Роль сказки в профилактике агрессивного поведения младших школьников

Агрессивное поведение является самым распространенным способом реагирования на встречающиеся трудности, ограничения или запреты. Однако, агрессивное поведение ребенка не всегда является реакцией на фрустрирующие обстоятельства. К сожалению, мы все чаще встречаемся с тем, что агрессивное поведение – это обычная форма поведения ребенка. Это его нормальный способ общения с друзьями, одноклассниками, животными. Причиной здесь могут быть деструктивные взаимоотношения между членами семьи, постоянное агрессивное поведение родителей, которое является для детей образцом, проявление нелюбви к ребенку, оскорбление ребенка, унижение его человеческого достоинства, а также недостаточно уделяемое время ребенку и многое другое. Из опыта нашей практики – это и попустительское отношение тренера спортивной секции в проявлении излишней агрессивности ребенка, когда он «отрабатывает приемы» на тех, кто слабее. Другими словами, ребенок по каким-то причинам не усвоил нравственные нормы и ориентиры от значимых взрослых. И тогда задача школы, в лице Службы школьной медиации, состоит в том, чтобы научить ребенка конструктивному взаимодействию с другим, задать ему этот вектор, развивать эмпатию к сверстникам.

Проявление детской агрессивности имеет несколько видов:

- ребенок бьет или задирает окружающих;

- ребенок портит или ломает вещи;

- ребенок проявляет вербальную агрессию;

- ребенок причиняет себе физическую боль (грызет пальцы или ногти до крови, выдергивает ресницы и проч.), находя в этом какое-то утешение.

Опыт работы СШМ лицея позволил нам определить наиболее интересный и продуктивный, на наш взгляд, способ воспитания уважительного и бережного отношения к друг другу детей начальной школы через сказку, где основным средством психологического воздействия является метафора, как ресурс развития самосознания и личности в целом.

Мир детства всегда окутан сказочным волшебством и чудесами. Сказка непрерывно включена во внутренний мир каждого ребёнка. А поскольку детский возраст характеризуется эмоционально-чувственным восприятием мира, посредством сказок ребенок легче усваивает методы построения отношений с ним и находит в нем своё место.

Применение сказки в медиативных целях:

- развивает эмоциональную сферу ребенка;

- развивает способность к рефлексии; 

- развивает эмпатию через сострадание героям; 

- формирует позитивную Я-концепцию; 

- формирует коммуникативные способности как по отношению к сверстникам, так и ко взрослым людям.

- сказка способствует формированию принятия ответственности за свой выбор и действия; формирует способность к самопринятию.

Вместе с тем, важно сказать, что сказка несет в себе не только воспитательную функцию, она возвращает ребенка в состояние целостного восприятия мира, активизирует творческий потенциал, передает важные знания о человеческих взаимоотношениях. Через сказку детям прививаются представления о жизненных явлениях и социальных нормах, сказка формирует различные модели поведения героя.

Технология применения сказки в воспитании уважительного и доброжелательного отношения к друг другу стоится следующим образом: в постановке участвуют дети восьмого и пятого классов. Старшие дети (8 класс) пишут сценарий на основе представленной сказки (в нашем случае была взята сказка "Львенок в школе"), распределяют роли; пятиклассники, получив роли, начинают репетировать под руководством старших детей, вместе они делают маски животных. Далее, в рамках «Дня дружбы» постановка показывается детям младшего звена.

Таким образом, применение сказки является, на наш взгляд, наиболее продуктивной формой для совершенствования взаимоотношений младшего школьника с окружающим миром. И как результат - снижение агрессивности у детей, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений друг с другом.



Просмотров: 522
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если ребенок проявляет агрессивное поведение?
  • У моего ребенка агрессивное поведение... Или нет? Как развеять сомнения.
  • Как агрессивное поведение ребенка влияет на родителей?
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о Дзене (Сказка о деньгах)
  • «Сказка — ложь, да в ней намек…» или Сказки для детей и взрослых
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о вере
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о маленьком Огоньке
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о Плодах-идеях
  • Агрессивное поведение ребенка Часть 2. Механизм агрессии.
  • Агрессивное поведение детей. Что делать родителям?
  • Как проявляется агрессивное поведение у детей дошкольного периода.
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Агрессивное поведение у детей?
  • Агрессивное поведение детей
  • Агрессивное поведение у детей и подростков
  • Агрессивное поведение детей-дошкольников
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Символика сказки или "Сказка как ресурс"
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Кто формирует наш сценарий жизни или "Не люблю я этих врачов!"
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Сказка про то, как аист ошибся адресом (сказка для усыновленного ребенка)
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Наш внутренний ребенок: кто это и как он влияет на наши отношения с реальными детьми.
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Поведение на детской площадке: как научить ребенка вести себя
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь