Подростковые характерологические реакции и суицидальное поведение

    Подростковые характерологические реакции и суицидальное поведение

      Советский психиатр Андрей Евгеньевич Личко рассмотрел характерологические реакции подростков, свойственные их возрасту. Понятно, что кому-то из ребят конкретные реакции свойственны больше, кому-то - меньше. И эти особенности я хотела бы рассмотреть на примере великолепного фильма "Общество мертвых поэтов". Все эти реакции использует талантливый учитель литературы, чтобы заинтересовать своих учеников поэзией и научить их самостоятельно думать и не бояться этого.

  • Реакция эмансипации у героев фильма проявляется в нежелании следовать строгим правилам консервативного закрытого колледжа, в стремлении самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Друзья Нил и Тодд прекрасно понимают, что находятся в зависимом положении и от своих родителей, и от администрации колледжа. Они тяготятся излишней опекой и мелочным контролем.

   Преподаватель Джон Китинг общается с учениками, как старший товарищ, дружелюбно и с уважением. Не использует менторский тон, шокирует ребят нестандартным подходом к их обучению, как к шалости или хулиганству. Сначала мальчишки отнеслись к новому преподавателю настороженно, так как к подобному поведению взрослых не привыкли, но потом приняли его искренне. Отношения выстраивались по принципу партнерства и ребятам это нравилось.

  • Хобби-реакция проявилась в создании мальчиками литературного клуба общества мертвых поэтов. Причем, идея пришла в голову не им. Эту идею им подкинул преподаватель, но собрания общества ребята проводили самостоятельно. Стоит ли удивляться тому, что увлеченные обществом они заинтересовались литературой очень сильно? И те из них, кто терпеть не мог Шекспира, открыли его для себя с неожиданной стороны. Как много можно открыть, сменив декорации.
  • Реакция группирования со сверстниками проявляется в стремлении подростка быть принятым своей группой, быть частью ее. Впоследствии на собраниях общества мертвых поэтов уже присутствовали и девушки, и выпивка. И такое поведение является частью реакции группирования и реакцией эмансипации, конечно, тоже.
  • Реакция оппозиции возникает как активный протест против чрезмерных требований и против сложившихся устоев. Реакция всегда демонстративна. В фильме показана, как грубая шутка одного из учеников над директором школы. И демонстративное прощание учеников с любимым учителем, когда тот зашел в класс. Действие происходило на глазах у нового учителя, доведенного до бешенства поведением мальчиков. Здесь мы видим и лояльность учеников к Китингу, и оппозицию по отношению к новому учителю.
  • Реакция имитации проявляется в стремлении подражать определенному человеку или образу. Учитель Джон Китинг имел такой авторитет у мальчиков, что сам стал объектом подражания. Ребята называли его «капитаном». Да, та ситуация была спровоцирована учителем, но ребята с готовностью приняли ее
  • Реакция гиперкомпенсации выражается в упорном стремлении добиться успеха в той сфере, где ты слаб. Это можно наблюдать у Тодда, который не мог при товарищах прочесть вслух стихотворение, настолько волнительно это для него было. В конце фильма Тодд, преодолев свои слабости, уже читает стихи собственного сочинения. Реакция гиперкомпенсации помогла Тодду в данном случае.  

    А что же друг Тодда Нил? Он начинает, как уверенный лидер класса. Данное поведение Нила, на мой взгляд, так же является следствием гиперкомпенсации. Нилу очень трудно принимать решения и отстаивать свою позицию. Он не может сказать прямо учителю, что отец запретил ему участвовать в спектакле. Нил не может заявить и отцу, что он хочет играть в театре, а не становиться врачом. В результате он врет и учителю, и отцу, окончательно запутавшись. Нил теряет свой голос и свою жизнь.

     Отец Нила жесткий и давящий. Расписал жизнь сына по годам и месяцам, где он будет учиться и кем ему нужно стать. При том мнение Нила не учитывается, его никто и не спрашивает. Увлечение театром даже как хобби отец почему-то воспринимает как личное оскорбление.  Мать мягкая и контактная, Нил к ней тянется, но она не заступается за сына. Мотивы женщины не ясны – может, она согласна с мужем; а может, и сама боится его.

    Учитель Китинг, в отличии от родителей, видит в Ниле не только объект воздействия и воспитания, но личность. Но, как и мать, не поддерживает его и не защищает от гнева отца. Китинг не вышел на разговор с отцом и не попытался донести альтернативную точку зрения.

      Итак, Нил после того, как блистательно сыграл в школьном спектакле, остается один на один с гневом своего отца. Нил не может вымолвить ни слова. Скорее всего, после такого эмоционального подъема, Нил чувствует себя обреченным навсегда быть под гнетом отца. Он обращается к матери: «Мама, я так хорошо играл!» Мама не реагирует… Это был истинный суицид с целью избавления от невыносимых страданий.

     Можно ли было избежать самоубийства? По характерологическим особенностям Нила, которые еще и обострились в подростковом возрасте, ему нужна была поддержка и защита значимого взрослого. Не давящая протекция, но ощущение интереса и уважения к его личности, чувство безопасности и эмоциональной теплоты. 

     Могли ли родители пересмотреть свое поведение, если бы суицид не удался? Никто не знает…          



Просмотров: 418
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • «И враги человеку — домашние его» (Мф. 10:34-36) Или как почитать отца и мать своих
  • Как распознать сигнал о стрессе? или Что такое "alarm-реакция"?
  • Реакция страха "бороться или бежать": эволюция формирования физиологического механизма реакции
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Как избавиться от вагинизма? Что такое вагинизм и как его можно вылечить? Решение сексуальных проблем
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • Совсем невезучий – это тот, за кем удача гонится сама, но догнать его не может
  • Что такое невроз и как его можно вылечить?
  • Чем бытовая реакция на рассказ собеседника отличается от реакции психотерапевтической?
  • Как мужчина может всего одной фразой обесценить все то, что вы ему говорите
  • Что можно сделать если есть болезненная реакция на событие?
  • Как отцу пережить, что его сын носит платье
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • Прокрастинация. Что это за зверь, и как его одолеть.
  • Как работать с принятием и прощением отца, если его не было в твоей жизни
  • Правда о депрессии. Что такое депрессия? Депрессия – это болезнь или реакция на событие?
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Как мать привязывает к себе сына на примере фильма "Мой сын для меня"
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как помочь близкому человеку, когда ему плохо, в его переживаниях.
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь