|
Особенности приёмных детей, создающие сложности в семьеАвтор статьи: Крохина Ирина Анатольевна
Основываясь на своей практике, могу сказать, что большей частью приёмные родители – это те, кто в своё время воспитывался в семье. Не сталкиваясь на прямую с детьми, воспитывающимися в детском доме, им сложно представить, что сама система государственного воспитания и события из жизни детей, которые привели их туда, накладывают свой отпечаток на развитие личности ребёнка, привносит особенности в отношениях с окружающими. Когда же ребёнок оказывается в приёмной семье, именно непонимание этих особенностей может стать причиной конфликтов, создавать дополнительные сложности во взаимопонимании и выстраивании доверительных отношений внутри семьи. Т.о. знание особенностей приёмных детей позволит избежать этих неприятных ситуаций, а если же они все-таки возникнут, то поможет понять причины поведения ребёнка и найти верное решение. Здесь я расскажу о нескольких таких особенностях: Первая из них касается того, что ребёнок уже успел за свою жизнь столкнуться с потерей самого близкого человека – матери или лица его заменяющего. Иногда потерь может быть несколько, в том числе, потерей может стать увольнение любимого воспитателя в детском доме. В результате формируются так называемые - нарушения привязанностей. Тема достаточно сложная, формат этой статьи не позволяет её раскрыть. Для тех, кого заинтересует данная тема рекомендую книги Джона Боулби («Привязанность», «Создание и разрушение эмоциональных связей» и прочее), создателя теории привязанности или её адаптированные описания – их достаточно легко найти в интернете. Здесь же я только опишу то, как нарушения привязанностей могут проявиться в поведении ребёнка. Например, парадоксом (для обычных людей) становится уход ребёнка от контакта с новыми людьми, когда по идее он должен желать его и всячески это демонстрировать – впервые увидев, бежать со словами – « Мама, папа, я знаю, вы за мной пришли». Хотя поведение вполне объяснимо – оно защищает ребёнка от новых (ожидаемых) разочарований, новых разрывов. Но при этом потребность быть в контакте у ребёнка (да и не только ребёнка, но и взрослого) сохраняется. Вот только для того, чтобы пробиться к её прямому проявлению, удовлетворению у ребёнка с нарушенными привязанностями приёмному родителю может понадобиться время и терпение. Следует отметить, что это только один из примеров проявления нарушения привязанностей. Её форму у конкретного ребёнка определяют врождённые и приобретённые особенности психики (типичные реакции на стрессовые ситуации) и личный опыт. Поэтому для будущих приёмных родителей становится важным - внимательно изучить личное дело ребёнка, поговорить с воспитателями, узнать как можно больше о его прежней жизни, эти его типичные реакции, кем были эти близкие для него люди, сколько их было, и что это были за отношения. Все это позднее позволит лучше понять ребёнка, его поведение. Второй особенностью, о которой я хочу здесь рассказать – это отсутствие в детском доме личного пространства. Эта особенность самого государственного учреждения становится основой наиболее частного обращения к психологу приёмных родителей - «не понимает, что чужое брать нельзя,… что за своими вещами нужно смотреть, беречь их». Частным проявлением может стать воровство. Для начала здесь важно понять, что в детском доме в силу нескольких причин (первой из них является обеспечение безопасности самого ребёнка) у ребёнка нет места, где хранятся только его вещи, и никто кроме него не имеет доступа к ним; грязные вещи отдаются в прачечную, их стирает специальный человек, и нет гарантии, что после стирки они вернуться именно их владельцу, а не другому ребёнку, поэтому зачем о них заботиться и т.д. В такой ситуации сложно объяснить ребёнку и научить, что чужое брать нельзя (ведь его может взять практически любой, кто зайдёт в его комнату), что за своими вещами нужно смотреть и беречь их. Т.о. это разделение на своё и чужое (какого бы возраста ребёнок не был, а чем старше, тем сложнее) должен произвести сам приёмный родитель - научить заботиться о своих вещах и уважать чужие. Здесь наиболее убедителен собственный пример приёмного родителя, в том числе и демонстрируемый в отношении вещей ребёнка, каким бы «хламом» он не представлялся взрослому. Вот это две особенности, о которых я хотела рассказать. Я выбрала их потому, что на занятиях школы приёмных родителей именно обсуждение того, что такое привязанность, как она значима для любого человека и как она может быть нарушена у ребёнка, воспитывающегося в детском доме и того, что здесь ребёнок лишён такого важного компонента жизни, как личное пространство - вызывает самые бурные, обсуждения и самые сильные эмоциональные переживания у участников. После того, как будущие приёмные родители узнают о них, они отмечают, что их взгляд на приёмного ребёнка изменился, им становится легче понять его поведение, переживания, появляется необходимость запастись временем и терпением. Читайте больше в моей группе вконтакте: http://vk.com/familyfoster. P.S. Работает бесплатная мастер-группа для приемных родителей, усыновителей- зарегистрироваться на нее можно, пройдя по ссылке - http://foster.justclick.ru/masterc/pagepodpiskinamasergroup. Бесплатный курс "Тайна усыновления", подписаться на него можно по этой ссылке - http://foster.justclick.ru/secretofadoption. Далее можно пройти онлайн-тренинг "Приемный ребенок в семье - как легко преодолевать сложности при воспитании приемного ребёнка". Более подробно о тренинге вот тут - http://foster.justclick.ru/naprichinukonflictov.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|