|
Социально-психологическое сопровождение приемной семьи как условие профилактики ненормативных кризисовАвтор статьи: Светлана Полякова
Актуальность выбранной темы заключается в необходимости решения проблемы социального сиротства и совершенствования социальной защиты детей - круглых сирот. Сегодня она более успешно решается путём подготовки приёмного родительства (приёмных семей). Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами). Установлено, что приемная семья мало чем отличается от любой другой семьи: в ней действуют те же законы и закономерности, которые характерны для кровно-родственных семейных систем. Тем не менее, приёмная семья должна пройти целый ряд характерных только для неё этапов адаптации приёмного ребёнка в ней, преодолеть множество трудностей, прежде чем у него, рождённого в другой семье, сформируется привязанность к новой. Появление чувства привязанности, безусловно, является показателем успешности приёмного родительства, однако оно не избавляет приёмную семью от тех проблем, которые непременно появятся в ней и обусловят ненормативные кризисы в её функционировании. Проблемы, возникающие в замещающих семьях, рассматривали многие отечественные психологи: Ю.Е. Алешина, А.А. Нестерова, Л. Петрановская, Н.А. Рыбакова, Г. Семья, М.Н. Швецова, Е.В. Кузнецова, Л.Н. Большакова, И.Н. Турлевич, Т.А. Федорова, Н.А. Цветкова и др. Важно отметить, что исследователи разделяют все кризисы в жизненном цикле семьи (и приёмной в т.ч.) на нормативные (они появляются закономерно, знаменуя собой переход к очередной стадии жизненного цикла семьи; их невозможно отменить, можно только ослабить) и ненормативные, которые возникают под влиянием целого ряда факторов - как объективных (потеря работы основным кормильцем семьи, тяжёлая болезнь члена семьи и др.) и субъективных, обусловленных личностными особенностями членов семьи, характером их межличностного общения и взаимодействия [1]. Такие ситуации приёмные семьи переживают более остро в силу целого ряда причин, в т. ч. по причине незнания личностных особенностей приёмного ребёнка, недооценки его прошлого опыта, неготовности к адекватной педагогической реакции на те нюансы поведения, которые он демонстрирует в новой семье. Иными словами, успеху приёмной семьи необходимо содействие профессиональных психологов [2; 3; 4; 5; 7]. Социально-психологическое сопровождение приемной семьи направлено на предотвращение ненормативных кризисов, помощь в преодолении трудностей в воспитании, обеспечение психологических условий, способствующих личностному развитию ребенка и его полноценной социализации, а также на профилактику возвратов детей в детские социальные учреждения. Стоит подчеркнуть, что социально-психологическое сопровождение - цикличный процесс, протекающий поэтапно: 1) разработка индивидуальных программ сопровождения; 2) реализация этих программ; 3) мониторинг программ; 4) анализ достигнутых результатов и снова планирование программ с учётом достигнутых результатов и возникших проблем. Программа мониторинга содержит критерии и показатели развития ребёнка, которые определены в соответствии с возрастными стандартами социализации детей-сирот. С точки зрения специалистов детских домов, наиболее значимыми навыками социальной компетенции их воспитанников являются: а) навыки продуктивного общения; б) навыки самообслуживания; в) навыки ориентации в инфраструктурах; г) навыки психологической защиты, самоконтроля, рефлексии; д) навыки учебного труда, общая осведомленность; е) профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение; ж) осознание себя как будущего семьянина; з) правовое самосознание. Причём они с большим успехом формируются в семье. Но прежде чем замещающая семья начнёт выполнять функцию социализации приёмного ребёнка с ориентацией на указанный выше перечень социальных компетенций, психологу нужно обучить приёмных родителей способам формирования привязанности ребёнка к новой семье. В этих целях им используются различные диагностические, коррекционно-развивающие, консультативные, профилактические и другие методы работы и с ребёнком, и его новой семьёй. Обучение замещающих семей пониманию психологии ребёнка-сироты, а также простым приёмам установления позитивных эмоциональных связей с ним лучше проводить в Школе приёмных родителей (сегодня этот опыт широко распространён в Москве и др. городах). Кроме таких Школ, могут создаваться Клубы замещающих семей. Обе эти формы социальной помощи замещающим семьям дают возможность приёмным родителям обменяться опытом, повысить уверенность в своей родительской эффективности, сформулировать наиболее актуальную проблему воспитания ребёнка и своевременно обратиться за помощью. В рамках работы школ и клубов для замещающих семей психолог содействует разрешению не только их актуальных семейных проблем, но и осуществляет социально-превентивные меры. В идеальном варианте приёмные родители сами обращаются в службу сопровождения, если сталкиваются с проблемами («плохое» поведение ребенка, страхи, энурез, эмоционально-психологическое отчуждение, трудности при формировании привязанности к семье, ссоры с кровными детьми и др.), не стыдятся своей некомпетентности, будучи уверенными, что их поймут и поддержат.
Библиографический список
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|