психологические особенности воспитанников коррекционных учреждений

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ЖИТЬ И ВОСПИТЫВАТЬСЯ В СЕМЬЕ ВОСПИТАННИКОВ КОРРЕКЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

 

Е.Н. Степанова, Н.А. Степанов

Государственное бюджетное учреждение «Центр содействия семейному воспитанию «Спутник»,

Институт социализации и образования РАО, г. Москва

[email protected], [email protected]

 

 Поведенческие особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на практике оказываются более сложными для коррекции, чем особенности детей с ограниченными возможностями здоровья ,и могут быть в определенной степени описаны с использованием различных исследовательских методов, включая эмпирический опыт и элементы case-study. Первая особенность. Следует говорить как минимум о двух группах детей, оказавшихся без попечения родителей: первая – это дети, имеющие опыт семейной жизни, вторая – дети с минимальным или отсутствующим опытом семьи.

Ребенок-сирота, в медицинской карте которого не стоит диагноз «умственная отсталость» – это ребенок, попавший в сиротскую систему, как правило, в дошкольном, младшем школьном или подростковом возрасте, это не младенец, оставленный в родильном доме. Да, у него были и есть знакомые ему и любимые им родители. Он получил хотя бы минимальный опыт проживания в семье. У него есть семейное прошлое, но его кровные родители не смогли дать ему ощущение безопасности, любви, уверенности в завтрашнем дне. А чаще всего мы можем говорить о том, что они не смогли даже накормить его. Все это – регулярное неудовлетворение базовых, витальных потребностей любого человека (а тем более маленького человека) приводит к фрустрации. Семейное прошлое такого ребенка крайне важно для него, он требует поддержки его теплых чувств к этому холодному прошлому, он тщательно выискивает в своей памяти те приятные моменты, за которые можно цепляться и которыми можно хвалиться. И задача воспитателя, психолога, приемного родителя – помочь ему найти эти важные мгновения, чтобы он чувствовал, что его та «настоящая» жизнь не отвергается, что он принимается полностью, каким бы ни было его прошлое.

Опыт проживания в кровной семье – это драгоценный опыт, мы не можем пренебречь им, это единственный ресурс для формирования доверия у ребенка. Понимание этого факта составляет основу работы и успеха психолога в работе с ребенком и является базовым залогом будущей успешной семьи.

Вторая группа детей – без семейного опыта. Сегодня контингент коррекционных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 90% – это дети, оставленные в родильных домах, подкинутые в больницы и органы опеки и попечительства и просто оставленные без родительского присмотра в младенчестве; это дети, не имеющие представления о жизни в семье, не знающие о распределении семейный ролей матери, отца, сестры, брата, бабушки и дедушки, не понимающие, кто такие родители и чем семейная система может отличаться от отношений в другом обществе. Дети, не имеющие опыта проживания в семье, не могут выстроить образ семьи. Однако, несмотря на умственную отсталость и невозможность понять тонкость отношений, они могут адаптироваться к жизни в семье путем прочувствования.

Вторая особенность заключается в постоянной смене значимого взрослого, что в раннем возрасте сказывается на ребенке: он может плохо понимать и транслировать эмоции. Сравнивая эти особенности с спецификой социальных сирот, имеющих негативный опыт проживания в семье, надо помнить, что формирующаяся у них эмоциональная депривация, психическое и физическое насилие, пережитое ими в родной семье влияет таким образом, что дети, принимают на веру все чувства, которые получают от родителя, в том числе, негативные. Попадая из такой семьи в учреждение, ребенок четко знает, кто такая мама, чем занимается папа, что можно и что нельзя, но это знание зачастую идет в разрез с общественным мнением, с принятым пониманием нормы. В данном случае перед специалистами учреждения, в котором находится ребенок, стоит задача скорректировать все сложившиеся образы ребенка, понимание окружающего мира, в процессе этой коррекции ребенок фактически ломает свою систему ценностей и принимает новую и пока непонятную для него систему. Кроме того, необходимо помнить, что в той прошлой системе ценностей участвовали не только негативные герои, но и любимые им родители и даже он сам. Таким образом, приводя ребенка к пониманию того, что его прошлая жизнь была неблагополучной и не одобряемой обществом, мы говорим ему, что общество не одобряло и его самого. Это фундаментальная и крайне сложная для психолога задача: поставить социальный фильтр не только для ребенка, но и для воспитателя.

Третья особенность связана с тем, что воспитанник коррекционного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет представления о жизни в семье. Максимальное знание такого ребенка о семье – это опыт временного пребывания (в каникулярное время) в чужой семье. Постепенно осознавая возможность жизни в собственной семье, дети начинают задумываться о дальнейшей жизни, очень быстро у них появляется желание найти «свою» семью: кровную или замещающую. Работа в коррекционном учреждении для детей, оставшихся без попечения родителей, позволила четко зафиксировать, как быстро и откровенно дети готовы говорить о поиске семьи. «Я хочу позвонить своей маме и мне сказали, что я должен поговорить об этом с вами» – сказал нам 11-летний мальчик. – «Ты знаешь телефон твоей мамы?» – «Нет» – «Ты когда-нибудь видел свою маму?» – «Нет, но я хочу позвонить ей и узнать, почему она не приезжает, – а затем неуверенно добавил – Может, она просто не знает, где я?».

