Экстренное консультирование замещающих семей в кризисных ситуациях.

Бондарева М.Ю.

Экстренное консультирование замещающих семей в кризисных ситуациях.

«Важно услышать не то, что готов услышать консультант,

что соответствует его установкам и ожиданиям,

а то, что хочет сказать клиент»

   

    Кризис (от греч. – решение, поворотный пункт) характеризует состояние, порождаемое вставшей перед индивидом проблемой, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом, т.е. резкая смена привычной ситуации, условий, состояния в котором пребывал человек.

      Замещающая семья, столкнувшись с трудностями, пытается решить их самостоятельно, тщательно скрывая от окружающих, так как, к сожалению, наше общество не всегда готово понять семьи, решившие взять на воспитание приемного ребенка. Очень часто можно услышать отрицательные высказывания, которые отнюдь не способствуют решению проблемы, а только еще больше усугубляют ее. Погруженность в проблемы с ребенком не оставляет времени и сил на понимание нужд близких людей, что приводит к дисгармонии во взаимоотношениях. Этот острый период в жизни замещающей семьи психологи называют кризисом адаптации.

       При обращении к психологу родители часто открыто выражают недовольство ребенком в целом. Бесконечно перечисляют его негативные стороны, ссылаясь на «дурную наследственность». Из опыта своей работы с семьями в кризисных ситуациях можно классифицировать основные  запросы замещающих родителей:

-  ребенок не соответствует ожиданиям, раннее созданным представлениям, у родителей появляется неприязненное отношение к ребенку, эмоциональное отчуждение, невротические срывы.

- если от ребенка скрывали правду о его приеме в семью, то часто он  узнает  об этом от «доброжелателей». И как следствие потерянного доверия к родителям, трудности осознания этого факта - ребенок начинает демонстрировать девиантное, делинкветное поведение (побеги из дома, воровство, лживость, прогулы уроков)

- также, в результате семейной и социальной дезадаптации, у родителей и детей может развиться депрессивное состояние (аутизация, суицидальные попытки).

 - частой причиной обращений приемных родителей является и школьная  дезадаптация, когда ребенок дома, в семье хорошо адаптировался, но у него возникают сложности в школе: негативное отношение к учебной деятельности, неумение налаживать конструктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, прогулы уроков, постоянные жалобы учителей.

     Именно ощущение невозможности что-либо изменить приводит многих к повторному отказу от приемного ребенка и возврату к прежнему образу жизни. Попытки самостоятельно разрешить проблему не оправдываются и замещающая семья обращается к психологу, на пике кризиса.   И перед психологом стоит непростая задача – помочь семье разобраться в трудной для них ситуации.

          Замещающая семья, как правило, обращается за психологической помощью, находясь в состоянии аффективной загруженности. Прежде чем попасть на прием к психологу, приемные родители уже попробовали, и не один раз, самостоятельно решить свои проблемы, исчерпали все свои возможности. Потерпев неудачу, семья испытывает фрустрацию – состояние, когда на пути достижения значимой цели (решения проблемы), она встречает непреодолимое препятствие (сопротивление окружающих, недостаточность собственных психологических ресурсов). Переживание фрустрации сопряжено с ростом психологической напряженности, переживанием неудовлетворенности, разочарования, неудовольствия, обиды, печали и других негативных эмоций по отношению к себе, окружающим и приемному ребенку.  Это свое эмоциональное состояние клиент и предъявляет консультанту, часто в качестве психологической проблемы, требующей решения.

     Основная задача психолога на первых этапах консультирования -  оптимизировать эмоциональное состояние родителей, детей. Как правило, эмпатическое и партнерское отношение возвращает им уверенность в себе. Психологическое принятие приемной семьи стабилизирует их картину мира и самооценку, позволяя нормализовать взаимоотношения с самим собой, с другими членами семьи. Принятие, как личности клиента, так и его переживаний позволяет ему пережить коррективный эмоциональный опыт, нормализующий состояние.

       В качестве примера можно привести случай с приемной семьей, обратившейся первично в кризисной ситуации и затем   регулярно посещающая психолога. Приемные родители не чувствовали поддержки со стороны родственников, друзей, коллег по работе, которые с недоумением оценивали ситуацию приема 2-ух детей школьного возраста из детского дома. Своим отношением они провоцировали приемных родителей  на отвержение детей и  депрессивные переживания.  И столкнувшись с таким непониманием, семья  решила обратиться к психологу, чтобы разобраться в ситуации, почувствовать уважительное принимающее отношение к себе, утвердиться в новом для них семейном статусе. Психолог – являлся для них ресурсом, который они не дополучили в обществе.

      Следующий этап психологической консультации в кризисной ситуации, это - отреагирование. Приемным родителям всегда важно высказаться, не только для того, чтобы снизить уровень напряжения, выговориться, расслабиться, но и для того, чтобы почувствовать в ответной реакции консультанта принятие его переживаний. Важно уметь обеспечить катарсис, то есть освобождение от негативных переживаний путем их проговаривания, отреагирования. Проговаривание проблемы, снижая уровень эмоциональной напряженности, освобождает когнитивные, интеллектуальные ресурсы, и иногда, освободившись от парализующего гнета аффекта, клиент сам начинает лучше понимать свою проблему и возможные пути ее решения. Снижение аффективной загруженности, как правило, сопровождается активизацией познавательных ресурсов клиента. Приемные родители предъявляют массу претензий к ребенку, которые характеризуют его, как испорченного, непослушного, при этом неоднократно упоминают, что с их стороны было сделано все возможное, а ребенок делает как-будто нарочно, назло, не испытывает благодарности, за то, что они его взяли к себе.  На консультанта выливается мощный негативный поток информации, который копился долгое время, ведь никому больше они не могли об этом рассказать, боясь, что их только осудят, либо начнут читать нравоучения. Поэтому психолог должен четко понимать, что приемным родителям  обязательно нужно дать возможность выплеснуть негативные эмоции. Рекомендуется использовать технику безоценочного принятия клиента, эмпатию, показывая всем своим видом, что вы понимаете клиента и готовы ему помочь.

      Примером могут служить приемные родители, которые в течении двух встреч высказывали свое недовольство приемной дочерью и невозможно их было переключить на что-либо другое. Они припоминали все мелочи: как она на них посмотрела, что сказала, в тот момент, когда они ожидали, что она их послушается и сделает так как они этого хотят и т.д. Папа неоднократно приводил в пример ситуацию, как он специально для нее постряпал пирожки, пока мамы не было дома (что для него не свойственно), а она не стала их есть и убежала на улицу. Психолог позволил отреагировать родителям свои негативные эмоции и только после этого они были готовы к переходу на следующий этап психологической работы - прояснение проблемы, проговаривание подробностей и деталей. В ряде случаев приемные родители воспринимают свои психологические трудности в самом общем виде; иногда они видят проблему под определенным углом зрения и не замечают, что в другом ракурсе рассмотрения она принимает другой вид, выглядит иначе. Поэтому консультант должен уметь отзеркаливать проблематику клиента, подставлять ему своеобразное «зеркало», в котором по-новому, в более конструктивном аспекте отражаются все психологические нюансы актуальной ситуации. Понимание – первый шаг к изменению. В качестве примера может служить обращение приемной мамы, у которой не ладятся отношения с мужем. Она просит помочь нас сделать так, чтобы приемная дочь, перестала воровать из дома деньги, обманывать, огрызаться, потому что именно из-за этого у нее резко ухудшились отношения с мужем. Консультант стала выяснять мотивы принятия ребенка в семью, ожидания от совместного проживания, перспективы дальнейшего развития ребенка. Выяснилось, что инициатива, взять ребенка, исходила от женщины, таким образом, она предполагала, что вернет утраченное чувство близости с мужем, которое было, пока росли их кровные дети (феномен пустого гнезда). От приемного ребенка она ожидала, что девочка будет испытывать чувство благодарности и не оставит их, когда повзрослеет (что сделали кровные дети, переехав за границу)

     Поняв ошибочность своих взглядов, приемная мама осознала свою ситуацию, поняв бесперспективность своих требований, что позволило прорабатывать ее проблематику уже на другом, более конструктивном уровне.

     Когда проблема обозначена, сфокусирована и клиент осознает ее, переходим к следующему этапу - выдвижение и анализ вариантов решения. Пристрастность и субъективизм приемных родителей в отношении проблем с ребенком часто мешает им увидеть наиболее правильный выход из сложившейся ситуации. Помощь психолога заключается  в стимуляции логического мышления клиента. Консультант может, например, организовать своеобразный «мозговой штурм», побуждая приемных родителей к выдвижению любых приходящих им в голову идей, которые в дальнейшем подвергаются тщательному анализу в плане возможных последствий, положительных или отрицательных аспектов развития событий. Можно, в частности, попросить клиента на листе бумаги написать все возможные варианты и все возможные позитивные и негативные последствия того или иного решения. Позитивные и негативные последствия тщательно взвешиваются, подводится баланс, который помогает приемным родителям чисто логически вычислить наиболее верное решение сложившейся ситуации.

      Несмотря на то, что замещающие родители понимают все положительные и отрицательные стороны того или иного решения, им может быть трудно сделать свой выбор. Каждый психолог в своей работе сталкивается с важным вопросом о том, как помочь клиенту принять правильное для них решение? Прежде всего, в подобной ситуации рекомендуется оказать приемным родителям эмоциональную поддержку, подбодрить их, вселить уверенность в свои способности сделать правильный выбор. Консультант, ни при каких обстоятельствах не может делать выбор за клиента; клиент должен сделать его сам. Для этого можно использовать возможности воображения. Можно предложить клиенту представить развитие событий при разных вариантах решения. Часто важным вопросом, на который должен ответить консультант, является следующий: Почему клиент не хочет принимать решение? От необходимости решения какой проблемы избавляет его данная ситуация? (данный симптом) Какие скрытые потребности клиента удовлетворяет его проблема? Всегда важно помнить: если бы клиент хотел решить свою проблему, он бы её решил сам! Наша задача – как раз найти то, что его останавливает и что ему мешает осуществить свои планы, принять решение, Когда эти скрытые, неосознаваемые или заблокированные причины и потребности будут найдены и осознаны, тогда клиент сам начинает делать то, о чем первоначально просил у вас помощи. Найдя скрытую «условную выгоду» сложившейся ситуации, которая не позволяет клиенту принять решение, консультант может перейти на другой, более глубокий уровень анализа проблем. Пример: обратилась семья, с удочеренной девочкой, 8 лет. Запрос - фобическое расстройство, вплоть до неоднократных вызовов скорой помощи. У девочки необъяснимая тревога, по вечерам: учащается сердцебиение, задержки дыхания. Коррекционные занятия приносили только временный эффект, девочка все равно испытывала тревогу. И только через месяц мама призналась, что девочку удочерили в раннем возрасте и она очень боится, что об этом кто-нибудь ей скажет и поэтому эта ситуация ей была «условно выгодна», девочка боится незнакомых людей, отказывается ходить одна в школу. И только после признания мамы психологу удалось перейти на более глубокий уровень анализа проблемы.

     Замещающей семье недостаточно просто принять решение по разрешению их проблемы; это решение необходимо сделать реальным и конкретным, что практически всегда требует составления плана с учетом реальных конкретных условий той или иной ситуации. Задачей психолога в этом случае будет помощь и поддержка приемной семьи при разработке ими жизненной программы. Во многом эта процедура соответствует тактике психотерапевта в рамках когнитивной терапии депрессии, изложенной А.Беком. В качестве примера можно привести приемную семью, которой нужно было помочь снизить уровень завышенных требований к ребенку, усилить положительные качества ребенка. Это стало возможно за счет привлечения родственников, близких людей, социальных служб, которые оказывали поддержку замещающей семьи. Была выработана тактика жизни, организованной с участием близких, вытесняющих собой фиксацию только на негативных проявлениях ребенка. Постепенное увеличение трудности решаемой задачи сопровождалось подкреплением, вознаграждением и самовознаграждением.

     Важным этапом психологического консультирования являются контрольные встречи для профилактики рецидива. Психолог всегда должен помнить о том, что у замещающей семьи с возвращением к привычному стилю жизни, к привычным взаимоотношениям с окружающими возможны возвраты к прошлому с периодическим ухудшением состояния, обострением проблематики детско-родительских отношений. Поэтому семья нуждается во встречах с консультантом, который не только предоставляет ему психологическую поддержку, но и обеспечивает обратную связь в отношении предпринятых для урегулирования проблем действий. Психологические изменения членов замещающей семьи – результат длительных усилий, связанных с целенаправленными волевыми действиями, с постоянной работой над собой и над отношениями со значимыми людьми. Эти усилия не всегда приводят к успеху. Есть ситуации и проблемы, решить которые только лишь путем психологических преобразований невозможно, да и вопрос о том, может ли измениться данный конкретный человек (приемный родитель или ребенок), все же остается открытым. Если приемная семья обладает необходимыми психологическими резервами и ресурсами, в частности, интеллектуальными и волевыми, если хотя бы один член семьи сам внутренне готов к изменениям, «созрел» для них, то профессиональная помощь и поддержка консультанта может стимулировать изменения его личности и через него корректировать взаимоотношения в приемной семье..

     Помимо психологических консультаций, семье может быть рекомендован курс тренинговых занятий по коррекции детско-родительских отношений. Однако в том случае, если ресурсов недостаточно, если клиент внутренне не готов, а его жизненная ситуация слишком сложна и запутана, возможно, что изменения вследствие консультирования не будут значительными. Наконец, не все ситуации могут быть разрешены, не все отношения налажены: существуют такие взаимоотношения и такие жизненные обстоятельства, которые не могут продолжаться ни при каких обстоятельствах. Разумеется, отдавая себе отчет в ограниченных возможностях психологического воздействия, мы, тем не менее, продолжаем прикладывать все возможные усилия для оптимизации состояния и самочувствия семьи, и делаем это до тех пор, пока замещающая семья продолжает посещать консультанта.

 

 



Просмотров: 459
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Может ли помочь психолог в трудной ситуации.
  • Может ли человек сам решить все свои психологические проблемы?
  • «Общечеловеческие» проблемы, которые может решить гипноз
  • Психологические проблемы. Чем может помочь психолог?
  • Может ли появление ребенка решить проблемы супругов?
  • Каким образом работает психолог-консультант, и как он может помочь?
  • Женские сексуальные проблемы. Что может мешать получать удовольствие в сексе. Решение проблемы
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Кто такой психолог-консультант, как он работает и чем может помочь?
  • Как принять верное решение в ситуации выбора?
  • Использует ли психолог клиента для решения собственных проблем? О созависимости психолога.
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Сам себе психолог: Как помочь себе в трудной жизненной ситуации.
  • Сексуальные семейные проблемы. Забеременеть как можно быстрее. В чем может быть проблема?
  • Сколько встреч необходимо для работы с психологом, чтобы решить свои проблемы
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Кризисные ситуации в жизни школьников: причины и пути решения
  • Самопомощь себе и своим близким в ситуации проживания психотравмирующей ситуации
  • Может ли развод родителей привести к психологической травме детей?
  • Яйца молодых кур или как помочь самому себе изменить отношение к ситуации
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Вагинизм. Когда причины могут быть совсем необычными. Решение проблемы
  • Психосоматика. Решение проблемы запоров. Что за этим может стоять
  • Семья на грани развода: чем может помочь семейный психолог?
  • Как сделать так, чтобы клиент сам решил свою проблему?
  • В копилку психологу. Направляем клиента, выясняем факты, меняем восприятие ситуации!
  • Сила дыхания. (Как восстановить свое эмоциональное состояние в ситуации сильного стресса)
  • Семейные сексуальные проблемы. Простить всех и родить ребёнка. Решение проблем на этом пути
  • Для родителей, которые хотят взять ребенка в семью.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь