Малыши до года – особенности развития.

Процесс рождения – стресс для ребенка. Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно новые, пугающие его условия, но удивительно – как меняется ребенок в течение первого года своей жизни. Из младенца, который не умеет управлять своим телом и может сообщать о своих желаниях лишь плачем, он становится маленьким любопытным человеком, который уже самостоятельно ходит и общается со взрослыми не только жестами и звуками, но и употребляет первые слова.

Впервые о ребенке принято говорить, как о личности к трем годам. Однако формирование личности малыша начинается уже в течение первого года жизни. Становление личности проходит одновременно в разных направлениях: развиваются интеллект, эмоции и моторика. В это время закладываются основы личностных качеств, которые мы можем увидеть в сформированном виде в более позднем возрасте.  Они формируются на основе общения со взрослыми в первый год жизни малыша.

Однако правильное психофизиологическое развитие вашего малыша вы можете отслеживать самостоятельно. Более того, это необходимо. Ориентируясь на представленные стандарты нормального развития детей от 0 до 1 года, вы можете вовремя отследить задержанное развитие или любые другие отклонения и своевременно проконсультироваться с врачом специалистом.

Период новорожденности длиться до двух-трех  месяцев. Малыш рождается с набором безусловных рефлексов, помогающих приспособиться к внешней среде: регулирующие функции (сосательный, оборонительный, ориентировочный); двигательные рефлексы (хватательный, опорный, рефлекс переступания). На большую же часть внешних воздействий ребенок реагирует движениями ручек и ножек.

К 2-3 месяцам у ребенка появляются особые формы реагирования на появление взрослого (матери): появляется эмоционально-двигательная реакция – «комплекс оживления» - ребенок концентрирует взгляд на лице, склонившегося к нему человека, улыбается ему, радостно двигает ручками и ножками. Если ребенок растет в бедной на чувственные воздействия среде (сенсорной изоляции), этот комплекс может не выработаться.

Появление комплекса оживления знаменует переход от новорожденности к младенчеству.

Моторика. 1-3 месяца – ребенок удерживает голову, лежа на животе. На 2-4 месяце развиваются хватательные движения и манипуляции с предметами. Восприятие приобретает предметность и константность. 2-4 месяца –  рассматривает и захватывает предмет рукой. 3-5 месяцев – дотягивается до предмета рукой. 4 месяца – самостоятельно переворачивается со спины на бок. 5-5,5 месяцев - самостоятельно переворачивается со спины на живот. Стоит при поддержке за обе руки. Пытается ползать. Четко берет предмет из руки взрослого. В 5-7 месяцев уже может перекладывать предмет из руки в руку. В 5-8 месяцев (чаще 6-6,5 мес.) ребенок может сидеть без поддержки более 30 секунд. В 7-13 месяцев начинает ходить с поддержкой. В  9-14 месяцев  держит предмет между большим и указательным пальцами. 10 мес. – Повторяет за взрослым «ладушки», «пока-пока». 9-17 месяцев (чаще 12-13 мес.) – самостоятельно ходит, приседает, встает.

Мышление. В младенчестве появляется тенденция к преднамеренным действиям: тянется к определенной игрушке. К концу младенческого возраста проявляется большая подражательная способность. Подражательные и преднамеренные действия свидетельствуют о развитии интеллекта. Действуя с предметами, перед ребенком возникают интеллектуальные задачи, решая их, мышление ребенка развивается в действии.

Зрение. Малыши 5-7 дней отроду – уже с первых дней жизни готовы воспринимать человеческие лица. 10 дней – ребенок удерживает в поле зрения движущийся предмет. 18-20 дней – способен удерживать в поле зрения неподвижный предмет. 1 месяц – сосредотачивает взгляд на предмете или лице человека, может плавно проследить за движущимся предметом. 5 месяцев – переводит взгляд с одного предмета на другой. 6 месяцев – рассматривает все вокруг. 12 месяцев – узнает на фотографии знакомое лицо, различает две контрастные формы предметов.

Слух. Младенцы слышат и различают звуки по высоте. Они особенно чувствительны к человеческой речи. В первые 10 дней ребенок при резком звуке вздрагивает и мигает. 18-20 дней – реагирует на голос взрослого. 1 месяц – прислушивается к звукам и голосам. 2-3 месяц – поворачивает голову на звук, прислушивается, ищет глазами говорящего. 5 месяцев – узнает голос матери и различает его интонацию. 9 месяцев – танцует под мелодию вместе со взрослыми.

