Особенности приёмных детей, создающие сложности в семье

     Основываясь на своей практике, могу сказать, что большей частью приёмные родители – это те, кто в своё время воспитывался в семье. Не сталкиваясь на прямую с детьми, воспитывающимися в детском доме, им сложно представить, что сама система государственного воспитания и события из жизни детей, которые привели их туда, накладывают свой отпечаток на развитие личности ребёнка, привносит особенности в отношениях с окружающими. Когда же ребёнок оказывается в приёмной семье, именно непонимание этих особенностей может стать причиной конфликтов, создавать дополнительные сложности во взаимопонимании и выстраивании доверительных отношений внутри семьи.

     Т.о. знание особенностей приёмных детей позволит избежать этих неприятных ситуаций, а если же они все-таки возникнут, то поможет понять причины поведения ребёнка и найти верное решение.

    Здесь я расскажу о нескольких таких особенностях: 

Первая из них касается того, что ребёнок  уже успел за свою жизнь столкнуться с потерей самого близкого человека – матери или лица его заменяющего. Иногда потерь может быть несколько, в том числе, потерей может стать увольнение любимого воспитателя в детском доме. В результате формируются так называемые - нарушения привязанностей. Тема достаточно сложная, формат этой статьи не позволяет её раскрыть. Для тех, кого заинтересует данная тема рекомендую книги Джона Боулби («Привязанность», «Создание и разрушение эмоциональных связей» и прочее), создателя теории привязанности или её адаптированные описания – их достаточно легко найти в интернете. Здесь же я только опишу то, как нарушения привязанностей могут проявиться в поведении ребёнка.

      Например, парадоксом  (для обычных людей) становится уход ребёнка от контакта с новыми людьми, когда по идее он должен желать его и всячески это демонстрировать – впервые увидев, бежать со словами – « Мама, папа, я знаю, вы за мной пришли». Хотя поведение вполне объяснимо – оно защищает ребёнка от новых  (ожидаемых) разочарований, новых разрывов. Но при этом потребность быть в контакте у ребёнка (да и не только ребёнка, но и взрослого) сохраняется. Вот только для того, чтобы  пробиться к её прямому проявлению, удовлетворению у ребёнка с нарушенными привязанностями приёмному родителю может понадобиться время и терпение. Следует отметить, что это только один из примеров проявления нарушения привязанностей. Её форму у конкретного ребёнка определяют  врождённые и приобретённые особенности психики (типичные реакции на стрессовые ситуации) и  личный опыт. Поэтому для будущих приёмных родителей становится важным -  внимательно изучить личное дело ребёнка, поговорить с воспитателями, узнать как можно больше о его прежней жизни, эти его типичные реакции, кем были эти близкие для него люди, сколько их было, и что это были за отношения. Все это позднее позволит лучше понять ребёнка, его поведение.

     Второй особенностью, о которой я хочу здесь рассказать – это отсутствие в детском доме личного пространства. Эта особенность самого государственного учреждения становится основой  наиболее частного обращения к психологу приёмных родителей -  «не понимает, что чужое брать нельзя,… что за своими вещами нужно смотреть, беречь их». Частным проявлением может стать воровство. Для начала здесь важно  понять, что в детском доме в силу нескольких причин (первой из них является обеспечение безопасности самого ребёнка) у ребёнка нет места, где хранятся только его вещи, и никто кроме него не имеет доступа к ним; грязные вещи отдаются в прачечную, их стирает специальный человек, и нет гарантии, что после стирки они вернуться именно их владельцу, а не другому ребёнку, поэтому зачем о них заботиться и т.д.

    В такой ситуации сложно объяснить ребёнку и научить, что чужое брать нельзя (ведь его может взять практически любой, кто зайдёт в его комнату), что за своими вещами нужно смотреть и беречь их. Т.о. это разделение на своё и чужое (какого бы возраста ребёнок не был, а чем старше, тем сложнее) должен произвести сам приёмный родитель - научить заботиться о своих вещах и уважать чужие. Здесь наиболее убедителен  собственный пример приёмного родителя, в том числе и демонстрируемый в отношении вещей ребёнка, каким бы «хламом» он не представлялся взрослому.

     Вот это две особенности, о которых я хотела рассказать. Я выбрала их потому, что на занятиях школы приёмных родителей именно обсуждение  того, что такое привязанность, как она значима для любого человека и как она может быть нарушена у ребёнка, воспитывающегося в детском доме и того, что здесь ребёнок лишён такого важного компонента жизни, как личное пространство - вызывает самые бурные, обсуждения и самые сильные  эмоциональные переживания у участников. После того, как будущие приёмные родители узнают о них, они отмечают, что их взгляд на приёмного ребёнка изменился, им становится легче понять его поведение, переживания, появляется необходимость запастись временем и терпением.

  Читайте больше в моей группе вконтакте: http://vk.com/familyfoster. 

P.S. Работает бесплатная мастер-группа для приемных родителей, усыновителей- зарегистрироваться на нее можно, пройдя по ссылке - http://foster.justclick.ru/masterc/pagepodpiskinamasergroup.

       Бесплатный курс "Тайна усыновления", подписаться на него можно по этой ссылке - http://foster.justclick.ru/secretofadoption.

     Далее можно пройти онлайн-тренинг "Приемный ребенок в семье - как легко преодолевать сложности при воспитании приемного ребёнка". Более подробно о тренинге вот тут - http://foster.justclick.ru/naprichinukonflictov.

 

 



Просмотров: 466
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • Психологические особенности родителей и семьи, которые воспитывают ребёнка с ДЦП
  • История одного ребёнка. Бывшая жена, испепеляющая неверного супруга. Упущение ребёнка.
  • "Солнечные дети - счастье в доме" или трудности воспитания ребёнка с ОВЗ
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • 8 причин отказа ребёнка есть в детском саду
  • Влияние особенностей воспитания на характер и поведение ребёнка.
  • Как Новогодний костюм может повлиять на жизнь ребёнка?
  • Семейные проблемы. Сложности с рождением ребёнка. Открыть "канал рождения детей"
  • Помощь внутреннего ребёнка родителя в налаживании контакта с собственным ребёнком и не только
  • Технологии сенсорного развития ребёнка в детском саду
  • Как снизить частоту заболеваемости ребёнка в детском саду?
  • Как взять приёмного ребёнка и не пожалеть об этом.
  • Понять себя, чтобы сохранить любовь и семью после рождения ребёнка
  • Навык для счастливой жизни (или чему обязательно нужно научить ребёнка)
  • Особенности воспитания ребёнка от рождения до полутора лет
  • Как научить ребёнка убирать вещи на место
  • Развитие ребёнка или родителей?
  • Определить Психологическое Состояние ребёнка в детском саду, школе, дома с помощью рисуночных тестов.
  • Как сохранить семью, когда после рождения ребёнка нарушена интимная жизнь?
  • Особенности воспитания ребёнка. Часть 3. От шести до двенадцати лет
  • Особенности воспитания ребёнка. Часть 2. От полутора до шести лет
  • Что самое важное для ребёнка? Любовь? Не только.
  • Роли мужчины и женщины в семье и воспитании ребёнка
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Можно ли изменить свою жизнь? (глазами нашего внутреннего ребёнка)
  • Влияние семьи на поведение ребёнка
  • Как научить ребёнка не бояться стоматологов ( личный опыт)
  • "Мамочка, можно я встану в угол?" О наказании и прощении ребёнка и (или) себя.
  • Нужно ли ребёнка отдавать в школу, где учителем работает мама или папа?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь