Психологическое развитие младенца: субфаза дифференциации (4-8 месяцев)

     Психологическое развитие младенца субфаза дифференциации 4 8 месяцев

    В предыдущей статье мы обсудили самые ранние фазы развития ребенка. Первоначальная аутистическая  фаза первого месяца внеутробной жизни связана с наличием барьера от внешних стимулов, и ее основной целью является приспособление новорожденного к новым для него условиям внешнего мира. Во второй фазе симбиоза формируется диада мать-дитя, которая имеет общую границу и общее Я. Мать становится дополнительным Я ребенка, его симбиотической частью, которая удовлетворяет его потребности. Этот процесс проявляется появлением неспецифической улыбки. Человеческое лицо анфас является первым значимым объектом восприятия и первым следом памяти, который и вызывает эту улыбку. Можно сказать, что в этот период младенец улыбается не внешним людям, а себе, той своей части, которая приносит комфорт и удовольствие.

     В возрасте 4-5 месяцев, когда симбиотическая связь еще сильная, начинается следующая фаза развития детской психологии –  фаза сепарации-индивидуации. Сепарация означает отделение, и с этого момента симбиоз начинает постепенно идти на убыль. Индивидуация означает становление собственного Я ребенка. Маргарет Малер с коллегами выделяют в этом периоде четыре субфазы. Это субфаза дифференциации и формирования образа тела, субфаза практикования, субфаза воссоединения и заключительная субфаза консолидации индивидуальности и формирования эмоционального постоянства объекта.

     Первая субфаза дифференциации и формирования образа тела проявляется тем, что постепенно неспецифическая улыбка постепенно переходит в специфическую предпочтительную реакцию улыбки на мать. Это происходит в возрасте около 4-5 месяцев. Ребенок постепенно начинает различать Себя и Другого. Способность различать объекты развивается раньше, чем способность отделять Я от объектов. В этот момент можно заметить, что ребенок то льнет к материнскому телу, то отстраняется от него. Он начинает по-разному ощущать свое и ее тело. Постепенно формируются телесные границы, и одновременно начинает формироваться предшественник Я маленького ребенка.  Считается, что первое Я телесно, то есть первые представления о себе строятся на ощущении своего тела и его границ. В этом отношении снова очень важен телесный контакт с материнским телом. Ощущение теплого, мягкого тела матери приближает ребенка к чувству собственной целостности. В этот момент младенец впервые начинает изменять свое поведение в ответ на взгляд, улыбку и гуление матери.

     Если ребенок безопасно укоренен внутри симбиотической орбиты, ощущает удовольствие от симбиоза с матерью, то дальше он начинает с удовольствием воспринимать внешние стимулы. Его сенсорные органы дозревают, он начинает смотреть и прислушиваться. Его внимание становится направленным не только внутрь симбиоза, но и вовне, во внешний мир. Эти направления внимания то внутрь, то вне симбиотического пространства постоянно чередуются, и создают предпосылки для постепенного различения себя и мира и выхода за пределы диады мать и дитя.

     В возрасте 6 месяцев происходит, то, что в психоанализе называется «вылуплением» человеческого существа. К этому времени дозревают чувствительные центры в детском мозгу и его поведение во время бодрствования заметно меняется. Ребенок перестает дрейфовать между состояниями включенности-выключенности. Во время бодрствования он становится стабильно активен, теперь его внимание способно устойчиво поддерживать интересующую  цель. Образно говоря, ребенок начинает больше присутствовать во внешней реальности.

     В это же время начинаются первые эксперименты с отделением от матери. Изменяется поведение ребенка, он начинает хватать мать за нос, уши, волосы, пытается засунуть ей еду в рот, отстраняется от нее всем телом, старается лучше разглядеть ее и происходящее вокруг. Это отличается от его предыдущей манеры прижиматься к матери, когда она держит его на руках. Мать становится все более различимой.

     На возраст 6-7 месяцев приходится пик зрительного и мануального исследования материнского лица и тела. Дети рассматривают мать, прикасаются к ее лицу, телу, одежде, могут достаточно долго исследовать очки или заколку, которые носит мать. С этого возраста дети начинают играть в ку-ку, но пока только пассивно. Мать закрывает лицо и либидинозный ток, восхищение ее взгляда исчезает. Исчезает отражение ребенка из глаз матери. Ребенок учится существовать без непрерывной подпитки материнской любви.Это служит подготовкой к дальнейшему выходу из симбиотического единства. Все дети этого периода демонстрируют  попытки освободиться от пассивного младенчества на руках у матери. Они стараются соскользнуть с материнских коленей и немного побыть вдали от нее, но очень скоро стремятся приползти обратно и играть у ее ног.

     В возрасте 7-8 месяцев у детей обнаруживается зрительный стереотип, т.н. «перепроверки на матери». Это очень важный признак нормального психологического развития.Этот стереотип является стабильным признаком начала соматопсихической дифференциации, то есть осознавания себя и своего тела. Ребенок проводит сравнительное рассматривание. Он как бы знакомится с матерью более тщательно, черта за чертой, проводит различие между матерью и не матерью. Он знакомится со всем, что имеет вкус, запах или ассоциацию с матерью, выясняет, что относится, что не относится к материнскому телу – очки, заколка, платок.

     В этом же возрасте ребенок начинает предпочитать т.н. переходные объекты. Это вещи или игрушки, которые должны быть прочными, мягкими, податливыми, теплыми на ощупь. Но главное, они должны пахнуть телом матери. Эти объекты ребенок прижимает к лицу и телу с явным удовольствием. Переходные объекты являются временными заменителями материнского тела. Этот феномен показывает, насколько для маленького ребенка важен телесный контакт с матерью.

     Маленькие дети по-особому относятся к незнакомым. Когда незнакомец отводит взгляд, ребенок начинает его с любопытством разглядывать, сверяя черту за чертой с лицом матери или со своим внутренним образом матери. Как только ребенок зрительно и тактильно хорошо познакомился с матерью, научился понимать ее эмоциональный фон, он переходит к такому же тщательному изучению других лиц.

     В это же время появляется «тревога на незнакомцев».  Некоторые дети реагируют на незнакомца достаточно спокойно, другие испытывают  сильную тревогу и плачут. С точки зрения психоанализа "страх незнакомцев" объясняется таким образом. К этому периоду у ребенка есть достаточный опыт взаимодействия с матерью. В этом опыте есть "хорошие" части, когда мать воспринимается, как объект приносящий удовлетворение, и "плохие" части, когда мать не приносила желанного удовольствия.  Скорее всего, у младенца обнаруживаются два "Я-состояния": "Я, когда мать меня любит" и "Я, когда мать меня не любит".Если есть два внешних объекта, два человека,которые как то взаимодействуют с ребенком, то один из них становится в психике ребенка "хорошей матерью", это, как правило "мать, которая уходит". А незнакомец становится "матерью, которая не дает удовольствия, плохой".  Ребенок впадает в состояния "Я, когда мать не любит",  пугается и плачет. 

    Оказалось, что если ребенок получал удовольствие от симбиотической фазы, его отношения с матерью в этот период протекали наиболее гармонично, то в его отношении с незнакомцем наблюдается спокойное исследовательское любопытство. Можно сказать, что внутренний образ "хорошей" матери, зрительный и телесный, уже достаточно стабильно укоренен в его психике. У него закреплены доверительные ожидания к миру. Те дети, чей симбиоз протекал не очень хорошо, легко теряют внутренний образ матери. Их «внутренняя хорошая мать» исчезает и они пугаются.

     В тех случаях, когда создание симбиоза произошло с задержкой или было еще как-то нарушено, стадия дифференциации и формирования образа тела происходит либо преждевременно, либо с опозданием. Здесь так же главную роль отношения матери и ребенка. Если мать получала удовольствие от симбиоза, не испытывала особых проблем и конфликтов, то ребенок в возрасте около 6 месяцев начинает постепенно отстранятся от ее тела. Если симбиоз был слишком удушающим, обволакивающим и мать мало понимала нужды ребенка, то фаза дифференциации начинается раньше и протекает бурно. Ребенок уже в 4-5 месяцев отталкивает мать, стремится свести к минимуму контакт с ее телом, явно предпочитает находиться на руках у других взрослых. Он явно воспринимает ее как другого человека, но это восприятие носит негативный оттенок. В случае запаздывающего и отстраненного симбиоза, дети, наоборот, стремятся дольше положенного сохранить состояние пассивного младенчества и с опозданием входят в фазу дифференциации

     У некоторых детей слишком рано созревает фрагмент предшественника Я. Такие дети проявляют сверхчувствительность в определенной области восприятия. Они могут проявлять повышенную чувствительность к свету, либо вздрагивают при каждом шуме, либо рано проявляют гиперчувствительность к вкусу, запаху или прикосновением. Такая асинхронность скорее мешает, чем благоприятствует правильному психологическому развитию.

     Если ребенок внезапно и преждевременно осознает мир за пределами симбиотической орбиты посредством своего фрагмента Я, то у него возникает сильная тревога, которую в психоанализе понимают как тревогу потери симбиотического объекта. У таких детей очень рано появляется специфическая улыбка на мать и страх незнакомцев. Для того, чтобы сознание своей отдельности не было слишком травматичным для такого ребенка, матери крайне важно проявлять свою эмпатию и быть хорошо настроенной на его потребности и эмоции . Это поможет сгладить не слишком правильное начало психического развития. Она должна создать для ребенка свонго рода «чувствительный и защищающий панцирь». Но действие этого панциря постепенно должно сходить на нет, чтобы не затруднять постепенное развитие самости ребенка.

     Первая субфаза дифференциации и формирования образа тела перекрывается со следующим этапом детского развития -  субфазой практикования, которая охватывает период с 7 до 18 месяцев. О ней мы поговорим в следующий раз.

 



Просмотров: 521
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Когда мать становится "колдуньей"...
  • Психологическое развитие маленького ребенка: субфаза консолидации индивидуальности (22-36 месяцев)
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • Психологическое развитие маленького ребенка:субфаза воссоединения (17-24 месяцев)
  • Что делать, когда плохие отношения с матерью? – Нам поможет Божья Мать. Интересные феномены
  • Здоровая_психосоматика Если дочь "слишком похожа на мою мать"
  • Если мать и ребенок слишком привязаны друг к другу
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Пониженное либидо у "ребенка" ставшего психологическим мужем своей матери.
  • Когда "мать родную готов продать" за дозу... еды.
  • Как жить, когда твоя мать ....как ребенок.
  • "Коли есть отец да мать, так ребенку благодать" или о психологии отцовства.
  • "Общение матери со взрослой дочерью. Как избавиться от роли ребенка?"
  • Когда ребенок становится "деспотом"?
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Если ребенок ударил мать, как реагировать?
  • Обманутая мать или если ребенок в тягость
  • "Достаточно хорошая мать"
  • "достаточно хорошая мать"
  • Техника для "ленивых", когда подсознание начинает работать само за тебя
  • Сепарация в диаде "мать и дитя"
  • Когда ребенок начинает спрашивать про Смерть
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Как мать привязывает к себе сына на примере фильма "Мой сын для меня"
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Мать-основа развития ребенка
  • Правильно ли мы понимаем роли "мать" и «"отец"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь