|
Когда "простота хуже воровства"?Автор статьи: Чумакова Анжелика Васильевна
В последнее время в Интернете огромное количество предложений под лозунгом «простой рецепт успеха, сделай уже сегодня и результат гарантирован» Слоганы один энергичнее и вдохновеннее другого, копирайтеры трудятся в поте лица! Возникает образ «волшебной палочки» для тех, кому близка магическая культура, или «всеисцеляющей таблетки» для поклонников организмического подхода. Если на просторах Интернет-пространства появилось такое количество подобных решений для компаний, могу предположить, что они востребованы. По всем признакам время маркетинговых «первооткрывателей» прошло, сейчас энергично работают «последователи». Значит, продукт по-прежнему покупают! Задалась вопросом, кто и почему? Вот несколько мыслей по этому поводу. Человеку свойственна идеализация чьего- либо успеха как простого, доступного решения. Рецепты продаются «пачками» в виде недешевых книг, семинаров. Ничего не имею против чужого опыта достижения или решения проблем. Это прекрасное мотивирующее средство стимулирует, внушает «он смог, сможешь и ты, все реально!» Некоторые тактические находки можно почерпнуть из чужого опыта. Можно даже повторить весь алгоритм действия, но нельзя добиться того же результата. Этого в принципе не позволит уникальность каждого действующего лица и ситуативного контекста. Не получится выстроить чью-то систему управления или продаж, можно только свою! Даже элементарные блюда типа яичницы выходят у разных хозяек по-разному. Идеализируются инструменты регулярного менеджмента как простой, доступной технологии. Частенько с гордостью, а значит как достижение, а не само собой разумеющийся уровень, управленцы или специалисты говорят «о, у нас формализованы бизнес-процессы, у нас есть КPI, и у нас внедрена программа управленческого учета, у нас…» Конечно есть, ведь у взрослой компании менеджмента не может не быть по определению.! Это так же естественно, как уметь ходить к определенному возрасту. Но применение инструментов менеджмента ничего не гарантирует, ни результативности, ни эффективности, ни прочной конкурентоспособности. Что же лежит в основе такой идеализации? Думаю, эксплуатируется и срабатывает архетип простака. Немного об архетипах. Слово архетип произошло от греческого "архе" — "начало" и "типос" + "образ" Это мощные психические первообразы, программы психики, скрытые в глубинах бессознательного. Эти врожденные, унаследованные из древности модели восприятия заставляют человека действовать так, а не иначе, обеспечивают результат или препятствуют результату. Это своего рода первичные представления о мире и жизни, которые не зависят от уровня знаний и навыков. Они передаются от одного поколения к другому автоматически, ложатся в основу мировоззрения. Жизненный опыт человека не изменяет их, а лишь дополняет качественно новым содержанием. В обыденной жизни, в бизнесе, в культуре встречаются символы жизни и смерти, мужского и женского начал, неба и земли, любви и ненависти, созидания и разрушения, печали и радости, болезни и здоровья, силы и слабости, порядка и хаоса. Сила влияния архетипов на жизнь и деятельность человека огромна, тем более что это влияние не осознается большинством людей, т.е. не корректируется. Надеюсь, таким пространным определением архетипа я убедила вас в его мощи и власти даже над бизнесом! Бизнес-психологии давно известно, что каждая организация реализует свой архетип. Не последнюю роль здесь играет собственник бизнеса или руководитель. Последний часто приходит именно в ту компанию, которая близка ему по архетипу, в чуждой по духу он долго не задерживается. Замечено, что компании, определившие свой архетип, реализующие его преимущества, похожи на серферов, использующих для подъема энергию волны, они успешны. Те компании, которые хотят казаться чем-то иным, вступают в противоречие со своим архитипическим призванием, тратят на эту невидимую борьбу слишком много энергии, чтобы быть успешными. Так вот Простодушный, кто он? Вот общее описание архетипа Простодушного: ему свойственна убежденность в том, что жизнь не должна быть тяжелой и оптимизм. Главное желание ощутить рай на земле и не сделать чего-либо плохого, что может повлечь наказание. Склонность к отрицанию реальных проблем, зависимость от простых, понятных решений (вспомните призыв, «просто добавь воды», «просто будь мужчиной») Организации с ведущим архетипом Простодушного делают акцент на стабильности, а не на развитии, на лояльности, а не на инновациях. Причем этот архетип реализуют не только маленькие магазинчики или небольшие производства, но примером удачной реализации своего предназначения является гигант Mc Donald’s. Этой компании удалось избежать ловушки упрощения и идеализации простых решений! В условиях кризиса компании как никогда раньше должны включать свой управленческий интеллект, чтобы выйти из ограничений динамических стереотипов, архетипов и выбирать наилучшие решения. Конечно, понятно, что в один миг не станешь мастером психотехнологий, чтобы уметь видеть глубокие причины, находить скрытые ресурсы, там, где они недоступны инструментам менеджмента. Проиллюстрирую примером, что имею в виду под психотехнологиями в управлении бизнесом. Скорее всего, вам известны случаи, когда компания пыталась внедрить инструменты стратегического планирования. Получилось хуже, чем ожидало руководство. Регламент есть, правила выучены, рабочая группа согласована и мотивирована. А работа «буксует», нововведения «тонут» и не только в пресловутом сопротивлении персонала. А надо бы посмотреть насколько персональная стратегия восприятия времени позволяет каждому члену команды планирования заниматься этой работой. Часто человек хочет, но не может! Консультант по управлению, владеющий психотехнологиями, не просто проводит стратегическую сессию по всем правилам менеджмента! Он её готовит так, чтобы каждый участник имел максимальный КПД. Ведь известно, что люди с включенным временем с трудом видят перспективу компании, зато хорошо чувствуют и интегрируют людей вокруг идеи, а люди с невключенным временем хороши в планировании. Специалист знает, как может исказить информацию проекция (механизм психологической защиты) или фильтр предубеждений (ценностный уровень личности), какие еще факторы способны влиять на результат работы группы планирования, и что с ними делать. В бизнесе нет простых решений, вернее они расположены на уровне операционной деятельности. Им нет места в управлении компанией. Здесь должны сознательно включаться в игру сильные стороны таких архетипов как: Монарх – консолидирует силы и ресурсы компании, контролирует результаты Бунтарь – сосредотачивает энергию на разрушении балласта, того, что мешает жизнеспособности бизнеса, устарело и закостенело Мудрец - дает возможность видеть картину бизнеса и рынка в целом, на основе действий корректировать курс Творец - поощряет инновации в бизнесе от самых небольших до глобальных Маг - ищет ответ на вопрос, как преобразовывать бизнес-ситуации, как влиять на людей, как превратить корпоративное видение в реальность. И если в один миг собственникам, руководителям, управленческой команде невозможно приобрести все перечисленные компетенции, то уж осознавать ловушки и избегать их самостоятельно или с помощью профессионального консультанта – просто обязаны. Почему то так много слов «просто»… Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|