Общение. Ведущая деятельность младенческого возраста - эмоциональное общение со взрослым. Жизнь младенца полностью зависит от взрослого, который удовлетворяет физические и психические потребности ребенка. Ребенок оживляется, когда его берут на руки и носят, общаются с ним – так развивается его сенсорный опыт.

Во всякой ситуации в его жизни присутствует другой человек. Сейчас взрослый – это посредник в общении ребенка с внешним миром. Основная форма общения ребенка и взрослого в этот период – совместная деятельность. Взрослый вызывает у ребенка активность к внешнему миру, ребенок сам призывает взрослого к активному общению.

Речь. К двум месяцам – появляется гуление, которое к 3-5 месяцам становиться певучим. 6 месяцев - лепет, на основе которого появляются фонемы родного языка. 8 месяцев – четко произносит и повторяет разные слоги. 9 месяцев – повторяет за взрослым слоги, которые уже есть в лепете. 10 месяцев – повторяет за взрослым новые слоги, которых до этого не было в его лепете. 11 месяцев  - первые простые  слова . В возрасте 1 года  понимает многие слова. Обычно произносит 10-20 слов. К концу первого года  возникает связь между названием предмета и самим предметом. Ребенок ищет называемый предмет и находит его. Это начальная форма понимания речи. С 11 месяцев начинается переход от дофонемной к фонемной речи. Этот процесс продолжается на 2-м, 3-м и даже 4-м годах жизни.

Важно знать, что в первые месяцы своей жизни ребенок развивается не просто быстро, а стремительно. Поэтому родителям важно предоставить как можно больше возможностей для развития малыша: свою любовь, постоянное общение, игры и игрушки, развивающую среду, свободу для физической активности и т. д.

Наблюдая за своей крохой, вы растете и развиваетесь вместе с ним, однако не забывайте, что каждый ребенок индивидуален, нормы развития приблизительны, поэтому не стоит чрезмерно усердствовать в стимуляции боле активного развития. Наблюдайте за своим ребенком внимательно, с любовью и, заметив какие-то отклонения, помогайте ему с помощью простых упражнений. Не торопите его, пусть он развивается в своем темпе (в приделах нормы). Не сравнивайте вашего малыша с другими, ведь каждый человек уникален. Используйте полученные знания для того, чтобы вовремя обратить внимание на действительно существующую проблему. 



Просмотров: 363
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Этапы развития ребенка. №3 - Стадия мышления, 18 месяцев - 3 года.
  • Этапы развития ребенка. №2 - Стадия действия, 6-18 месяцев
  • Этапы развития ребенка. №1 - Стадия существования, 0-6 месяцев.
  • Секрет развития личности детей от 1 до 6 месяцев.
  • Развитие ребенка от 3 - х до 6 -ти месяцев
  • 9 месяцев до рождения второго ребенка
  • Психологическое развитие маленького ребенка:субфаза воссоединения (17-24 месяцев)
  • Психологическое развитие маленького ребенка: субфаза консолидации индивидуальности (22-36 месяцев)
  • Развитие младенца от 0 до 3 - х месяцев
  • Психологическое развитие младенца: фазы нормального аутизма и симбиоза (0- 4 месяцев)
  • 5 месяцев из жизни психолога, запечатленные на видео
  • Психологическое развитие младенца: субфаза практикования (7-18 месяцев)
  • Психологическое развитие младенца: субфаза дифференциации (4-8 месяцев)
  • Возвращение потерянной части души (первые 12 месяцев): Практика
  • Рождение субъекта. Стадия зеркала - 6-18 месяцев жизни. Психоанализ.
  • 9 месяцев в любви
  • 9 месяцев в любви
  • 12 месяцев – 12 жемчужин! Ассоциации
  • Беременность - творчество длиною в 9 месяцев
  • Эмоциональный крючок отношений, или что делать, если мужчина возвращается через несколько месяцев?
  • Двенадцать месяцев. Работа с большими ресурсными фигурами
  • Женский круг девять месяцев беременности. О выборе мамы до...
  • Задачи развития ребенка первого года жизни
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Ребенок гоняется за мамой (6 - 9 мес.). Как игры помогают в этот период?
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Общение ребенка и взрослого. Первый год жизни
  • Моё тело - это Ребенок... и этот ребенок женского пола))
  • Еще не взрослый, уже не ребенок... (общение с подростком)
  • Ребенок в 1,5 года не реагирует на замечания? Как быть?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь