Формирование поведения и страданий, в зависимости от стиля воспитания. Глава 3. Морализаторы

Первая глава посвящалась родителям, для которых страшно, что дети попадут в какую-то неприятность: https://www.psyoffice.ru/article/111844/

Во второй главе мы говорим о родителях, которым очень хочется, чтобы дети выбились в люди и были лучше и успешнее: https://www.psyoffice.ru/article/111856/

Стиль воспитания «Повышенная моральная ответственность»

 Родители выдвигают ребёнку долженствования, которые подкрепляются чувствами вины, стыда и страха. Частое послание «Что о тебе скажут / подумают люди?!», «Ты вырастешь и будешь мне опорой», «ты должен сначала сделать…. (далее список, что надо сделать до прогулки, до похода в кино, до того, чтоб заслужить что-то).

Родителей понять можно. Каждому хочется, чтобы ребёнок умел расставлять приоритеты и выбирать что-то важное, и отбрасывать не важное. Важным считается работа на публику. Не важным – свои желания и их реализация.

Важно, чтобы дома была помытая посуда и вынесено мусорное ведро, чем прогулка ребёнка на улице и получение им витамина D от солнца и умение строить отношения со сверстниками. Ребёнок ДОЛЖЕН уметь успевать выполнить список порученных кем-то дел, а уж потом идти и что-то делать для себя.

При чём список дел постоянно нарастает. И если даже успел что-то выполнить, то всё равно не так качественно, как это сделает мама или папа. Помните Золушку, которая каким-то чудом и домашние дела успела сделать и замуж за принца выйти. Но, к сожалению, так не бывает. Общаясь с посудой и  мусором, мировоззрение становится размером с грязную тарелку, которую надо мыть. Иначе «что скажут люди?»

Со взрослыми более или менее понятно. А что понимает ребёнок из посланий родителей?

 

Ребёнок адаптивный

Ребёнок протестный

Следование за звездой «что подумает мама?», затем «что подумают родственники», затем «что скажут люди и что они подумают».

Попытка выполнить все «должен»

- отлично учиться, чтоб другие были довольны

- отлично выполнить поручения, чтоб другие ничего плохого не подумали.

Это ГЕРОЙ, которому всегда найдёт работу. Он живёт не своей жизнью, а интересами, делами и потребностями других людей.

Высокая степень осуждения других: «да, как же так можно?» - это про то, что другие позволяют себе то, чего ему не позволено.

«Мне стыдно за них!» - это слова подростка, живущего в атмосфере долженствования. И это не просто слова. Это реальное переживание, которое причиняет страдание.

Высокое чувство долга погонит человека хоть днём, хоть ночью, даже если болен, или занят другим делом.

Нарушение долженствования это не простое переживание. Это вина, стыд, мысли «со мной что-то не так», и всё это перерастает в самобичевание.

Неумение сказать «нет», приводит к тому, что гнев или злость на других блокирована, а оборачивается на себя.

Здесь появляются фразы: «я не имею права жить», «обо мне думают плохо».

У таких людей достаточно достижений, чтобы завидовать им. Но какой ценой? И его ли это достижения? Делает же не для себя, а на публику, которая обязана думать о нём только как о хорошем человеке.

Ожидает, что другие должны думать хорошо и быть довольными.

В одной из встреч с Владимиром Познером, актёр Евгений Миронов рассказал, как стыдил его отец: «Люди деньги заплатили, а ты так играешь!» и нельзя позволить себе играть иначе. Другие могут, а тебе не позволено, даже если ты болен. Вот и ковыряет свои старые психотравмы, чтобы найти силы играть (из программы «Познер» от  06.03.2013). Сколько таких же детей, ковыряющие стыд и вину, чтобы доделать для кого-то?

Ощущение своей неполноты компенсируется достижениями, чтобы доказать всем «я не плохой» и ориентир на общество.

А благодарность? Благодарности, порой, не бывает. Ты же должен, и если сделал, то, само собой разумеется.

Внутренний конфликт: неврастенический.

При перегрузке заболевание неврозом выражается в психосоматических болезнях, которые могут оправдать «не могу». Без оправдательного документа отказать, не выполнить долженствование – не возможно.

И причина должна быть очень веская.

 

Что происходит с человеком дополняет статья «Как понять связь невроза с внутриличностным конфликтом, на примере известной басни» https://www.psyoffice.ru/article/106187/

 

 Плюсы воспитания: тащит на себе всё, что погрузят, высокая ответственность, чувство долга. Спать не ляжет, пока не сделает.

Делает всё в точности до наоборот.

В семье фетиш «мы приличная семья и люди знают, что это так». Ага! Сейчас!

Ребёнок покажет, какая вы «приличная семья» чем угодно. Подросток девочка заявит «я лесбиянка» и соберёт лайки от выложенных фото, где она целуется с девочками. Пусть все видят!

