|
Психологическое развитие младенца: субфаза практикования (7-18 месяцев)Автор статьи: Полотнянко Анастасия Николаевна
Мы продолжаем разговор о самом раннем развитии ребенка, на котором закладывается фундамент всей его будущей эмоциональной жизни. Речь идет о следующем периоде развития , который называется субфаза практикования, которая охватывает возраст с 7 по 18 месяцы жизни. Из практических соображений эту субфазу разделяют на два этапа: · -период раннего практикования, который связан с появлением у ребенка зачаточных способностей удаляться от матери в виде ползанья, карабканья, выпрямления, ходьбы с поддержкой, · -период собственно практикования, который начинается с появлением способности ходить без поддержки. Период раннего практикования охватывает время приблизительно с 7 по 10 месяц жизни. В это время ребенок начинает постепенно понимать свою отдельность от матери и ощущать себя индивидуальным существом. Происходит три важных процесса в его психологическом становлении: · 1)быстро продвигающаяся телесная дифференциация от матери. Ребенок достаточно четко начинает различать свое и ее тело. · 2)установление особой взаимосвязи с матерью. Пока мать и дитя были, по сути, слитным созданием в психологии ребенка, ему не было нужды устанавливать какую-либо связь с объектом. Он был ей, она была им. · 3)развитие автономного, отдельного Я ребенка. Оказалось, что это может происходить только в непосредственной близости от матери. В период практикования интерес ребенка постепенно перераспределяется еще дальше вовне симбиотческой орбиты. Ребенок уже понимает не только то, что у него есть ноги и руки, но и то, что он может управлять ими.Он начинает интересоваться неодушевленными предметами. Сначала это те предметы, которыми окружает его мать – подгузник, пеленки, игрушки. Он занимается активной исследовательской деятельностью, определяет их вкус, запах, текстуру. Любой из этих объектов может стать переходным, т.е. заменяющим мать на время ее отсутствия. Переходный объект должен быть крепким, плотным, мягким и пахнуть телом. Переходный объект узнается по обращению с ним ребенка. Эти объекты дети прижимают к себе или утыкаются в них лицом с видимым расслаблением и удовольствием. Но на этапе раннего практикования интерес к матери все таки преобладает на исследовательской деятельностью. Ребенок может увлечься и на время забыть о матери, но время от времени возвращается к ней, чтобы прикоснуться к ее колену, поймать ее улыбку и взгляд. Он хочет удостовериться в ее физической доступности. Этот феномен называют «эмоциональной подзарядкой» ребенка от матери. Можно видеть, как уставший, поникший ребенок после такого короткого взаимодействия с матерью вновь становится активным, он снова отдаляется от матери и погружается в свою деятельность. Зачастую мать не понимает этой эмоциональной потребности ребенка «подзарядиться» от ее присутствия. Она пытается его накормить или проверить подгузник, но младенец в этот момент нуждается лишь в ее присутствии и эмоциональном резонансе. В это время формируется оптимальная дистанция на которой ребенок может спокойно находится вдали от матери. Дети учатся подзаряжаться от матери посредством зрения и слуха. Вообще маленькие дети не любят выпускать мать из вида, они подолгу печально смотрят на то место, где она до этого была. В этот момент ласковый голос матери из соседней комнаты способен придать ребенку уверенности. Созревание моторных функций, обучение ползанью и ходьбе оказывает положительное влияние на тех детей, у которых были дискомфортные симбиотические отношения. Эти матери и дети получали мало удовольствия от тесного физического контакта. Возможно, мать была тревожна и переживала, что не может удовлетворить все потребности ребенка. Когда ребенок становится менее ранимым и более самостоятельным, она испытывает облегчение. В этих случаях некоторая дистанция приносит удовольствие и матери, и ребенку. Мать чувствует себя увереннее, ребенок также становится более спокойным и лучше использует свою мать для «эмоциональной подзарядки». Если матерям слишком нравился телесный контакт с ребенком на симбиотической фазе, то период раннего практикования наоборот приносит детям стресс. Они активно стремятся находиться около ее тела, не испытывают удовольствия от удаления от нее и своих исследований. Им трудно «повзрослеть», и необходим более плавный выход в субфазу практикования. В период собственно практикования (10-18 месяцев) ребенок делает громадный скачок в сторону индивидуации, становления своего Я. Теперь он может ходить и сохранять вертикальное положение. Его зрительное восприятие начинает функционировать на новом уровне, ребенок начинает видеть мир с другой точки зрения и в другой перспективе. Наступает то, что некоторые психологи называют «роман с миром».В этот период, как говорит Маргарет Малер «ребенок кажется опьяненным своими возможностями и величием открывающегося ему мира». Вся психическая энергия ребенка идет на формирования собственного Я. Это пик детского нарциссизма. Ребенок этого периода «влюблен» в себя и в свое тело. Объекты внешней реальности также все больше и больше завладевают его интересами. У ребенка появляются цели, в которые он вкладывает всю свою энергию. Для этого периода характерна низкая чувствительность к падениям, ушибами и мелким неприятностям типа отобранной игрушки. Его мало беспокоят находящиеся рядом чужие взрослые. Он становится способен самостоятельно себя развлекать и находится в восторге от своих открытий. С появлением ходьбы происходит то, что называется «подъемом общей энергизации тела». Ребенок становится более активным, энергичным, веселым и деятельным. У тех детей, которые начинают ходить позже, этот энергетический подъем так же запаздывает. Вертикальная поза оказывает сильное стимулирующее влияние на ребенка. А частые ушибы помогают в формировании образа тела. В первый же месяц после начала ходьбы происходит заметное развитие детской индивидуальности. Ребенок начинает осознавать власть над своим телом и сопротивляется тому, чтобы с ним обращались как с пассивным существом, например, клали горизонтально. Отказ матери от полного владения телом ребенка происходит как бы автоматически. Хотя мать и может сожалеть, что ребенок «уже не такой маленький», она все-таки учит его ходить. Характерно, что первые шаги ребенок делает не по направлению к матери, а от матери. Во многих случаях матери подталкивают и подбодряют его в этом удалении. Изменяется игра в ку-ку, она становится активной. Теперь ребенок сам играет в потерю и обретение любимого объекта. Закрыл глаз – мать исчезла, открыл – появилась. В этой игре ребенок тренируется равномерно воспринимать присутствие и отсутствие матери. Это своего рода предпосылка для образования постоянного внутреннего объекта, Внутренней матери, которая способна постоянно подкреплять самоуважение ребенка. Но это произойдет несколько позже. Другим интересным феноменом этого возраста являются постоянные убегания от матери, пока мать его не поймает. С одной стороны, эти побеги вызывает страх быть поглощенным матерью и лишиться своей зачаточной индивидуальности. С другой стороны, убегая, ребенок хочет убедиться, что мать захочет его догнать и заключить в свои любящие объятия. Происходит дальнейшая разработка «хороших» и «плохих» образов матери в детской психике. Убегает он от «плохой» матери, а обнимает его «хорошая» мать. На субфазе практикования ребенок большую часть времени весел, энергичен и нечувствителен к ушибам. Он демонстрирует сниженную тональность настроения только если обнаруживает, что матери нет рядом, она вышла из комнаты и ему не видна. В такте моменты их жесты и движения замедляются, и внимание становится направленным внутрь, на себя. В этот момент ребенок занимается «созданием образов» матери. Если кто либо кроме матери хочет активно утешить ребенка, то он теряет душевное равновесие и плачет. Потому что, вместо тщательно создаваемого образа «хорошей» внутренней матери к нему приходит «не-мать» или «плохая мать». Этот период сниженного настроения оканчивается сразу, когда мать возвращается. Ребенок приходит в хорошее расположение духа, но может и недолго поплакать, чтобы высвободить накопившееся напряжение. Некоторые дети этого периода испытывают кратковременные приступы страха потери объекта, если не обнаруживают матери рядом. Тогда они разражаются рыданиями. Ребенок может заплакать, обнаружив, что матери нет рядом, хотя это он сам и отдалялся от нее. Так проявляется зарождающееся ощущение своей отдельности. Рыдающему ребенку в этот момент не хватает материнской симбиотической части, с который он ранее ощущал себя слитным. Что-то исчезает из внутреннего мира маленького ребенка, он все лучше понимает, что он отделен и одинок. И его симбиотической рай уже остался в прошлом. Чуть позже этот страх перейдет в сепарационную тревогу, которая является важной особенностью следующего периода детского развития – субфазы воссоединения, которая будет описана в следующей статье.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|