|
Малыши до года – особенности развития.Автор статьи: Титова Анна Вячеславовна
Процесс рождения – стресс для ребенка. Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно новые, пугающие его условия, но удивительно – как меняется ребенок в течение первого года своей жизни. Из младенца, который не умеет управлять своим телом и может сообщать о своих желаниях лишь плачем, он становится маленьким любопытным человеком, который уже самостоятельно ходит и общается со взрослыми не только жестами и звуками, но и употребляет первые слова. Впервые о ребенке принято говорить, как о личности к трем годам. Однако формирование личности малыша начинается уже в течение первого года жизни. Становление личности проходит одновременно в разных направлениях: развиваются интеллект, эмоции и моторика. В это время закладываются основы личностных качеств, которые мы можем увидеть в сформированном виде в более позднем возрасте. Они формируются на основе общения со взрослыми в первый год жизни малыша. Однако правильное психофизиологическое развитие вашего малыша вы можете отслеживать самостоятельно. Более того, это необходимо. Ориентируясь на представленные стандарты нормального развития детей от 0 до 1 года, вы можете вовремя отследить задержанное развитие или любые другие отклонения и своевременно проконсультироваться с врачом специалистом. Период новорожденности длиться до двух-трех месяцев. Малыш рождается с набором безусловных рефлексов, помогающих приспособиться к внешней среде: регулирующие функции (сосательный, оборонительный, ориентировочный); двигательные рефлексы (хватательный, опорный, рефлекс переступания). На большую же часть внешних воздействий ребенок реагирует движениями ручек и ножек. К 2-3 месяцам у ребенка появляются особые формы реагирования на появление взрослого (матери): появляется эмоционально-двигательная реакция – «комплекс оживления» - ребенок концентрирует взгляд на лице, склонившегося к нему человека, улыбается ему, радостно двигает ручками и ножками. Если ребенок растет в бедной на чувственные воздействия среде (сенсорной изоляции), этот комплекс может не выработаться. Появление комплекса оживления знаменует переход от новорожденности к младенчеству. Моторика. 1-3 месяца – ребенок удерживает голову, лежа на животе. На 2-4 месяце развиваются хватательные движения и манипуляции с предметами. Восприятие приобретает предметность и константность. 2-4 месяца – рассматривает и захватывает предмет рукой. 3-5 месяцев – дотягивается до предмета рукой. 4 месяца – самостоятельно переворачивается со спины на бок. 5-5,5 месяцев - самостоятельно переворачивается со спины на живот. Стоит при поддержке за обе руки. Пытается ползать. Четко берет предмет из руки взрослого. В 5-7 месяцев уже может перекладывать предмет из руки в руку. В 5-8 месяцев (чаще 6-6,5 мес.) ребенок может сидеть без поддержки более 30 секунд. В 7-13 месяцев начинает ходить с поддержкой. В 9-14 месяцев держит предмет между большим и указательным пальцами. 10 мес. – Повторяет за взрослым «ладушки», «пока-пока». 9-17 месяцев (чаще 12-13 мес.) – самостоятельно ходит, приседает, встает. Мышление. В младенчестве появляется тенденция к преднамеренным действиям: тянется к определенной игрушке. К концу младенческого возраста проявляется большая подражательная способность. Подражательные и преднамеренные действия свидетельствуют о развитии интеллекта. Действуя с предметами, перед ребенком возникают интеллектуальные задачи, решая их, мышление ребенка развивается в действии. Зрение. Малыши 5-7 дней отроду – уже с первых дней жизни готовы воспринимать человеческие лица. 10 дней – ребенок удерживает в поле зрения движущийся предмет. 18-20 дней – способен удерживать в поле зрения неподвижный предмет. 1 месяц – сосредотачивает взгляд на предмете или лице человека, может плавно проследить за движущимся предметом. 5 месяцев – переводит взгляд с одного предмета на другой. 6 месяцев – рассматривает все вокруг. 12 месяцев – узнает на фотографии знакомое лицо, различает две контрастные формы предметов. Слух. Младенцы слышат и различают звуки по высоте. Они особенно чувствительны к человеческой речи. В первые 10 дней ребенок при резком звуке вздрагивает и мигает. 18-20 дней – реагирует на голос взрослого. 1 месяц – прислушивается к звукам и голосам. 2-3 месяц – поворачивает голову на звук, прислушивается, ищет глазами говорящего. 5 месяцев – узнает голос матери и различает его интонацию. 9 месяцев – танцует под мелодию вместе со взрослыми. Общение. Ведущая деятельность младенческого возраста - эмоциональное общение со взрослым. Жизнь младенца полностью зависит от взрослого, который удовлетворяет физические и психические потребности ребенка. Ребенок оживляется, когда его берут на руки и носят, общаются с ним – так развивается его сенсорный опыт. Во всякой ситуации в его жизни присутствует другой человек. Сейчас взрослый – это посредник в общении ребенка с внешним миром. Основная форма общения ребенка и взрослого в этот период – совместная деятельность. Взрослый вызывает у ребенка активность к внешнему миру, ребенок сам призывает взрослого к активному общению. Речь. К двум месяцам – появляется гуление, которое к 3-5 месяцам становиться певучим. 6 месяцев - лепет, на основе которого появляются фонемы родного языка. 8 месяцев – четко произносит и повторяет разные слоги. 9 месяцев – повторяет за взрослым слоги, которые уже есть в лепете. 10 месяцев – повторяет за взрослым новые слоги, которых до этого не было в его лепете. 11 месяцев - первые простые слова . В возрасте 1 года понимает многие слова. Обычно произносит 10-20 слов. К концу первого года возникает связь между названием предмета и самим предметом. Ребенок ищет называемый предмет и находит его. Это начальная форма понимания речи. С 11 месяцев начинается переход от дофонемной к фонемной речи. Этот процесс продолжается на 2-м, 3-м и даже 4-м годах жизни. Важно знать, что в первые месяцы своей жизни ребенок развивается не просто быстро, а стремительно. Поэтому родителям важно предоставить как можно больше возможностей для развития малыша: свою любовь, постоянное общение, игры и игрушки, развивающую среду, свободу для физической активности и т. д. Наблюдая за своей крохой, вы растете и развиваетесь вместе с ним, однако не забывайте, что каждый ребенок индивидуален, нормы развития приблизительны, поэтому не стоит чрезмерно усердствовать в стимуляции боле активного развития. Наблюдайте за своим ребенком внимательно, с любовью и, заметив какие-то отклонения, помогайте ему с помощью простых упражнений. Не торопите его, пусть он развивается в своем темпе (в приделах нормы). Не сравнивайте вашего малыша с другими, ведь каждый человек уникален. Используйте полученные знания для того, чтобы вовремя обратить внимание на действительно существующую проблему. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|