Распознавание последствий психической депривации у детей

Распознавание последствий психической депривации у детейИзучение анамнеза – является одни из самых важных методов получения объективных данных при решении вопроса о наличии психической материнской депривации. Изучается от какой по счету беременности, родов родился ребенок. Желанная беременность, запланированная или нет.

В каких отношениях состоит мать ребенка с отцом ребенка.

Течение беременности.

Характер родов – нормальные, преждевременные, переношенные, быстрые, затяжные. Какие заболевания перенес ребенок до года.

Каков был характер вскармливания – грудное или искусственное вскрамливание. Характер сосания ребенком груди – активное или пассивное.

Отмечается специфика поведения в первые недели, месяцы.

Собираются данные о психомоторном развитии, речевом развитии ребенка. Важны сведения о матери и отце. Их здоровье, наличие вредных привычек, психический статус.

Соматическое исследование может включать в себя внешний осмотр ребенка. Антропометрические замеры. Соотнесение веса и роста по возрастным нормам развития.

Психологическое исследование включает в себя изучение показателей развития.

Так Ярославцева(2002) выделяет следующие показатели развития:

1.внешний вид:

-опрятность,

-одежда,

-прическа,

-кожа,

-черты лица,

-культурно-гигиенические навыки.

2.индивидуально-типологические особенности:

-особенности латерализации,

-свойства нервной системы(сила, уравновешенность, подвижность),

-тип темперамента,

-интровертированность, экстравертированность,

-темп деятельности, работоспособность,

-развитие моторной сферы и пространственной ориентировки.

3.когнитивная сфера:

-внимание:

1.продуктивность,

2.переключение,

3.распределение,

4.объем,

5.устойчивость.

 

-восприятие:

-уровень развития.

6.память:

-зрительная,

-слуховая,

-опосредованная,

-динамика процесса заучивания(продуктивность, динамичность).

7.мышление:

-наглядно-действенное,

-наглядно-образное,

-словесно-логическое.

8.речь:

-импрессивная,

-фонематический слух,

-звуковой анализ и синтез,

-звукопроизношение,

-словарный запас(активный, пассивный),

-грамматический строй,

-связная речь,

-письменная речь.

9.воображение:

-речевое,

-художественно-плоскостное,

-художественно-объемное.

10.креативность.

 

4.самосознание:

-самооценка,уровень притязаний, сформированность образа  «Я», половая индентичность.

 

5.мотивационно-потребностная сфера:

-ведущий тип мотивации,

-мотивация достижения успехов и неудач,

-интересы, увлечения.

 

6.эмоционально-волевая сфера:

-эмоциональная устойчивость, неустойчивость, тревожность, раздражительность, импульсивность, восприимчивость к стрессу, преобладающее настроение,

-волевые качества(инициативность, самостоятельность, настойчивость, решительность).

 

7.характерологические особенности:

-акцентуированные черты характера, ценностные ориентации личности, агрессивность, враждебность, подозрительность,

-сформированность регуляторных функций(произвольность регуляции собственного поведения, самоконтроль).

 

8.Отношение к окружающему миру:

-отношение к воспитателям, учителям, лицам противоположного пола, младшего возраста,

-отношение к родителям, братьям, сестрам и другим родственникам,

-отношение к вещественным и духовным ценностям,

-отношение к природе(животные, птицы, растения).

 

9.Поведение:

-активность-пассивность, общение-уклонение от общения, организованность-хаотичность,

-поведение в психологически значимых ситуациях(ситуативные характерологические реакции, острые аффективные реакции, патохарактерологические реакции),

-поведение по отношению к воспитательным средствам,

-поведение в основной деятельности,

-делинквентные проявления.

 

10.деятельность:

-уровень развития(игровой, учебно-познавательной, познавательно-трудовой),

-способности и склонности.

Таким образом, распознавание наличия материнской депривации строится на комплексном подходе. Важно учитывать не только психологические особенности личности, но и возможные возникающие в результате материнской депривации соматические нарушения.

Использованная литература: 

Ярославцева И.В. Депривированные дети: проблемы зоровья и адаптации:Монография. 

 



Просмотров: 458
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Влияние психической депривации на формирование личности ребенка-сироты
  • Особенности развития и адаптации ребенка претерпевшего травму.
  • Основные направления исправления последствий материнской депривации
  • Подростковые характерологические реакции и суицидальное поведение
  • Особенности развития ребенка 5-6 лет
  • Особенности развития ребенка 6-7 лет
  • Особенности развития ребенка 4-5 лет
  • Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития
  • Рекреационное рискованное поведение: мотивация, динамика, факторы развития.
  • Особенности развития детей, имеющих задержку развития.
  • Уровень развития личности и психологические границы
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Профилактика материнской депривации
  • Какие черты характера и особенности поведения предрасполагают к депрессии?
  • Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Особенности и стадии психосексуального развития личности по Фрейду
  • Особенности развития полоролевой идентификации у детей дошкольного возраста
  • Чувствительный ребенок: особенности развития чувствительного человека
  • Что определяет ваше отношение к людям: их поведение или ваше восприятие?
  • Особенности развития. Возраст 3-4 года
  • Малыши до года – особенности развития.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Особенности развития формирующие социальную программу жизни и способы достижения целей.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Упрямство- этап развития личности ребенка
  • Особенности детей с задержкой психического развития
  • Когда развивать речь ребенка? Как только он родился!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь