|
психологические особенности воспитанников коррекционных учрежденийАвтор статьи: Степанова Екатерина Николаевна
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ЖИТЬ И ВОСПИТЫВАТЬСЯ В СЕМЬЕ ВОСПИТАННИКОВ КОРРЕКЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
Е.Н. Степанова, Н.А. Степанов Государственное бюджетное учреждение «Центр содействия семейному воспитанию «Спутник», Институт социализации и образования РАО, г. Москва [email protected], [email protected]
Поведенческие особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на практике оказываются более сложными для коррекции, чем особенности детей с ограниченными возможностями здоровья ,и могут быть в определенной степени описаны с использованием различных исследовательских методов, включая эмпирический опыт и элементы case-study. Первая особенность. Следует говорить как минимум о двух группах детей, оказавшихся без попечения родителей: первая – это дети, имеющие опыт семейной жизни, вторая – дети с минимальным или отсутствующим опытом семьи. Ребенок-сирота, в медицинской карте которого не стоит диагноз «умственная отсталость» – это ребенок, попавший в сиротскую систему, как правило, в дошкольном, младшем школьном или подростковом возрасте, это не младенец, оставленный в родильном доме. Да, у него были и есть знакомые ему и любимые им родители. Он получил хотя бы минимальный опыт проживания в семье. У него есть семейное прошлое, но его кровные родители не смогли дать ему ощущение безопасности, любви, уверенности в завтрашнем дне. А чаще всего мы можем говорить о том, что они не смогли даже накормить его. Все это – регулярное неудовлетворение базовых, витальных потребностей любого человека (а тем более маленького человека) приводит к фрустрации. Семейное прошлое такого ребенка крайне важно для него, он требует поддержки его теплых чувств к этому холодному прошлому, он тщательно выискивает в своей памяти те приятные моменты, за которые можно цепляться и которыми можно хвалиться. И задача воспитателя, психолога, приемного родителя – помочь ему найти эти важные мгновения, чтобы он чувствовал, что его та «настоящая» жизнь не отвергается, что он принимается полностью, каким бы ни было его прошлое. Опыт проживания в кровной семье – это драгоценный опыт, мы не можем пренебречь им, это единственный ресурс для формирования доверия у ребенка. Понимание этого факта составляет основу работы и успеха психолога в работе с ребенком и является базовым залогом будущей успешной семьи. Вторая группа детей – без семейного опыта. Сегодня контингент коррекционных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 90% – это дети, оставленные в родильных домах, подкинутые в больницы и органы опеки и попечительства и просто оставленные без родительского присмотра в младенчестве; это дети, не имеющие представления о жизни в семье, не знающие о распределении семейный ролей матери, отца, сестры, брата, бабушки и дедушки, не понимающие, кто такие родители и чем семейная система может отличаться от отношений в другом обществе. Дети, не имеющие опыта проживания в семье, не могут выстроить образ семьи. Однако, несмотря на умственную отсталость и невозможность понять тонкость отношений, они могут адаптироваться к жизни в семье путем прочувствования. Вторая особенность заключается в постоянной смене значимого взрослого, что в раннем возрасте сказывается на ребенке: он может плохо понимать и транслировать эмоции. Сравнивая эти особенности с спецификой социальных сирот, имеющих негативный опыт проживания в семье, надо помнить, что формирующаяся у них эмоциональная депривация, психическое и физическое насилие, пережитое ими в родной семье влияет таким образом, что дети, принимают на веру все чувства, которые получают от родителя, в том числе, негативные. Попадая из такой семьи в учреждение, ребенок четко знает, кто такая мама, чем занимается папа, что можно и что нельзя, но это знание зачастую идет в разрез с общественным мнением, с принятым пониманием нормы. В данном случае перед специалистами учреждения, в котором находится ребенок, стоит задача скорректировать все сложившиеся образы ребенка, понимание окружающего мира, в процессе этой коррекции ребенок фактически ломает свою систему ценностей и принимает новую и пока непонятную для него систему. Кроме того, необходимо помнить, что в той прошлой системе ценностей участвовали не только негативные герои, но и любимые им родители и даже он сам. Таким образом, приводя