|
Детское воровство и реакция взрослыхАвтор статьи: Тарасенко Наталья Николаевна
С детским воровством приходится сталкиваться очень многим семьям. Как на него реагировать? Во многом это зависит от общей культуры семьи, индивидуальных особенностей ребенка, принятой в семье системы взаимоотношений. Приведу несколько ситуаций. Ситуация 1. Семейная трагедия На консультацию пришли мама и бабушка ребенка 5 лет. Ребенок, назовем его В., принес из детского сада чужую игрушку. В семье трагедия: «У нас никто никогда не воровал, мы честные люди! Мы ему так и сказали: «Ты вор! Нам стыдно! Тебя посадят в тюрьму!». Мы с ним даже разговаривать спокойно не можем!.. Что нужно сделать, чтобы ребенок не воровал?» Ситуация, которая встречается очень часто. Является ли это воровством? По взрослым меркам – да, а для ребенка? Он не думал о воровстве, ему очень хотелось поиграть с этой игрушкой дома. Реакция родителей, бабушки и дедушки была чрезмерной, ребенка назвали вором в очень жесткой форме, а слова взрослых оказывают внушающее воздействие. С ним перестали разговаривать, лишили эмоциональной поддержки – для пятилетнего ребенка это очень тяжело пережить. Было бы лучше, если бы родители сказали, что в таком случае нужно было бы попросить у воспитательницы разрешения взять игрушку домой на один вечер, чтобы утром вернуть ее. . Ситуация 2. Несправедливое обвинение Мама привела ко мне мальчика- семиклассника, которого обвинили в воровстве денег из сумки учительницы, теперь он не хочет ходить в школу, очень переживает. Первый раз мама приходила одна. Когда мальчик пришел, он в глаза совсем не смотрел. И только когда я сказала, что понимаю, как это неприятно, если несправедливо обвиняют в воровстве, он поднял глаза и очень эмоционально стал рассказывать, что денег не брал, но не может понять, кто же взял, если в классе был только он, занимался с учительницей индивидуально. Можно посочувствовать учительнице, у которой пропала довольно большая сумма, но как же опасно обвинить невиновного! У мальчика начались головные боли, трудности с засыпанием, в школу ходить он отказывался. В этом случае плюсом было то, что мама мальчика поверила сыну, старалась поддержать. Очень опасно обвинять ребенка, которые не воровал. Ситуация 3. Пропажи вещей как сигнал о конфликте У шестиклассника стали пропадать вещи. Казалось бы – мелочь, подумаешь, ручка пропала или ластик. Но оказалось, что в основе был конфликт, который произошел у мальчика с одноклассниками, после чего начались издевательства – ломали ручку или карандаш, прятали дневник, играли в футбол его ранцем. Учителя не замечали. Родители обратили внимание только тогда, когда пропали деньги, выданные на питание. Мальчик о конфликте ничего не рассказывал, говорил, что потерял. Ситуация 4. Рассказ мамы. Когда старший сын учился во 2-м классе, пропало у него 5 рублей, которые были даны, чтобы на обеды сдать. В советские времена это были деньги для ребенка немаленькие. Когда их класс на физкультуру уходил, другой второй класс в их кабинете занимался. Учительница наша была очень жесткая, она пошла в тот класс, сказала, что милицию с собакой вызовет. Когда я пришла в школу, сказала, чтобы я поговорила с мальчиком, который явно украл, но не признается. А как говорить? Обвинять я не могу - не видела. Я с ним стала говорить о том, какие друзья ему нравятся, кем он хочет стать, когда вырастет. Мальчик сказал, что хочет стать летчиком. И мы говорили о том, какие качества нужны летчику, как важно, чтобы летчику можно было доверять. Потом деньги сыну подбросили. Я не знаю, был ли это тот самый мальчик, с которым я говорила... В этой ситуации важно, что учительница не оставила без внимания пропажу денег, но не стоило так сильно запугивать детей. Мама поступила очень грамотно, стараясь опираться на естественное детское стремление быть хорошим. Ситуация 5. Подарили У девочки С., 8-классницы, из школьной раздевалки пропала шубка. Шубка была искусственная, недорогая, но модного фасона, девочке очень нравилась. Дом был рядом, родители принесло куртку, чтобы не замерзла по дороге домой. Но пропажа шубы очень расстроила девочку. И С. Начала наблюдать, изучать вещи в раздевалке. Обнаружила свою шубку, точно знала, что это ее вещь, т.к. пуговицы как-то особенно пришивала, еще какие-то метки были. Вместе с родителями пришли домой к родителям укравшей девочки. Шубку вернули. На вопрос, почему родители не заметили появление новой вещи в гардеробе девочки, родители ответили, что девочка сказала, что шубку ей подарили, они и успокоились. Родители поверили, что 14-летней девочке кто-то может запросто подарить шубу. А может, и не поверили, но их вполне устраивало, что появилась новая вещь, пусть даже в результате воровства. К чему приводит такая реакция близких? Не формируются этические инстанции, границы между своим и чужим. Вскоре, после окончания школы, эта девочка была осуждена за воровство. Данные примеры типичны, подобные ситуации встречаются в работе многих практиков и родителей. Нужно помнить, что опасно не обращать внимания на появление новых вещей у ребенка, это может привести к печальным последствиям, как в ситуации 5. Но и делать трагедию, ставить клеймо «вор», как в ситуации 1, не менее опасно, это приводит к нарушению привязанности, невротическим проявлениям. Что делать, если мы встречаемся с детским воровством:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|