|
Роль сказки в профилактике агрессивного поведения младших школьниковАвтор статьи: Сахарова Ольга Анатольевна
Агрессивное поведение является самым распространенным способом реагирования на встречающиеся трудности, ограничения или запреты. Однако, агрессивное поведение ребенка не всегда является реакцией на фрустрирующие обстоятельства. К сожалению, мы все чаще встречаемся с тем, что агрессивное поведение – это обычная форма поведения ребенка. Это его нормальный способ общения с друзьями, одноклассниками, животными. Причиной здесь могут быть деструктивные взаимоотношения между членами семьи, постоянное агрессивное поведение родителей, которое является для детей образцом, проявление нелюбви к ребенку, оскорбление ребенка, унижение его человеческого достоинства, а также недостаточно уделяемое время ребенку и многое другое. Из опыта нашей практики – это и попустительское отношение тренера спортивной секции в проявлении излишней агрессивности ребенка, когда он «отрабатывает приемы» на тех, кто слабее. Другими словами, ребенок по каким-то причинам не усвоил нравственные нормы и ориентиры от значимых взрослых. И тогда задача школы, в лице Службы школьной медиации, состоит в том, чтобы научить ребенка конструктивному взаимодействию с другим, задать ему этот вектор, развивать эмпатию к сверстникам. Проявление детской агрессивности имеет несколько видов: - ребенок бьет или задирает окружающих; - ребенок портит или ломает вещи; - ребенок проявляет вербальную агрессию; - ребенок причиняет себе физическую боль (грызет пальцы или ногти до крови, выдергивает ресницы и проч.), находя в этом какое-то утешение. Опыт работы СШМ лицея позволил нам определить наиболее интересный и продуктивный, на наш взгляд, способ воспитания уважительного и бережного отношения к друг другу детей начальной школы через сказку, где основным средством психологического воздействия является метафора, как ресурс развития самосознания и личности в целом. Мир детства всегда окутан сказочным волшебством и чудесами. Сказка непрерывно включена во внутренний мир каждого ребёнка. А поскольку детский возраст характеризуется эмоционально-чувственным восприятием мира, посредством сказок ребенок легче усваивает методы построения отношений с ним и находит в нем своё место. Применение сказки в медиативных целях: - развивает эмоциональную сферу ребенка; - развивает способность к рефлексии; - развивает эмпатию через сострадание героям; - формирует позитивную Я-концепцию; - формирует коммуникативные способности как по отношению к сверстникам, так и ко взрослым людям. - сказка способствует формированию принятия ответственности за свой выбор и действия; формирует способность к самопринятию. Вместе с тем, важно сказать, что сказка несет в себе не только воспитательную функцию, она возвращает ребенка в состояние целостного восприятия мира, активизирует творческий потенциал, передает важные знания о человеческих взаимоотношениях. Через сказку детям прививаются представления о жизненных явлениях и социальных нормах, сказка формирует различные модели поведения героя. Технология применения сказки в воспитании уважительного и доброжелательного отношения к друг другу стоится следующим образом: в постановке участвуют дети восьмого и пятого классов. Старшие дети (8 класс) пишут сценарий на основе представленной сказки (в нашем случае была взята сказка "Львенок в школе"), распределяют роли; пятиклассники, получив роли, начинают репетировать под руководством старших детей, вместе они делают маски животных. Далее, в рамках «Дня дружбы» постановка показывается детям младшего звена. Таким образом, применение сказки является, на наш взгляд, наиболее продуктивной формой для совершенствования взаимоотношений младшего школьника с окружающим миром. И как результат - снижение агрессивности у детей, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений друг с другом. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|