ребенка к пониманию того, что его прошлая жизнь была неблагополучной и не одобряемой обществом, мы говорим ему, что общество не одобряло и его самого. Это фундаментальная и крайне сложная для психолога задача: поставить социальный фильтр не только для ребенка, но и для воспитателя. Третья особенность связана с тем, что воспитанник коррекционного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет представления о жизни в семье. Максимальное знание такого ребенка о семье – это опыт временного пребывания (в каникулярное время) в чужой семье. Постепенно осознавая возможность жизни в собственной семье, дети начинают задумываться о дальнейшей жизни, очень быстро у них появляется желание найти «свою» семью: кровную или замещающую. Работа в коррекционном учреждении для детей, оставшихся без попечения родителей, позволила четко зафиксировать, как быстро и откровенно дети готовы говорить о поиске семьи. «Я хочу позвонить своей маме и мне сказали, что я должен поговорить об этом с вами» – сказал нам 11-летний мальчик. – «Ты знаешь телефон твоей мамы?» – «Нет» – «Ты когда-нибудь видел свою маму?» – «Нет, но я хочу позвонить ей и узнать, почему она не приезжает, – а затем неуверенно добавил – Может, она просто не знает, где я?». Таким образом, выделим ряд эффектов, возникающих в ходе процесса вхождения приемного ребенка в семью. 1. Эффект дифференциального отбора прошлого опыта. Опыт проживания в кровной семье – не только драгоценный опыт и единственный ресурс для формирования доверия у ребенка и дальнейшей успешной семейной жизни, но и в случае регулярного неудовлетворения базовых потребностей, приводящий к фрустрации – главный фактор риска. Залог будущей успешной семьи и задача социального педагога – сформировать чувство у ребенка, что его та семейная жизнь не отвергается. 2. Эффект двустороннего личностного фильтра. Дети, имеющие семью, принимают на веру все чувства, которые получают от родителя, в том числе негативные. В ходе коррекции ломается система ценностей ребенка, формируется новая, не до конца ему понятная. Фундаментальная для психолога задача: отобрать адекватные «прошлые» ценности, сохранить личность ребенка, поставить социальный фильтр не только для ребенка, но и для социального педагога. 3. Кумулятивный эффект – в определенный момент дети с неизбежностью начинают формирование априорного образа виртуальной семьи вне зависимости от того, работает ли с ними психолог. Это процесс независимый. Поэтому задача психолога – уже на первом этапе работы с ребенком формировать адекватный образ семьи, который ложится на первичное понимание или прочувствование ребенка и в дальнейшем развивается и совершенствуется. Важно, чтобы существовала связь элементов процесса формирования образа, внутренняя целостность образа семьи. Полагаем, что использование указанных особенностей и эффектов могут быть вполне эффективными в практике работы психолога с детьми при подготовке их к жизни в приемной семье.
Литература: 1. Gindis B. Post-Orphanage behavior in internationally adopted children/ Center for cognitive-developmental assessment and remediation, New York 2012. 2. Nancy K. Young Substance Abuse, Child Welfare and the Courts: How do We Meet the Challenge? [сайт].URL: http://www.cffutures.org/ 3. Адамс П. Фостерные семьи для родителей вместе с детьми: опыт Великобритании, 2014 [сайт]. URL: http//www.psyjournals.ru 4. Козловская Г.В., Марголина И.А., Проселкова М.О. Жестокое обращение с детьми раннего возраста и формирование психического дизонтогенеза // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – М., 2001, №1, С. 52-55. 5. Красницкая Г., Пронина С. Социальное сиротство: причины и профилактика //ОБЖ.- 2002.- №11. – с. 57-58. 6. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте, АВИЦЕНУМ, Прага, 1984. 7. Петрановская Л. Минус один? Плюс один! Приемный ребенок в семье. Питер, 2015. 8. Семья Г.В. Основы психологической защищенности детей-сирот при международном и национальном усыновлении.- М. Из-во: УРАО, 2004, С.18-19. 9. Семья Г.В., Шульга Т.И., Егорова А.В. Подготовка воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к семейной жизни (к передаче в замещающую семью) в условиях деинституционализации. Информационно-аналитический бюллетень по итогам проведения всероссийских семинаров для специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования. – М.: АНО ЦРСП, ООО «Вариант», 2009.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|