|
Человеку свойственно переключаться: о навязчивом стремлении к «новому»Автор статьи: Алексей Тукмаков
Есть банальная фраза, претендующая на жизненную мудрость: «В жизни надо всё попробовать». Когда я это слышу, то думаю: «Так уж прямо и всё?» Попробовать, каково сидеть в тюрьме, болеть раком, быть наркоманом? Хотя это примеры очевидных неприятностей. При этом многие «радости» оборачиваются со временем своей противоположностью. Веселые попойки – циррозом печени, любовные истории – разбитыми сердцами. И ведь никто заранее не знает, чем в итоге всё обернется. Разве что гадалка… Многие люди стремятся к «новому», постоянно переключаясь на что-то «другое». Перемены ради новизны – для них это, кажется, самое важное, это наивысшая ценность. Судя по тому, как они живут.
Такое впечатление, что они не могут определиться, понять, к чему лежит их сердце, и сфокусироваться на этом. Быть в контакте с тем, что по душе, - что может быть лучше? А чем такая жизненная стратегия чревата?
Почему «переключатели» это делают? Давайте представим себе маленького ребенка, который о мире совершенно ничего не знает. Для которого мир – совершенно неизвестное место, и его нужно как-то исследовать. Но если мир совершенно неизвестен, значит, для ребенка в мире нет никаких вызывающих интерес объектов. Как же его узнавать, если ничто пока не вызывает интерес? Что здесь может помочь? Любопытство! Интерес ко всему без разбора. Ко всему неизвестному, новому. Маленьким детям он свойственен. Они постоянно суют нос везде, где можно и где нельзя, постоянно изводят взрослых «дурацкими» вопросами: что, почему, зачем? Базовое любопытство – здоровая детская стратегия. Она позволяет накопить некоторый объем знаний о мире, который совершенно неизвестен. А что дальше? А дальше – фокусировка. Ребенок осмотрелся, понял, где что, какие возможности открыты перед ним в окружающем мире. Он выбирает то, что его увлекает, к чему хочется возвращаться снова и снова, что греет душу. А от всего остального отказывается. Например, выбирает занятие, в котором начинает совершенствоваться. Живопись, музыку, техническое творчество, какой-то вид спорта. И с годами достигает вершин мастерства, начинает клепать шедевр за шедевром, становится гением, а когда отправится на кладбище – ему памятник поставят. Это тоже здравый вариант: от базового любопытства к фокусировке на том, к чему лежит сердце. Как в военном деле или картографии: сначала рекогносцировка (осмотр местности), затем принятие решение (что делать, в каком направлении двигаться). К сожалению, эта здоровая стратегия ориентирования в мире нарушается. В первую очередь, школой. Как я уже написал выше, фокусировка на чем-то одном предполагает отказ от всего другого, того, что не вызывает интереса. Школа не позволяет отказаться от неинтересного. В школе есть «программа», список предметов, которыми ребенок обязан заниматься, хочет он этого или нет. Список книг, которые он обязан читать, и по которым обязан писать сочинения, даже если ему от этих книг тошно. В школьной программе пара десятков предметов, при этом по-настоящему увлекать человека может максимум 2-3, на большее просто внимания не хватит. Но заниматься заставляют всем, что есть в программе. В итоге интерес к чему-либо у большинства детей отбивается напрочь. Это как раз и нужно устроителям школьного образования (в советском варианте, который не преодолен, а только ухудшился), сформировать стадо, которое послушно идет туда, куда его гонят. А если у каждого будет свой интерес, это что же получится, уже не стадо, а множество индивидуальностей, которых не погонишь. Непорядок, товарищи. Дальше, стратегия фокусировки нарушается рекламой и маркетологами. Маркетологи хотят продавать, и для этого в рекламных роликах показывают всё новое с привлекательной стороны. Мастерски возбуждают эмоции, играют на чувствах зрителя, как на балалайке, заставляя его потреблять. И он идет на поводу ушлых спецов по продажам, отказывается от «старых» вещей, которые еще совсем не старые, и спускает все имеющиеся деньги на покупку «новых», которые по сути то же самое, только с другим названием. В итоге человек фиксируется на инфантильной стратегии бесконечного пробования «нового», хронической гонке за «новизной», в попытках убежать от скуки. А скука – это закономерное следствие скудости внутреннего мира, внутренней пустоты. У большинства людей «старое» быстро перестает вызывать эмоциональный отклик. Психологи давно уже открыли явление десенсибилизации: один и тот же стимул, повторяясь снова и снова, вызывает все более слабую реакцию. Все наскучивает и надоедает: вещи, занятия, люди. Так бывает почти всегда, но не со всеми. Некоторые умеют снова и снова радоваться уже знакомому, или же открывать новую глубину в том, что, кажется, уже полностью изучено и исчерпало себя. Американский футуролог Элвин Тоффлер в своей книге «Футурошок» называет современный мир «обществом одноразовых стаканов». Человек в таком обществе, основанном на массовом дешевом производстве, не дорожит вещами, и такая стратегия отношения к вещам распространяется на другие контексты (области жизни): на увлечения/хобби, на межличностные отношения. Надкусил конфетку – выбросил – облизал другую – выбросил… А ведь можно и по-другому. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|