Таким образом, выделим ряд эффектов, возникающих в ходе процесса вхождения приемного ребенка в семью.

1. Эффект дифференциального отбора прошлого опыта. Опыт проживания в кровной семье – не только драгоценный опыт и единственный ресурс для формирования доверия у ребенка и дальнейшей успешной семейной жизни, но и в случае регулярного неудовлетворения базовых потребностей, приводящий к фрустрации – главный фактор риска. Залог будущей успешной семьи и задача социального педагога – сформировать чувство у ребенка, что его та семейная жизнь не отвергается.

2. Эффект двустороннего личностного фильтра. Дети, имеющие семью, принимают на веру все чувства, которые получают от родителя, в том числе негативные. В ходе коррекции ломается система ценностей ребенка, формируется новая, не до конца ему понятная. Фундаментальная для психолога задача: отобрать адекватные «прошлые» ценности, сохранить личность ребенка, поставить социальный фильтр не только для ребенка, но и для социального педагога.

3. Кумулятивный эффект – в определенный момент дети с неизбежностью начинают формирование априорного образа виртуальной семьи вне зависимости от того, работает ли с ними психолог. Это процесс независимый. Поэтому задача психолога – уже на первом этапе работы с ребенком формировать адекватный образ семьи, который ложится на первичное понимание или прочувствование ребенка и в дальнейшем развивается и совершенствуется. Важно, чтобы существовала связь элементов процесса формирования образа, внутренняя целостность образа семьи. Полагаем, что использование указанных особенностей и эффектов могут быть вполне эффективными в практике работы психолога с детьми при подготовке их к жизни в приемной семье.

 

 

Литература:

1. Gindis B. Post-Orphanage behavior in internationally adopted children/ Center for cognitive-developmental assessment and remediation, New York 2012.

2. Nancy K. Young Substance Abuse, Child Welfare and the Courts: How do We Meet the Challenge? [сайт].URL: http://www.cffutures.org/

3. Адамс П. Фостерные семьи для родителей вместе с детьми: опыт Великобритании, 2014 [сайт]. URL: http//www.psyjournals.ru

4. Козловская Г.В., Марголина И.А., Проселкова М.О. Жестокое обращение с детьми раннего возраста и формирование психического дизонтогенеза // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – М., 2001, №1, С. 52-55.

5. Красницкая Г., Пронина С. Социальное сиротство: причины и профилактика //ОБЖ.- 2002.- №11. – с. 57-58.

6. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте, АВИЦЕНУМ, Прага, 1984.

7. Петрановская Л. Минус один? Плюс один! Приемный ребенок в семье. Питер, 2015.

8. Семья Г.В. Основы психологической защищенности детей-сирот при международном и национальном усыновлении.- М. Из-во: УРАО, 2004, С.18-19.

9. Семья Г.В., Шульга Т.И., Егорова А.В. Подготовка воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к семейной жизни (к передаче в замещающую семью) в условиях деинституционализации. Информационно-аналитический бюллетень по итогам проведения всероссийских семинаров для специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования. – М.: АНО ЦРСП, ООО «Вариант», 2009.

 

 



Просмотров: 328
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Консультация для родителей. Поощрение и наказание детей в семье.
  • Авторская техника «Компромисс в семье» совместно для родителей и детей (Мкарты «Хабитат»)
  • Нарушения полоролевой идентификации детей в семье как фактор дисгармонии будущей семьи
  • Представления об идеальной семье у детей-сирот
  • Что такое группа поддержки для родителей, имеющих маленьких детей?
  • Что такое группа поддержки для родителей, имеющих маленьких детей?
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Открытые конфликты в семье полезны для психологического здоровья детей
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • Значимость доверительных отношений в семье для защиты детей от пагубного влияния компьютерных игр
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • В семье гиперактивный ребенок ( памятка для родителей).
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Самый главный - Я или что происходит в семье, где ребенок смысл жизни.
  • Профнавигатор для детей 9-14 лет. Кружки и секции для ребенка. Представляем реальный профиль
  • Memento Mori. Предсмертный опыт без риска для жизни
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Женские и мужские роли в отношениях и семье. Что это такое в реальной жизни?
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Принципы здоровой жизни для родителей и детей
  • Как работается педагогу-психологу в учреждении для детей сирот
  • Для родителей, которые хотят взять ребенка в семью.
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • "Взрослые дети алкоголиков" для детей непьющих родителей
  • Как проблему в поведении ребенка превратить в навык? Или ОРКТ для детей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь