|
Дети и гаджеты. (интервью для детского сайта)Автор статьи: Обердерфер Наталья Николаевна
Моему сыну 5 лет. И меня сейчас очень волнует вопрос присутствия гаджетов в его жизни. Гаджеты стали неотъемлемой частью всех сфер нашей деятельности. Но несут ли они в себе необходимое ребенку развитие или больше отвлекают его от полезных занятий?
Разобраться в этом мне помогла Обердерфер Наталья Николаевна – руководитель Центра психологии и дополнительного образования «Рапсодия», г. Астана. Дипломированный врач (Акмолинская государственная медицинская академия, специальность - врач-педиатр) и психолог (Современная Гуманитарная Академия, специальность – психолог; Erickson University International, специальность – нейролингвистическое программирование, мастер). Специализируется на индивидуальном и семейном консультировании.
– Как считают психологи: гаджеты - полезны или вредны для детей? – За всех психологов не скажу. Информация всегда была главным инструментом и ресурсом для выживания. Тот, кто владеет большей информацией, тот более эффективен в жизни. Вредным может стать гаджет, если использовать его без чувства меры. Конечно, виртуальное общение никогда не заменит живого, хотя и в нем есть польза. В виртуальном пространстве человек понимает, каким бы он хотел быть, раскрывает свои скрытые потенциалы, которые можно тренировать и использовать в реальности, овладевает новыми навыками.
– С какого возраста ребенок может начинать пользоваться гаджетами? – Примерно с 1 года. Пусть шагает в ногу со временем. Ребенок уже в 3-4 года вполне уверенно себя чувствует в играх, а в 6-7 лет легко осваивает Интернет.
– Есть ли ограничения по времени суток: когда можно разрешать пользоваться гаджетами, когда нет? Какова должна быть продолжительность пользования? – Всё, что вызывает интерес, азарт, волнение (игры и информация в интернете) – это стресс, который в умеренной дозе полезен. То, что вызывает возбуждение, будет не уместно перед сном. До трех лет ребенок должен пользоваться гаджетами не более часа в день, причем подряд – только 20 минут, потом еще 20 минут – после перерыва, тоже не менее чем 20-минутного – и т.д. Взрослые должны четко контролировать, не нарушается ли этот режим, и мягко переключать внимание ребенка на что-то другое. Нельзя разрешать ребенку играть на планшете во время еды, выполнения школьных заданий или разговора со взрослыми. Во всех этих случаях гаджеты должны быть убраны. Иначе реальное взаимодействие ребенка с другими людьми будет подменяться виртуальным. Существует уже целая проблема: дети приходят друг к другу в гости с гаджетами – и вместо того, чтобы общаться напрямую, каждый сидит со своим устройством, через которые и происходит их взаимодействие.
– Чем желательно «начинить» гаджет, чтобы он стал полезным для развития ребенка? – Любой позитивной информацией. Для дошкольников есть игры, которые помогут научиться читать и считать, выучить цвета. Гаджеты дают возможность быстро находить информацию и обучаться, связываться с любым человеком на земном шаре. Учите ребенка писать и отправлять письма, умению общаться в чате, звонить кому-либо, пользоваться видеосвязью, рисовать в специальных программах. Гаджеты несут в себе большое количество полезных возможностей, которых человек не имел раньше.
– Ясно, что разумный родитель не купит ребенку жестокую игру с элементами насилия, но сегодня даже первоклассники умеют скачивать такие игры-стрелялки в Интернете… – Мы не можем изолировать наших детей от общества, но мы можем быть личным примером для ребенка. Каким вырастит человек, примерно на 30% зависит от генов, на 30% от социума, среды, где он растет и на 30% от воспитания в семье.
– Как же родителю себя вести в данной ситуации, когда ребенку нравятся «жесткие игры» (с перестрелками, к примеру)? – Можно пожелать родителям использовать свои 30% полностью, ведь многие этого не делают. Чтобы ребенок развивался по правильному пути, родителям нужно его обозначить. Активно участвовать в жизни ребенка, помогать ему формировать свои хобби и пристрастия. В случае с гаджетами также необходимо участие родителей, помочь ребенку выбирать те функции электронных устройств, которые пойдут на пользу ребенку. Замечательно, если родитель как можно больше принимает участие в той деятельности, которую выполняет ребенок с помощью гаджета, а не оставляет его надолго наедине с устройством. А то обычно бывает так: взрослый включил ребенку мультфильм в планшете или запустил игру – и сам занимается собственными делами, а ребенка в это время не видно и не слышно. Это удобно – да, но отнюдь не полезно.
– При каких обстоятельствах может сформироваться зависимость от гаджета? – Нужно также помнить, что родителям нельзя заменять себя гаджетами. Ведь зачастую в руки ребенку дается электронное устройство с целью того, чтобы ребенок «не мешал», чем-нибудь себя занял. Происходит подмена общения ребенка с родителями «общением» ребенка с гаджетами.
Родителям нужно помнить, что ребенок во многом подражает им. Какими видит он своих родителей? Сидящими за компьютером или с планшетом в руках? Или может быть смотрящими в смартфон или ноутбук? Поэтому эти предметы становятся для него настолько ценными. Ребенок получает положительные эмоции от необычной и интересной игрушки и красочных мультиков. От удовольствия трудно отказаться самостоятельно, тем более в детстве, когда функции самоконтроля еще слабые. Если ребенка увлечь чем-то интересным, на время он забудет о привязанности и вспомнит только тогда, когда заскучает. Чем больше человек занят тем, что ему нравится делать, тем меньше у него времени на бесцельные стрелялки. Ключевое слово здесь – нравится, то есть если это спорт, то это тот спорт, который нравится ребенку, а не папе.
– Если ребенок дорос до 14 лет – и ничего, кроме гаджета, в его жизни нет? Можно ли решить проблему, отняв устройство и отправив подростка, скажем, поиграть в футбол? – Если ребенок дорос до 14 лет - и ничего, кроме гаджета не давало ему возможности испытывать эмоции и переживания, то отобрав у него устройство, вы превратитесь во врага. Этот процесс «отвыкания от гаджета» не может быть быстрым и сразу успешным – он будет сопровождаться и скандалами, и недовольством со стороны выросших детей. Однако, зачастую это единственно верный путь.
Конечно, желательно не допускать этого. Пусть ребенок получает эмоции и переживания в кинотеатре, участвуя в спектакле или других выступлениях, дебатах, пусть спорит и отстаивает свое мнение, пусть творит что-то своими руками и получает признание от своих близких. Если ребенку давать возможность испытывать яркие и выраженные переживания в жизни, то зависимости от гаджета не будет, ну или будет не больше, чем у Вашего супруга от его автомобиля.
– Ребенок потом скажет «спасибо» за эти усилия со стороны родителей? – Помните о равновесии. Если исключить из жизни ребенка гаджеты, то малыш вырастет не приспособленным и не образованным, если он будет «жить» в гаджете, то его мышцы будут атрофированы, будет портиться зрение, он сам потеряет интерес к реальной жизни. Пусть гаджеты присутствуют в жизни ребенка наравне с прогулками в парке и рисунками, с бассейном и коньками, общением со сверстниками и семейными фильмами. Они ни в коем случае не должны отодвигать на второй план реальную жизнь. Задача родителей этот баланс создать. И пусть гаджет будет нашим союзником в развитии наших детей.
Это интервью разрешило многие мои сомнения по поводу гаджетов. Если до этого диалога я была против гаджетов в жизни моего ребенка, то сейчас несколько изменила свою точку зрения. Надеюсь, и для вас эта информация оказалась полезной.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|