|
Эмоциональной депривации способствует китч?Автор статьи: Павловская Александра Викторовна
Один из способов создания эмоциональной депривации - это обесценивание и уничижение, т.е. например, творческий порыв определить как "халтурка, безвкусица, «дешёвка»". Если сделать это в рафинированной форме, т.е. назвать "китч" - то торпедирование идет по двум линиям: - собственно негативный эмоциональный отклик " ты сделал дешевую лажу", - и нарциссическая раскачка лучше других/хуже других через использование терминологии. Пример диалога ребенка и мамы. Почти как у де Сент-Экзюпери в Маленьком Принце про рисунок удава, который проглотил слона, на котором «унылые взрослые» видели только вполне безопасную шляпу. -Мама, смотри, я нарисовал зеленого кролика! – ребенок восторженно. - Хм... ну китч снова в тренде - и невербалка такая, как Королева Мама наступила в майскую лужу. А если к вот этому негативу по первым двум каналам "родитель" добавляет что -то положительное по третьему каналу. Допустим: + на вот тебе денег на маркеры, То, помимо эмоциональной депривации, получаем еще и шизофреногенные послания. Т.к. в разных каналах они противоречат друг другу. Это совсем травматично и плохо для ребенка.
Понятно, что благополучный взрослый может аналогичный отклик пережить конструктивно, взять себе ценное, остальное выкинуть "за борт". Но ребенок или взрослый человек, у которого нет достаточного навыка и устойчивости, с высокой вероятностью попадет в поле эмоциональной депривации и травмируется . И еще момент, ребенок, когда вырастает, впитывает привычные стили общения у родителей, учителей, родни и пр. И соответственно, начинает вести себя аналогично с другими людьми. И, если он повторяет поведение обесценивающих критиков из своего детства, то, да - это приводит его в поле эмоциональной депривации. Потому что, а кому же охота общаться с такими Кусачим Критиком? -Люди дистанцируются. Он страдает от одиночества. Считает их хуже себя, потому что как-то же нужно идентичность поддерживать. В минуты отчаяния – наоборот, считает себя хуже, их лучше. Потом наоборот. Начинает проявлять привычные способы еще интенсивнее. Люди бегут еще дальше... Круг замкнулся.
А разомкнуть его можно, когда в удаве, скушавшем слона, мы начинаем видеть очень голодного удава, печальную судьбу слоника и творческий порыв ребенка, который ценен. И задача взрослого – поддержать, помочь развиться, а не обесценить и прибить или ложно-экзальтированно-неискренне возвеличить. Это достигается через внимание к своим стилям общения, внутренним и внешним, и их коррекцию, при желании. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|