Нарушаются все общепринятые нормы поведения. И кажется, что у ребёнка какая-то из форм психопатии. Так как что не говори, то как о стенку горохом. И поведение, и вызывающая одежда и не слушается.

Говорят «учись!» - не учится.

Говорят «не бери чужое!» - берёт всё подряд, даже крошки и пустые фантики  из карманов чужих курток в раздевалках.

То, что родители говорят, желая напугать ребёнка, воспринимается им как инструкция к действию.

В эту игру иногда подключаются и представители комнаты по делам несовершеннолетних: «если ты не будешь учиться, мы передадим тебя в органы опеки и тебя заберут в детский дом!» - говорят они. А ребёнок слушает и радостно «О! Круто! Детский дом! И чтобы туда попасть, всего-то надо не учиться!».

«Если будешь смотреть телевизор близко – наденешь очки» - говорят родители. А ребёнок слышит: «О! Круто! Чтоб одеть очки, надо просто смотреть близко телевизор!» И он выполнит эту «инструкцию», потому что таким образом проявляется его гнев на правила семьи.

Из таких детей вырастают профессионалы скрытой агрессии, тонкие ценители чужих ценностей и умение точно и больно их обесценивать.

Эпатажность, способность к осмеянию чего угодно.

Любые попытки быть оригинальным, отличающимся от остальных чем угодно.

Старается быть сексуально привлекательным. Если ещё не готов, то отлично строит глазки.

 

Богатая фантазия. Настолько красочная, что сам себе верит и другие верить начинают. На ходу соврёт и все верят. Но он не врёт! Он сам верит в то, что говорит, потому что граница между внутренним и внешним мирами практически отсутствует. И это не ложь, а озвученные фантазии.

 

При блокировании его проявлений кем-либо приводит к образованию  ритуалов, навязчивых повторений, заболевания обсессивно-компульсивным неврозом, энурез, энкапрез, ночных страхов.

 

Бывает переход из протестного в адаптивного. Был эпатажный, зажигал, тыкал на тело пирсинг и татуировки, красил волосы в зелёный цвет и брил голову гнёздами, и вдруг ушёл в монахи. А люди скажут: «за ум взялся, перебесился», а психологи найдут конверсионное расстройство.

 

Был адаптивный и вдруг взорвался и стал чудить, при чём в возрасте после 34-35 лет. Находит новую любовь, покупает коллекцию мотоциклов и носится на них по городам, бездумно набирает кредиты на свои «хочу».

Но его ли это «хочу»?

Здесь можно подумать о биполярном аффективном расстройстве, но это не так. Почувствуйте оттенок.

 

 

Плюсы воспитания: отличные представители жёлтой прессы, тусовок, отличные продажники, которые вам продадут в кредит любую фигню, стоимостью более 100 тысяч и вы даже не заметите, как это произошло. Отличные организаторы эпатажных мероприятий на большое количество человек.

Заражают своей энергией кого угодно. Всегда отличное настроение и способность уйти от ответственности.

 

 

 

В следующей главе поговорим о воспитании игнорированием https://www.psyoffice.ru/article/111917/

 

 Если к вам на консультацию пришёл такой клиент, то как мы будем понимать его невроз и чем помогать? Об этом мы говорим на вэбинаре, состоящий из двух занятий и одной супервизии: https://www.psyoffice.ru/training.php?id=46680



Просмотров: 513
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Почему люди не ходят к психологам? (Даже если очень прижмёт)
  • Если вы хотите чтобы вас принимали другие
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Что надо сделать родителям, чтобы гарантировать себе ненависть своих детей?
  • Что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться?
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться
  • Как давать себе новогодние обещания так, чтобы их выполнить
  • 3 привычки, которые вы должны развить в себе, чтобы всегда быть «при деньгах»
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Почему люди не обращаются за помощью к психологам, даже если есть острая потребность?
  • Хорошо относиться к себе мешают другие люди
  • Что сделать для того, чтобы даже самые смелые желания казались исполнимыми
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Если ребёнок потерялся? Это должен знать каждый! Рекомендации психолога
  • Что нужно сделать, чтобы всегда быть «при деньгах». Проверено на себе!
  • Можно выбраться из любой ловушки, даже если ты сам себе её обеспечил
  • Относитесь к себе так, как вы хотите, чтобы к вам относились другие
  • Деньги на консультациях. Совет №2. Как сделать так, чтобы люди приходили к вам на консультации?
  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?
  • Умение слушать, что говорят другие.
  • Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Если для женщины главное, чтобы рядом околачивался хоть какой-то мужчина
  • Чтобы что-то понять, иногда надо принять, что не все можно понять
  • Если сильно злишься. Как выражать агрессию, чтобы не вредить себе и другим
  • Что делать, если ребёнок врёт?
  • Хочу ли я, чтобы ребёнок меня слышал? Часть 2
  • Хочу ли я, чтобы ребёнок меня слышал? Часть1



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь