Основные направления исправления последствий материнской депривации

 

Основные направления исправления последствий материнской депривацииОсновные направления исправления последствий материнской депривации.

 Для осуществления превентивных мероприятий по предупреждению и исправлению последствий материнской депривации важно понимать механизм личностных проявлений отсутствия базового доверия к миру, которое формируется и закладывается уже внутриутробно и в перинатальный период. Надо понимать, что реакции страха, агрессивности, недоверия к другим людям, инфантилизм могут быть последствием материнской депривации.

Таким образом работа с личностью , подвергшейся материнской депривации, строится на учете возникновения различных психологических защит и такие личности скорее всего могут быть отнесены к трудным клиентам для психотерапевта.

Тем не менее, работа психолога должна включать себя проработку всех сторон личности. Работа над коммуникативными навыками, работа с самооценкой, работа на получение внутренних ресурсов.

Домарацкий(2007) считает, что успешность психотерапевтического процесса во многом будет зависеть от таких факторов, как:

1. Измененные состояния сознания –повышают восприимчивость клиента к терапевтическим интервенциям и позволяют уменьшить сопротивление. Возникают в гипнотическом трансе, при использовании специальных дыхательных техник, аппаратных методов, а также под действием закиси азота или барбитуратов. 
2. Плацебо-эффекты. Выражение уверенности в том, что клиент в конце концов добьется успеха. 
3. Установление доверительных отношений для преодоления упрямства и предубеждений трудного клиента. 
4. Катарсис. Поощрение свободного выражения гнева и фрустрации более прямыми и здоровыми способами: «Вместо того, чтобы что-то бормотать себе под нос, внятно скажите мне, что Вы сейчас чувствуете». 
5. Повышение самоосознания. Повышение осознания клиентом паттернов сопротивления и их скрытого смысла: «Почему Вы считаете, что едва ощутив симпатию к кому-либо, Вы немедленно стремитесь найти способ уничтожить будущие отношения в зародыше?». 
6. Подкрепление. Использование принципов научения для устранения неадекватного поведения и подкрепления усилий по сотрудничеству: «Я приятно удивлен, что сейчас Вы высказались о своём супруге без всяких отрицательных эмоций». 
7. Репетиции новых способов мышления и желательного поведения в ходе выполнения домашнего задания[4].

Можно сказать, психолог будет некоторое время выполнять замещающую роль значимой фигуры для клиента. И компенсировать на начальных стадиях терапевтического процесса клиенту то, чего он не смог получить в детстве. Такое явление в психоаналитическом подходе называется перенос. При этом особенностью процесса будет то, что в определенный момент происходит переход процесса на уровень осознанности и дальнейшего принятия ответственности за процессы, происходящие с личностью клиента, самим клиентом.

Интересны наблюдения французского психоаналитика Анзьё Дидье о параллели функций кожи и функциями Я-образа. Так, например, он говорит о том, что Я-кожа(Я-образ) выполняет функцию поддержки психики. Психическая функция развивается через интериоризацию материнского удерживания[5].

Интересны примеры, которые приводит Анзьё Дидье про клиентов с материнской депривацией в той или иной степени:

«Блез Паскаль, рано оставшись сиротой без матери, активно теоретизировал в области физики, затем психологии и религиозной апологетики на предмет ужаса внутренней пустоты, долго приписываемой Природе, от недостатка поддерживающего объекта, необходимого психике, для того чтобы найти свой центр тяжести.

Френсис Бэкон в своих картинах изображает растекающиеся тела, для которых кожа и одежда представляют единство поверхности, но они лишены спинной основы, поддерживающей тело и мышление: кожа заполнена субстанциями  скорее жидкими, чем твердыми»[5].

Анзьё Дидье также выводит постулаты о важности контакта между матерью и ребенком, при этом приводит и иллюстрации исследований на обезьянах и негро-африканских групп.

В частности, он приходит к выводу, что возрастной класс в некоторой степени заменяет объект матери: «Нарушения в поведении можно по большей части предупредить, если детеныш обезьяны, лишенный своей матери, находится в контакте с сородичами, тоже в свою очередь лишенными своей матери: группа сотоварищей является субститутом матери. Этнологическое исследование негро-африканских цивилизаций привело к такому же результату: возрастной класс заменяет мать»[5].

Таким образом можно сделать вывод о целесообразности создания и подбора членов группы по признаку наличия материнской депривации и вообще о применимости групповой терапии с клиентами, подвергшимся материнской психической депривации, как одного из эффективного способа исправления депривационных нарушений у личности.

Стоит также отметить мысль отечественного психолога Ярославцевой И.В.(2002) о том, что в содержание реабилитационной работы с детьми-сиротами(которые составляют большую часть людей, подвергающихся материнской депривации), должны быть определены приоритетные направления такие как:

-сохранение, приумножение и совершенствование психического и соматического здоровья через работу с детьми как с субъектами самосознания, общения и деятельности[2].

Т.е. должен быть комплексный подход и интерес и внимание не только к психическому здоровью, но и соматическому. А значит важен становится в целом здоровый образ жизни, включающий в себя следующие компоненты(Э.Н.Вайнер,1998):

-оптимизация жизненного пространства(макроэкология и микроэкология),

-оптимальный двигательный режим,

-рациональное питание,

-рациональный режим жизни,

-психофизиологическая саморегуляция,

-психосексуальная и половая культура,

-тренировка иммунитета и закаливание организма,

-отсутствие вредных привычек,

-валеологическое образование.

Психическое и физическое совершенствование может осуществляться через самопознание, т.е. работу над своей личностью, через самоуправление организмом для достижения оптимальной адаптации к среде. И очень важным является развитие высших личностных составляющих таких как :

-самоотношение, самодостаточность, самоактуализация, гуманизм.

Вторым приоритетным направлением в коррекционной  работе можно отнести мероприятия, направленные на возвращение утраченного психофизиологического потенциала включает в себя :

-организацию развивающей среды,

-предупреждение формирования психокомплексов,

-внимательное отношение к здоровью в кризисные моменты онтогенеза,

-преодоление нарушений высших психических функций,

-повышение психофизической работоспособности и резистентности организма,

-коррекция негативных личностных особенностей и девиаций в поведении.

 

Литература и источники:

 

Йозеф Лангмейер, Зденек Матейчек. Психическая депривация в детском возрасте.

Ярославцева И.В. Депривированные дети: проблемы зоровья и адаптации:Монография. – Иркутск:Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та,2002.-160с

Прихожан А.М., Н.Н.Толстых и др. Вы решили усыновить ребенка.-М.: Дрофа,2001.-288с.

Доморацкий В. А. Краткосрочные методы психотерапии / В. А. Доморацкий. – М.: Издательство Института психотерапии, 2007

Анзьё Дидье. Я-кожа;пер. с фр. Под науч.ред. Сироткина, Мельниковой. – Ижевск:ERGO,2011. – 302с.

 

 

статьи по теме:

1. ПРофилактика материнской депривации: http://www.psyoffice.ru/article/profilaktika-materinck/?prt=32812

2.Материнская депривация : http://www.psyoffice.ru/article/moterinskaya-deprivatia/?prt=32812

3.Витамин О : http://www.psyoffice.ru/article/vitamin_o/?prt=32812

4.Как любить своего ребенка : http://www.psyoffice.ru/article/kak-lubit-svoego/?prt=32812

5.О детском массаже : http://www.psyoffice.ru/article/o_detskom_massage/?prt=32812

6. Потешки при детском массаже: http://www.psyoffice.ru/article/poteshki_pri_detskom_massage/?prt=32812

 

 



Просмотров: 411
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Профилактика материнской депривации
  • Приветственное письмо для новичка http://www.b17.ru/
  • «У меня никогда не будет той любви, которая мне нужна», или что такое схема* эмоциональной депривации.
  • Что делать, если в детстве вам не хватило материнской любви и принятия?
  • Распознавание последствий психической депривации у детей
  • Как быть, если Вы недополучили материнской любви и поддержки
  • Влияние психической депривации на формирование личности ребенка-сироты
  • Размышления матери о материнской любви
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Работа с материнской агрессией
  • Как совладать с материнской любовью, и начать жить своей жизнью.
  • Она не хочет роста и сепарации, потому что это лишает её материнской роли и собственной значимости.
  • Откуда "ноги растут" у эмоциональной депривации и что с ней делать?
  • Лоботомия под наркозом материнской любви
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что нужно для того, чтобы любить и быть любимым?
  • Отсутствие материнской любви, как причина детской преступности.
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • Куда приводит ложь о безусловности материнской любви.
  • Что стоит за агрессией и раздражением и что можно сделать, чтобы уменьшить эти состояния?
  • Разрушение эмоциональных связей в детстве: последствия депривации (часть 1)
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Моя потеря. Я ненавижу что ты умер или ресурс для создания своих личностных границ
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • На что можно опираться при семейном консультировании? Исходные идеи для анализа семьи.
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Как быть, если вы чувствуете, что являетесь для девушки лишь «синицей в руке»
  • Что для Вас является важным в жизни?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь