полноценной социализации, а также на профилактику возвратов детей в детские социальные учреждения. Стоит подчеркнуть, что социально-психологическое сопровождение - цикличный процесс, протекающий поэтапно: 1) разработка индивидуальных программ сопровождения; 2) реализация этих программ; 3) мониторинг программ; 4) анализ достигнутых результатов и снова планирование программ с учётом достигнутых результатов и возникших проблем.

Программа мониторинга содержит критерии и показатели развития ребёнка, которые определены в соответствии с возрастными стандартами социализации детей-сирот. С точки зрения специалистов детских домов, наиболее значимыми навыками социальной компетенции их воспитанников являются: а) навыки продуктивного общения; б) навыки самообслуживания; в) навыки ориентации в инфраструктурах; г) навыки психологической защиты, самоконтроля, рефлексии; д) навыки учебного труда, общая осведомленность; е) профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение; ж) осознание себя как будущего семьянина; з) правовое самосознание. Причём они с большим успехом формируются в семье.

Но прежде чем замещающая семья начнёт выполнять функцию социализации приёмного ребёнка с ориентацией на указанный выше перечень социальных компетенций, психологу нужно обучить приёмных родителей способам формирования привязанности ребёнка к новой семье. В этих целях им используются различные диагностические, коррекционно-развивающие, консультативные, профилактические и другие методы работы и с ребёнком, и его новой семьёй.

Обучение замещающих семей пониманию психологии ребёнка-сироты, а также простым приёмам установления позитивных эмоциональных связей с ним лучше проводить в Школе приёмных родителей (сегодня этот опыт широко распространён в Москве и др. городах). Кроме таких Школ, могут создаваться Клубы замещающих семей. Обе эти формы социальной помощи замещающим семьям дают возможность приёмным родителям обменяться опытом, повысить уверенность в своей родительской эффективности, сформулировать наиболее актуальную проблему воспитания ребёнка и своевременно обратиться за помощью. В рамках работы школ и клубов для замещающих семей психолог содействует разрешению не только их актуальных семейных проблем, но и осуществляет социально-превентивные меры.

В идеальном варианте приёмные родители сами обращаются в службу сопровождения, если сталкиваются с проблемами («плохое» поведение ребенка, страхи, энурез, эмоционально-психологическое отчуждение, трудности при формировании привязанности к семье, ссоры с кровными детьми и др.), не стыдятся своей некомпетентности, будучи уверенными, что их поймут и поддержат.

 

Библиографический список

  1. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов - СПб.: «Речь», 2008. - 160 с.
  2. Опыт внедрения модели сопровождения принимающих семей / Кознева И.В., Рыжакова С.В., Яремчук Т.И. /под ред. Н.А. Цветковой. - Псков: Псков: ООО «Логос», 2015. - 110 с.
  3. Петрановская Л. Дитя двух семей: Книга для приёмных родителей. – М.: Студио-Диалог, 2012. - 81 с.
  4. Права детей и профилактика насилия в замещающих семьях / Цветкова Н.А., Колесникова Н.Е., Турлевич И.Н., Федорова Т.А. / под ред. Н.А. Цветковой Серия «Проблемный обучающий семинар-практикум». - Псков: ПЮИ ФСИН России, 2011. – 140 с.
  5. Рыбакова Н.А. Социальная работа и социальное образование: условия сохранения и развития жизненных сил человека в динамике социобытия: Монография. - Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2000. - 184 с.
  6. Цветкова Н.А. Проблемное поле деятельности психолога в системе социального обслуживания //Учёные записки РГСУ. - 2008. - №4. - С.85-91.
  7. Швецова М.Н. Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи: монография. - М.: Прометей (МГПУ), 2013. – 188 с.


Просмотров: 424
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка раннего возраста и его семьи в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению
  • Психологические особенности родителей и семьи, которые воспитывают ребёнка с ДЦП
  • Психологическое сопровождение семьи аутичного ребенка
  • Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с общим недоразвитием речи
  • Семья одинокой матери. Проблемы матерей и детей из таких семей.
  • Программа психологического сопровождения замещающих семей "Мой трудный подросток"
  • Программа группы психологического сопровождения замещающих семей "Мой особый ребенок"
  • Нарушения полоролевой идентификации детей в семье как фактор дисгармонии будущей семьи
  • Задачи семьи и их решение. Стадии жизненного цикла семьи
  • Программа социально-психологической адаптации детей-сирот «Взрослеем вместе»
  • Случай сопровождения приёмной семьи с родственной опекой
  • Влияние семьи на поведение ребёнка
  • Особенности адаптации замещающей семьи как системы к новой семейной структуре
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • Процесс психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с РДА
  • Модель поведения семьи : последствия для детей
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • Психологические факторы эффективности замещающих семей
  • Проблемы семьи при разводе и сложности структуры семьи.
  • Что такое психологическое здоровье семьи?
  • Повторение жизненного сценария родительской семьи, в семье клиента. Работа с этим.
  • Образовательная программа «Азбука семьи», как способ профилактики жестокого обращения в семье.
  • Функции семьи и их воплощение в реальной жизни. Чем семья хороша?
  • Навыки функциональной семьи или "Я знаю, что ты чувствуешь!"
  • Любовь. Молодость. Проблемы молодой семьи, и кризисы семейных отношений. Часть 2.
  • Любовь. Молодость. Проблемы молодой семьи, первые кризисы семейных отношений. Часть 1.
  • особенности консультирования замещающих семей
  • Современная молодая семья. Взгляды молодежи на создание своей семьи.
  • Страхи детей в замещающих семьях
  • Кризисы семьи «Ненормативные»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь